23 декабря 2024, 22:42
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский МИВЦ затеял шикарный тюнинг «убитой шестерки»

10.08.2012 15:25
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - С появлением в некоторых воронежских супермаркетах терминалов оплаты «коммуналки», установленных МУП «Муниципальный информационно-вычислительный центр» (МИВЦ), неудобства населения только увеличились. Ведь мало того что люди часто вынуждены отличать настоящие квитанции от присланных фирмами-мошенниками, так еще и, сбитые с толку ограниченными функциями некоторых терминалов, оплачивают гору «бумажек» в разных местах.

Воронеж. 10.08.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - С появлением в некоторых воронежских супермаркетах терминалов оплаты «коммуналки», установленных МУП «Муниципальный информационно-вычислительный центр» (МИВЦ), неудобства населения только увеличились. Ведь мало того что люди часто вынуждены отличать настоящие квитанции от присланных фирмами-мошенниками, так еще и, сбитые с толку ограниченными функциями некоторых терминалов, оплачивают гору «бумажек» в разных местах. При этом эксперты рынка считают, что необходимость в самих по себе терминалах в Воронеже отсутствует. Зато «горит» навести порядок на платежном рынке с помощью создания единого центра расчетов.

Сдачу выдают, но пользу извлекают

Сегодня из-за разделения интересов на воронежском рынке коммунальных услуг страдает в первую очередь население, вынужденное складировать квитанции и искать оптимальные способы оплаты в одном месте. Ведь коммунальщики чаще пекутся не об упорядочивании платежного сервиса в целом в городе, но вкладываются в механизмы собственного заработка.

В частности, речь идет о стремлении привлечь новых плательщиков, устанавливая собственные терминалы оплаты услуг ЖКХ. До недавнего времени такое «удовольствие», причем в больших объемах, мог позволить себе только ЦЧБ Сбербанка России в рамках системы развития удаленного сервиса финансовой компании.

Сегодня наблюдается похожее (правда, единичное) явление: МУП «Муниципальный информационно-вычислительный центр» предлагает воронежцам совершать коммунальные платежи через терминалы «Платон», площади под которые компания «Евроконсалт» арендует у ЗАО «Висант-торг». Они установлены в городских супермаркетах в количестве 34 штук. В свою очередь МИВЦ, активно призывающие воронежцев уходить от привычных способов оплаты ЖКУ и пользоваться «Платонами», свой интерес в этом деле скрывают. Однако договор аренды у них имеется, хотя МИВЦ, по их словам, в нем никак не фигурирует.

Напрашивается вопрос: из каких средств оплачиваются расходы на рекламу терминалов и за счет чего информационно-вычислительный центр извлекает выгоду? Причем, в ситуации, когда на МИВЦ лишним грузом висят убытки, согласно неофициальной информации. Отметим, что терминалы «Платон» известны тем, что выдают сдачу и даже не взимают комиссию!

Как пояснили эксперты рынка, размещение и обслуживание платежных терминалов практически всегда включено в сумму квитанций и оплачивается населением. Конечно, за редким исключением, когда эти расходы (1-3% от выручки) берет на себя управляющая компания или поставщики услуг.

Не исключено, что в нашем случае призыв пользоваться чужими терминалами - возможность привлечь новых абонентов, а также увеличить дельту прибыли за счет наращивания сумм в квитанциях (или иных договоренностях с собственниками) и сокращения расходов на платежный сервис. Правда, в самом МИВЦ признают только второе: стремление «снизить размер комиссионных банку» за оплату коммуналки через их структуру. «В дальнейшем мы будем уходить от других способов оплаты для населения, кроме собственных терминалов», - поделился планами заместитель гендиректора по развитию и экономике МИВЦ Виктор Семеняченко.

В Сбербанке не считают, что потеряют серьезную часть доходов рынка коммунальных платежей. Тем более что для МИВЦ стоимость услуг по приему коммунальных платежей была одной из самых низких.

Итак, появление в воронежских супермаркетах не более трех десятков терминалов погоды на рынке не сделало. Скорее, только усугубило неразбериху в системе оплаты коммунальных услуг. Ведь такая «альтернатива» на самом деле сильнее путает население, которое в большей массе не разбирается, чем терминал лучше или хуже по сравнению со «сберкассой» или почтой, а сбербанковские платежные системы – по сравнению с «платоновскими».

Установка собственных терминалов - не что иное, как очередная попытка коммунальщиков перетянуть одеяло на себя в подвижной системе распределения народных платежей.

Хорошо не проверенное новое

Посмотрим на воронежский рынок расчетных центров в целом и его потребности. Отметим, что по информации горадминистрации, в Воронеже всего порядка 11 расчетных центров. Примерно половина из них формирует костяк рынка расчетов ЖКУ. Эксперты утверждают, что существующим в городе расчетным центрам обслуживать приходится порядка 340 тыс. абонентов - лицевых счетов воронежцев.

Так, своего рода монополистом на рынке является ООО «Информационно-расчетный центр» от Воронежской коммунальной палаты, обслуживающий 180 тыс. лицевых счетов (60%). Вторым по количеству абонентов является как раз МИВЦ с долей в 85 тыс. лицевых счетов, или 25% рынка. Далее порядка 20 тыс. абонентов (около 6%) относятся к РКЦ «Домостроитель» и 12 тыс. (3,5%) - к расчетному центру «Стройтрест 2 П». Оставшиеся примерно 43 тыс. абонентов распределились между другими расчетными центрами, посчитавшими информацию о количестве своих абонентов «конфиденциальной».

При этом шесть самых крупных воронежских расчетно-вычислительных центров (РВЦ), помимо МИВЦ, не видят необходимости в установке собственных терминалов. «Особых плюсов в установке терминалов оплаты услуг ЖКХ мы не видим», - высказываются в Воронежской коммунальной палате. Названная большинством РВЦ причина - в том, что абоненты чаще всего выбирают традиционный способ оплаты через «человека в окошке». Так ли это?

Согласно результатам опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), среди российского населения наиболее востребованными каналами осуществления платежей остаются кассы банков и почтовые отделения — их предпочитают 59% и 42% россиян. При этом 28% респондентов заявили, что пользуются банкоматом, а еще 24% используют платежные терминалы. Поясним, что сумма ответов превышает 100%, так как вопрос предусматривал возможность множественного выбора.

Аналитики агентства также обратили внимание на рост популярности дистанционных платежных каналов. И прежде всего на такие возможности обращает внимание молодежь. При этом возможности самих платежных систем не безграничны.

Интересный момент: воронежские «Платоны» не предусматривают оплату электроэнергии. Таким образом, уже только поэтому их задачу, растиражированную как «сокращение очередей в Сбербанке и на почте», можно отмести. Ведь абоненту так или иначе придется посетить несколько пунктов приемов оплаты, чтобы рассчитаться по всем фронтам. Сюда также может входить и плата за телефон, питание в детском саду и пр.

Получается, что для россиян, в силу возраста и менталитета тяжело доверяющих всему новому, платежные терминалы - не самая эффективная возможность, судя по результатам опроса. К тому же реально оценить удобство платежных систем можно только на собственном опыте, и любая неудача, разочарование здесь не играют на руку хозяевам терминалов.

Объединяй и властвуй!

Эксперты рынка поясняют, что идея с установкой терминалов может иметь рациональное зерно при двух взаимовытекающих друг из друга условиях. Первое: когда будет упорядочена расчетная схема и у воронежцев появится возможность перечислять деньги за «коммуналку» напрямую ресурсоснабжающим организациям, а не УК и РВЦ. И второе: когда установка таких терминалов станет всего лишь одной из составляющих комплексных мер по наведению порядка с системой платежей за коммунальные услуги.

Ведь решить задачу можно только совместно всем участникам рынка, которые сегодня испытывают потребность в некоей сторонней объединяющей силе. При этом установка терминалов как единичная мера сравнивается специалистами с выбрасыванием денег на ветер или шикарным тюнингом «убитой шестерки».

Между тем комплексные мероприятия, о которых грезят эксперты рынка, - не за горами. Воронежское Агентство по инновациям и развитию сегодня вынашивает идею создания независимого единого расчетного центра для оплаты услуг ЖКХ. Как нам объяснили в агентстве, на «высшем уровне» характеристики и схема реализации проекта не установлены окончательно. Да и понятно, ведь политическая подоплека - формирование участников единой платежной базы - не возникает одномоментно.

Однако положительные моменты задумки очевидны: единый центр или биллинговые услуги упростят и сделают более прозрачной систему оплаты коммунальных услуг для населения, позволяя рассчитываться за все и сразу «одним махом», в режиме реального времени, а также контролировать движение своих денежных средств через «личный кабинет» на сайте. Такая система - региональный РКЦ - не ноу-хау и внедрена еще с 2003 года у наших соседей - белгородцев.

Конечно, в ситуации откровенного бардака на воронежском расчетно-платежном рынке коммунальных услуг компании сферы ЖКХ – только за такие нововведения и в один голос твердят о своем желании работать в условиях цивилизованного рынка с единой базой платежей. Правда, на деле гораздо сильнее оказывается желание заработать и страх лишиться своего «хлеба».

Таким образом, сегодня регион находится в зачаточной стадии формирования прозрачного механизма расчета и оплаты услуг ЖКХ, удобного и для населения, и для поставщиков услуг. Пока же расчетные центры «выпуливают» отдельные попытки скорректировать систему платежей в свою пользу. Насколько эффективно, покажет время. На наш взгляд, сегодня существуют более важные общеизвестные проблемы сферы ЖКХ, помимо системы распределения денег населения и способов оплаты, - то же аварийное жилье и необоснованно высокие тарифы. Однако к их кардинальному решению Воронеж, очевидно, не готов.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0