Договор о размещении американского центра транзитных перевозок (ЦТП) на территории аэропорта «Манас» в Киргизии истекает в 2014 году. Однако правительство Соединенных Штатов продолжает проявлять интерес к дальнейшему использованию базы. На днях американский министр обороны Леон Панетта (Leon Panetta) встретился с официальными лицами Киргизии и, несмотря на сделанные ранее заявления пресс-службы Вооруженных сил США о том, что он «не планирует обсуждать продление аренды в рамках данного визита», по мнению ряда экспертов, косвенно этот вопрос все же затрагивался.
Доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета, директор Независимого аналитического исследовательского центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов (Kadyr Malikov) отмечает, что некоторое время назад помощник госсекретаря Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) Роберт Блейк (Robert Blake) упомянул в западных СМИ о наличии интересов США в центрально-азиатской республике. Эти сообщения, а также заявления президента Киргизии о намерении вывести базу США с территории аэропорта «Манас» заставили эксперта сделать вывод о том, что визит Леона Панетты был частично связан с вопросом о будущем ЦТП после истечения срока договора.
Ранее зарубежные масс-медиа со ссылкой на американского служащего на условиях анонимности сообщили, что переговоры между высокопоставленным чиновником из США и официальными лицами Киргизии о продлении договора аренды ЦТП «Манас» после 2014 года не проводились. Однако источник четко дал понять, что позиция киргизского президента по «Манасу», по мнению американской стороны, не является окончательной, поскольку «есть определенное пространство для маневра».
Использование фразы «определенное пространство для маневра», как полагают некоторые аналитики, среди которых и независимый вашингтонский журналист Джошуа Кучера (Joshua Kucera), подразумевает, что Соединенные Штаты хотят продлить аренду на срок, достаточный для того, чтобы вывести военнослужащих, технику и оборудование из Афганистана и не планируют бессрочно располагаться на территории базы.
Канадский аналитик, специализирующийся на Азиатско-Тихоокеанском регионе Джонатан Беркшир Миллер (Jonathan Berkshire Miller) считает, что Леон Панетта в ходе своего визита попытался уменьшить вероятность отказа в продлении договора аренды в 2014 году, поблагодарив Киргизию за ее важную роль стратегического партнера в Центральной Азии. По его мнению, министр обороны тактично завел собеседников в угол, выразив признательность новому киргизскому президенту Алмазбеку Атамбаеву за его «неизменную поддержку транзитного центра «Манас».
Заинтересованность американской стороны в удачном исходе решения вопроса о продлении аренды авиабазы вполне объяснима. Как считает эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев (Maksim Minaev), авиабаза — это прямой объект военного присутствия и влияния, причем как на политическую, так и на военную элиту не только Киргизии, но и соседних государств.
«Помимо этого, на базе можно размещать объекты специальных служб, что Соединенные Штаты и делают. По некоторым данным, там находятся представительства военной и политической разведки. Из всего этого следует, что отказываться от такого объекта им было бы не очень удобно, так как это заметно сократит их влияние в Центрально-азиатском регионе», — отметил эксперт.
В свою очередь, Джонатан Миллер разделяет мнение Джошуа Кучеры о значимости режимного объекта в Киргизии для вывода войск США из Афганистана.
«ЦТП «Манас» останется единственным надежным маршрутом для США, когда американские войска будут сняты с боевого дежурства в 2013 и 2014 годах. Южная логистическая цепочка из Пакистана еще больше «заросла грязью» после того, как традиционно непрозрачные отношения между Исламабадом и Вашингтоном сошли до надира после убийства Усамы Бен Ладена в Абботтабаде в прошлом году», — заявил аналитик.
Однако еще в октябре 2011 года — сразу после победы на выборах — президент Алмазбек Атамбаев заявил, что считает недопустимым присутствие в Киргизии каких-либо военных объектов и намеревается закрыть ЦТП «Манас», располагающийся на территории одноименного гражданского международного аэропорта. «В прошлом году я предупреждал сотрудников посольства США, что в 2014 году в соответствии со своими обязательствами США должны вывести базу», — напомнил он.
Тем временем, сторонники скорейшего закрытия американской авиабазы в минувший четверг, 15 марта, организовали пикет у посольства США с требованием немедленного вывода иностранных военных из страны. Митингующие крайне обеспокоены возможной пролонгацией договора аренды авиабазы и вовлечением Киргизии в вооруженный конфликт между Ираном и США.
«В мировых СМИ рассматривается возможность нападения США на Иран уже в апреле этого года. Но где гарантии того, что ответный удар Тегерана не придется на военные объекты Пентагона, в частности, на «Манас»?» — вопрошают пикетчики.
Подобные опасения возникали и у самого президента Киргизии, о чем он говорил еще в ходе первой после инаугурации пресс-конференции.
«Если иранцы в случае дальнейшего обострения с американцами выпустят ракету по ЦТП, а она попадет в Бишкек?» — задался тогда вопросом Алмазбек Атамбаев и добавил, что ранее уже объяснял свою позицию представителю США, и тот выразил понимание.
Озабоченность возможным военным использованием авиабазы «Манас» в потенциальном конфликте между США и Ираном высказала также российская сторона. По мнению официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича (Alexander Lukashevich), такого варианта развития событий исключать нельзя, хотя это и «потребует изменения или, скорее, нарушения условий американо-киргизского соглашения о статусе этого центра».
Посол США в России Майкл Макфол (Michael McFaul) попытался развеять эти опасения, написав в «Твиттере» о том, что «центр перевозок «Манас» вносит свой вклад в поддержание стабильности и безопасности в Афганистане и будет использоваться только с этой целью».
Председатель комитета по обороне и безопасности Жогорку Кенеша (парламента) Киргизии Токон Мамытов (Tokon Mamytov) в интервью ИА «PenzaNews» также исключил возможное использование центра перевозок в качестве плацдарма США в случае боевых действий с Ираном, заявив, что официальный Бишкек неоднократно указывал Вашингтону на недопустимость использования «Манас» в возможных операциях против исламской республики.
«Статус центра транзитных перевозок в аэропорту «Манас» предусматривает совсем иные задачи. Он предназначен для ведения антитеррористических операций на территории Афганистана. На это есть соответствующее решение Совета безопасности ООН, существует несколько соглашений, которые Киргизия подписала и ратифицировала с целым рядом государств. Что касается Ирана, то мы категорически против использования базы в военных целях. И я должен отметить, что киргизская сторона неоднократно уведомляла и указывала США на то, что в случае усложнения военно-политической обстановки вокруг Ирана и развязывания вооруженного конфликта, использование нашего аэропорта «Манас» в каких-либо операциях недопустимо. Мы получили официальное заявление американской стороны о том, что аэропорт «Манас» ни в коем случае не будет использован в военных действиях против Ирана. Мы надеемся, что США этого не допустят, но, несмотря на это, Киргизия будет по-прежнему контролировать данный вопрос», — сказал Токон Мамытов.
Между тем, некоторые киргизские правозащитники и общественники, в том числе и те, кто участвовал в акции протеста с требованием немедленного вывода американских войск с территории страны, опасаются, что и после окончания срока действия договора власти страны не закроют авиабазу. В частности, они обеспокоены недавним заявлением секретаря Совета обороны Киргизии Бусурманкула Табалдиева (Bursurmankul Tabaldiev) о том, что Киргизия позволит ЦТП «Манас» функционировать в качестве гражданского транзитного центра и после 2014 года.
Претензии участвовавших в митинге у посольства США граждан касались и экологической проблематики. Одним из требований протестующих было создание комиссии по рассмотрению фактов сброса авиатоплива американскими самолетами при посадке на ЦТП «Манас».
Однако Чрезвычайный и Полномочный посол США в Киргизии Памела Спратлен (Pamela Spratlen) в интервью турецкому телеканалу «TRT» заявила, что сброс авиатоплива происходит крайне редко, а какие-либо научные доказательства о нанесении вреда окружающей среде Киргизии в случае этих инцидентов отсутствуют. США, по ее словам, очень серьезно относятся к вопросам экологии и стараются защищать окружающую среду. Как утверждает Памела Спратлен, эксперты Киргизии, тем не менее, также подтверждают отсутствие научно обоснованных свидетельств ущерба экологии от функционирования ЦТП «Манас».
В свою очередь, Токон Мамытов подтвердил, что Киргизия в последнее время не получала официального заключения о сбросе топлива, однако признал, что подобные факты отмечались ранее — в 2007–2008 годах.
«Киргизская сторона выражала протест после этих инцидентов. Американцы к нашему заявлению отнеслись с пониманием и приняли необходимые меры. В настоящее время ситуация отслеживается соответствующими контролирующими экологическими органами Киргизии», — добавил Токон Мамытов.
По мнению обозревателей, получаемая киргизской стороной выгода от предоставления США центра перевозок ставится нынешним руководством страны под сомнение. Однако так было не всегда. Киргизия, действительно, долго лавирует в этом вопросе. По словам Джонатана Миллера, в 2009 году Вашингтон и Бишкек были «на ножах» из-за угрозы со стороны Киргизии выдворить США с территории базы. Эксперт напомнил, что этот вопрос был решен лишь тогда, когда США увеличили арендные платежи Бишкеку более чем в 3 раза — с 17 млн. до 60 млн. долларов — и при этом согласились на требования Киргизии о переименовании объекта «Манас» в транзитный центр. Последнее было сделано с целью нивелировать возмущение местного населения тем, что США используют Киргизию для ведения военной деятельности в Афганистане.
Однако находившийся тогда на должности секретаря Совета безопасности республики и лично занимавшийся данным вопросом Токон Мамытов не вполне удовлетворен мерами, принятыми правительством в то время.
«Должен отметить, что, к сожалению, второй глава нашей страны, не до конца довел те предложения, которые подготовил для него Совет безопасности и администрация президента», — сказал политик.
Несмотря на это, экономическая выгода Киргизии от сотрудничества с Соединенными Штатами и сегодня является огромной. Это обусловлено не только ежегодными платежами за аренду объекта, но и различными «безвозмездными актами помощи», информация о которых размещена на официальном сайте центра транзитных перевозок «Манас». Так, в августе 2011 года ЦТП «Манас» от имени правительства США при содействии Госдепартамента безвозмездно выделил медикаменты для пяти больниц Киргизии на сумму 130 тыс. долларов. С 17 декабря 2011 года более 1 тыс. 500 одеял и 5 тыс. 200 зимних курток на сумму 150 тыс. долларов были предоставлены нуждающимся жителям сел, расположенных вблизи ЦТП. А 16 января 2012 года был завершен проект по реконструкции школы, на реализацию которого американская сторона выделила 295 тыс. долларов.
Вместе с тем, эксперт Джонатан Миллер отмечает «некоторую усталость» союзников Пентагона, включая Киргизию, от продолжительного присутствия на их территориях вооруженных сил США. Эта озабоченность усилилась в связи с последними событиями, такими как непреднамеренные поджоги Корана силами НАТО в Афганистане и кровавая драма, унесшая жизни 16 мирных жителей на юге страны. Однако аналитик все же не исключает возможного продления соглашения между государствами.
«Несмотря на реальные опасения, вероятность заключения сделки между Киргизией и США достаточно высока. Атамбаев знает, насколько транзитный центр в «Манасе» важен для Вашингтона, и постарается использовать его на еще более выгодных условиях», — сказал эксперт.
При этом официальные лица Киргизии такую возможность исключают.
«Сейчас совсем другая ситуация. Президент страны Алмазбек Атамбаев однозначно заявил, что в 2014 году пребывание военной техники и данного центра на территории гражданского аэропорта «Манас» невозможно», — напомнил Токон Мамытов.
Несмотря на это, политик считает возможность удовлетворения требований митингующих о досрочном расторжении договора аренды маловероятной, так как Киргизия обязана выполнять условия подписанного ранее соглашения, что, по словам Токона Мамытова, является мировой международной практикой. Он также отметил, что порядок досрочного расторжения договора — в случае принятия такого решения — будет тяжелым и длительным.
В свою очередь, зарубежные эксперты не готовы дать однозначного прогноза на развитие ситуации в Киргизии. С одной стороны, правительство, доверие к которому снизилось как со стороны самого населения, так и со стороны соседних государств, например, России, понимает опасения граждан и не списывает со счетов возможную военную угрозу в случае критической эскалации напряженности вокруг Ирана. С другой стороны, как показывает опыт, у всего есть своя цена.
«Манас» — бывшая авиабаза антитеррористической коалиции, ныне — Центр транзитных перевозок ВВС США. Объект располагается в 23 км к северо-западу от Бишкека на территории международного аэропорта «Манас», построенного в середине 1970-х годов.
ЦТП официально используется для переброски снаряжения, боеприпасов и военных к местам боевых действий, а также для дозаправки в воздухе. На данном объекте проходят службу около 1 тыс. 200 военнослужащих (среди них 900 граждан США и персонал Киргизии), выполняющих каждодневную работу, преимущественно в центре воздушной мобильности, имеющем целью поддержание военных операций в Афганистане.
По данным Министерства обороны США, ежемесячно через «Манас» в Афганистан и обратно проходят 15 тыс. военнослужащих и 500 тонн грузов.