Воронеж. 28.06.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Эксклюзив - Военный метеоролог по образованию Олег Сухов производит впечатление аккуратного, щепетильного предпринимателя, у которого все по полочкам. При этом стремление к очень разумному риску в бизнесе, видимо, «компенсируется» достаточно безбашенными, рискованными хобби. Ему нравится его дело - строительство, девелопмент. Ему нравится после зарубежных поездок в цивилизованный мир возвращаться в русское «сафари». Но затевать каких-то новых грандиозных проектов он пока не хочет. Прошедший не один кризис, Сухов накапливает финансовый жирок и точно знает, что, случись следующий завтра, его бизнес устоит.
- Вы профессиональный строитель?
- Нет, я метеоролог. Я окончил Воронежское военное училище. После окончания училища служил в Борисоглебске. Потом решил заняться наукой, перевелся в училище, начал там работать и писать кандидатскую. Рассказывал студентам, как работает комплексная радиометеорологическая станция.
В 1988 году у меня родилась идея организовать в училище компьютерный класс. Меня еще в то время это увлекало. Я поехал в Ригу. Там тогда выпускались первые компьютеры. Но у меня ничего не вышло из этой затеи, поскольку замначальника по научной части меня не поддержал. Помимо этого, я не видел больше перспектив для себя в армии, которая на тот момент стала деградировать. Не хотелось принимать в этом участие. И я уволился.
- И куда ушли из училища?
- В никуда. Вот тогда и занялся строительством. Строил по селам - дома для беженцев, видеоклубы. Тогда можно было за два показа фильма в видеоклубе зарабатывать зарплату лейтенанта. А если еще чуть-чуть предпринимательства… Если везде стоило, условно, два рубля, мы в областной больнице по пятьдесят копеек показывали для больных.
- То есть вам не пришлось торговать паленой водкой?
- Паленой водкой не занимался, но продуктами питания оптом торговал, был одним из первых на этом рынке в Воронеже. И это тоже было интересно. Ведь тогда никто в Воронеже не видел импортных шоколадок, не говоря о многом другом. И все продавалось просто влет.
Но я прекрасно понимал, что это временное явление: что киоски, которые тогда росли как грибы, когда-нибудь отживут свое; что придут продуктовые сети, которые будут напрямую работать с производителями. И начал искать другую свободную нишу. Такой мне показался топливный бизнес. Я стал одним из основателей Воронежской топливной компании. Мы построили тогда на «Динамо» первую современную АЗС. Другие воронежские предприниматели тоже тогда начали строить свои АЗС. И как-то мы, собравшись, поняли, что если объединиться, мы получим хорошую закупочную цену, можно будет и рекламу продвигать. Кстати, идея создания «АвтоКарт-Воронеж» – систему скидок для юрлиц через работу с пластиковыми картами – тоже моя. Компания до сих пор успешно функционирует.
- Топливный рынок все-таки более сложный, чем продуктовый, мне кажется. Как минимум он слишком политизированный.
- Сложный. И политизированный. Много некачественного топлива. Перед выборами цены снижаются. При этом розничные операторы очень зависимы от поставщиков - своей же скважины нет. А нефтяным компаниям если скажут работать в убыток, они будут работать в убыток.
Осознавая все это, я начал искать новые направления. И открыл для себя девелопмент, тоже пустовавшую на тот момент нишу. Я продал все свои акции ВТК и решил вложить эти средства в девелоперское направление.
Принимая решение о строительстве ТЦ «Юго-Запад», мы понимали местоположение, понимали, что по соседству располагается вещевой рынок и в этот район едут за более дешевыми товарами. Поэтому мы пошли чуть по другому пути, мы не стали ориентироваться на средний и средний-плюс класс (на что в основном сделали ставку другие воронежские девелоперы), мы пошли в эконом, средний и средний-минус.
- Как ощущаете сейчас – правильное направление выбрали?
- Да. Во всяком случае, кризис мы прошли хорошо. И наши крупные арендаторы чувствуют себя достаточно неплохо. До сих пор один из самых якорных арендаторов – «Модис» – работает у нас в ТЦ и, насколько я знаю, успешнее, чем в других торговых точках по городу.
- Вы же, кажется, собирались вторую очередь строить?
- Собирались и собираемся. Мы же не только Юго-Западом занимаемся. У нас есть другие объекты, которые построила наша компания - ООО «Воронежстройинвест». Например, известные всем и даже указанные кое-где на открытках достопримечательностей Воронежа, многоэтажные гаражи – комплекс с заправкой, на ул. Кольцовской. Далее - офисный центр за «Пролетарием» (Карла Маркса, 70а), офисный центр на Никитинской, 8а. Одно из наших направлений – строительство автотехцентров. На Космонавтов есть автотехцентр «Шкода» – его строили мы. Сейчас замыслили построить еще один дилерский центр. Для этого у нас уже есть площадка и договоренности с производителем.
- Разброс направлений большой…
- Я всегда был сторонником диверсификации бизнеса. Всегда опасался вкладывать все свои средства в одно направление.
- Так когда «Юго-Запад» будете пристраивать второй очередью?
- Наши планы в отношении «Юго-Запада» притормозил кризис. И это даже хорошо. Он нас немного отрезвил, что ли. Как-то я внезапно осознал, что все торговые центры в Воронеже – будто клонированные. Один и тот же набор операторов. Торговых центров больше, чем операторов. Поэтому мы решили сделать паузу. Мы пока хотим посмотреть, как будет развиваться рынок недвижимости. Мы ждем новых операторов. И если такие появятся, наверное, будем возвращаться к идее строительства торгового центра.
- Вы считаете, это будет востребовано? В Воронеже настроено уже более чем достаточно торговых центров. Вот на данный момент у вас в первой очереди как обстоят дела?
- На данный момент у нас нет ни одного свободного помещения.
- Несмотря на то что у вас «Армада» под боком и вещевой рынок…
- У «Армады» средний, средний-плюс сегмент. А «Юго-Запад» - средний и сильно средний-минус. А вещевой рынок – это совсем минус. В итоге возникает не конкуренция, а, напротив, синергетический эффект. И от этого только выигрывают все.
- С офисной недвижимостью тоже получается похожая ситуация, наверное? Недвижимости больше, чем арендаторов...
- Нет, наши бизнес-центры заполнены.
- Обязательства по тому же «Юго-Западу» вы уже все вернули?
- У нас есть обязательства, но на сегодняшний день мы с ними достаточно уверенно справляемся.
- А ваше новое направление – строительство автотехцентров – не рискованный бизнес?
- Он, во всяком случае, понятен. Если есть автопроизводители, которые сюда заходят с громадными вложениями по строительству заводов, - это, согласитесь, надежный партнер. В отличие от арендатора, который сегодня есть, а завтра нагрянул кризис – и он, набрав кредитов, разорился.
Понимаете, мне кажется, что вторая волна кризиса все-таки будет и она не за горами. А если судить по состоянию дел в европейской экономике, вторая волна может быть похлеще кризиса 2008 года.
- Ну а вы наращиваете жирок в ожидании кризиса?
- Да, у нас есть резервный фонд. За счет него мы закрывали проблемы в 2008 году. И сейчас мы накапливаем его.
- Что-то еще, кроме автотехцентра, собираетесь строить или пока ограничитесь тем, что есть?
- В данный момент не собираемся больше ничего строить. Присматриваемся к строительству жилья. Участок под жилье у нас тоже есть. Но, во-первых, непонятна стоимость ипотеки. Во-вторых, сейчас уже заявлено достаточно много проектов, и непонятно, насколько это жилье будет востребовано.
- Но ведь дефицит жилья существует...
- Существует. Но ипотека под 18% тоже существует.
У нас в планах строительство эконом-жилья. А покупка эконом-жилья предполагает участие в том кредитных средств. И если предположить худший сценарий (что случится кризис), процентная ставка по ипотеке падать точно не будет. Я не говорю уже о сокращении рабочих мест и других «издержках» кризиса.
- У меня складывается впечатление, что вы очень аккуратный, осторожный человек. Но все-таки, по вашему мнению, нужно ли рисковать? И как отмерить ту степень риска, когда уже достаточно? Вы рисковали вообще в своей жизни?
- Ну, конечно, постоянно рисковал. Когда в 90-х брал кредиты под 250% годовых, например, рисковал.
- Но тогда и рентабельность бизнеса была несколько другая.
- Да, рентабельность бизнеса была другая, но тогда и времена были сложные: тогда и пристрелить могли запросто. Рисковал. Но сейчас, я думаю, когда что-то начинаешь новое и берешь кредиты, в любом случае рискуешь. Просто я за разумный риск. Во всех смыслах.
- То есть вы не разоритесь?
- Нет, я не хочу разориться.
Если уже и брать кредиты, то кредиты такие, которые можно будет вернуть своей деятельностью даже при каком-то плохом развитии событий.
- Какая у вас формула успеха?
- Скорее, семь раз отмерь – один раз отрежь.
- Такую осторожность в делах не хочется компенсировать? Скажем, какими-нибудь экстремальными увлечениями?
- Не могу сказать, что компенсирую. Просто увлекаюсь: горными лыжами уже лет 18 и в последнее время открыл для себя дайвинг. Люблю практически все водные виды спорта.
- А детям своим позволите рисковать?
- Своему сыну я хочу дать хорошее образование. Мы больше на интуиции работали. Сейчас же нормальное профессиональное образование просто необходимо. Дочь уже заканчивает МГУ. Вот пусть они рискуют, если захотят.
- Вы не партийный?
- Нет. Мне была когда-то интересна политика - в 2005-м я пытался баллотироваться в городское собрание, когда мы занимались топливом. Тогда был смысл, сейчас не вижу смысла.
- А зачем тогда вам «Лидер»?
- Чтобы держать руку на пульсе. На самом деле, я туда не рвался, меня позвали. Предполагаю, что по рекомендации. Как бизнесмена, который вполне удачно развивает свое дело и неплохо пережил кризис.
- То есть вам достаточно того, что у вас есть?
- Да, я знаю свое дело, я его достаточно хорошо отладил, все исправно работает. У нас есть практически все службы. Мы на аутсорсинг, кроме охраны, ничего не отдали. Служба электриков и сантехников, клининги на разные объекты – все сделано на разные подразделения.
В последнее время почему я и не хочу затевать громадные проекты – не хочу работать ради работы. Мне достаточно того, что есть.
- А как же метеорология?
- Помню до сих пор латинские названия облаков. Иногда предугадываю, какая будет погода сегодня.
- То есть ваши дети не будут метеорологами?
- Нет, не будут. Хотя сейчас метеорология и изменилась. Все компьютеризировано. Просто тогда время было другое и ценности другие. Машина, квартира – и человек счастлив. Сейчас, мне кажется, намного меньше счастливых людей…