WorldClass

02 октября 2024, 03:22
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

BMW 5

Молодой коммунар // Первым делом — самолеты

21.08.2012 15:34
В Воронеже отметили 100‑летие Военно-воздушных сил России Грандиозный праздник устроили военные авиаторы для воронежцев 18 августа на аэродроме «Балтимор». Его организовали 1‑е Командование ВВС и ПВО, 7000‑я авиабаза и Военный учебный научный центр ВВС — Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, созданная 1 августа на базе нашего Военного авиационного инженерного университета.

В Воронеже отметили 100‑летие Военно-воздушных сил России

Грандиозный праздник устроили военные авиаторы для воронежцев 18 августа на аэродроме «Балтимор». Его организовали 1‑е Командование ВВС и ПВО, 7000‑я авиабаза и Военный учебный научный центр ВВС — Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, созданная 1 августа на базе нашего Военного авиационного инженерного университета. Воронеж становится столицей Военно-воздушных сил России, крупнейшим центром авиационной подготовки. Такой статус обязывает отмечать профессиональный летный праздник с размахом.

Армия зрителей

Юбилей ВВС получился масштабным — прежде всего из-за беспрецедентного количества горожан, пришедших посмотреть на авиашоу и выставку самолетов. Несмотря на страшную грозу с ливнем накануне и дождь, обещанный синоптиками в день открытых дверей на «Балтиморе», в субботнее утро, по данным ГУ МВД по Воронежской области, здесь собралось 87 тысяч человек.

— Мы не могли даже предполагать, что к нам на праздник придет такое количество людей, ничего подобного никогда не было, — отметил в беседе с корреспондентом «Коммунара» Рафкат Валиулин, заместитель начальника по воспитательной работе Военно-воздушной академии.

Из-за желания воронежцев попасть на праздник в столице Черноземья случился транспортный коллапс. Уже в 9 утра город стоял в гигантской пробке. Люди бросали машины и шли до аэродрома несколько километров пешком. Улица Краснознаменная за Острогожским кольцом превратилась в сплошной пешеходный поток. В основном гостями праздника стали семьи с детьми.

Несмотря на то, что аэродром «Балтимор» вовсе не приспособлен для приема такого огромного количества гостей, зрители старались не мешать ни друг другу, ни летчикам. Уставшие от прогулок люди усаживались прямо на траву возле взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, устраивали мини-пикники, снимали происходящее на камеры смартфонов и планшетных компьютеров, делились впечатлениями. Со стороны это выглядело вполне по-европейски, словно дело происходило в каком-нибудь Ле Бурже или Фарнборо, а не под Воронежем.

Сам праздник начался с построения личного состава, награждений летчиков памятной юбилейной медалью, торжественных поздравлений, в том числе от главнокомандующего ВВС генерал-майора Виктора Бондарева и командующего войсками Западного военного округа генерал-полковника Аркадия Бахина.

— Хочу заверить весь личный состав, что Правительство области и я, как губернатор, будем делать все для того, чтобы вы чувствовали себя здесь как дома и могли в любой момент выполнить боевую задачу. Мы верим, что это мирное солнечное небо находится в надежных руках, — поздравил авиаторов Алексей Гордеев.

Высший пилотаж

Гвоздем праздника стало авиашоу, длившееся больше часа. Казалось, военные летчики сумели договориться с небом, придержать на время дождевые тучи. По словам организаторов, облака не разгоняли, все сложилось само. Тучи над аэродромом собирались, пока шло воздушное зрелище, и сразу после него стал накрапывать дождик.

В 11.30 в небе над аэродромом заверещал вертолет, из которого выпрыгнули парашютисты — с российским триколором и с желто-голубым флагом ВВС. Как только они приземлились, в небо взмыли два истребителя Су-27. Фигуры высшего пилотажа от элитной группы из Липецка «Соколы России» подарили зрителям незабываемые впечатления. Перевороты, «мертвые петли», зависание в свободном падении. И вот два истребителя летят друг на друга прямо над толпой. Кажется, что столкновение неизбежно. Стало действительно страшно. И когда самолеты пронеслись совсем рядом, внутри что-то екнуло и оборвалось. «Оооххх», — восхищенно выдохнули тысячи зрителей и послали пилотам в небо свои овации.

Шестерке истребителей, летавшей так низко над землей, что дух захватывало, аплодировали, не жалея рук. Су-27 то разлетались в разные стороны, прон­зая штопором облака, то выстраивались клином. Особенный восторг у зрителей вызвало то, как во время одного из разворотов вся шестерка одновременно выпустила салюты. Полоса неба озарилась тысячами золотых искр.

Почувствуй себя пилотом

Военные летчики не просто выставили всю авиатехнику, которая сегодня состоит на вооружении ВВС, на показ, но и разрешили потрогать самолеты руками, подняться в кабины. Чтобы посидеть на месте пилота полминуты, воронежцы по часу простаивали в очередях. Среди страждущих были и сами военные с детьми.

— Сейчас «тряпичную» авиацию будут выкидывать! — сказал человек в форме, когда в воздухе снова затарахтел вертолет Ми-8.

— Пап, какую еще тряпичную?

— Парашютистов!

И запарили десантники. Правда, их полет продолжался недолго — 7–12 секунд. Они выпрыгнули с минимальной высоты, в 200 метрах от земли. Как рассказал полковник Игорь Басов, такие прыжки выполняются только в России. Они применяются для ведения близкого боя. Во время полета девушки-парашютистки бросили в толпу несколько чебурашек с флажками. Дети, поймавшие такие подарки, были невообразимо счастливы. И вообще создавалось впечатление, что больше всего удовольствия от юбилея ВВС получала ребятня. С непередаваемым упоением детвора прыгала по шасси и крутила винты у стратегического бомбардировщика Ту-95 МС. Папы в это время восхищались мощью и величием ракетоносца, ставшего символом «холодной» войны.

— Ты представляешь, в эксплуатации с 1956 года! — говорил один мужчина другому, читая стенд у самолета, составляющего костяк стратегической авиации России.

Неменьший ажиотаж среди мужчин вызвал знаменитый одноместный вертолет Ка-50, известный как «Черная акула». Неподалеку стоял еще один ударный вертолет Ми-28, а также трудяга-транспортник Ми-8. Последний оккупировала малышня — по сравнению с высоченными самолетами и их крутыми лестницами сюда их оказалось проще подсаживать. В кабину пилота набилось около десятка мальчишек, в салоне шумели и топали еще 20. С довольным видом они высовывались в открытый иллюминатор и позировали родителям для фотосъемки.

«Спросите лучше наших жен»

— Наши самолеты и вертолеты крепко сделаны, их сложно разнести, — сказал, улыбаясь, майор Валерий Кравченко, штурман звена МиГ-25.

Он заверил корреспондента «Коммунара», что вся техника на выставке рабочая, а вовсе не на слом, как могло бы показаться по азарту мальчишек и девчонок, увлеченно дергавших и нажимавших все, что можно было подергать и нажать. Сам майор Кравченко сегодня отмечает праздник рядом со своим истребителем, следит за порядком в очереди в кабину и ждет сослуживцев, с которыми договорился о встрече. К слову, в небе Валерий Кравченко уже 28‑й год. Челябинское училище, Казахстан, Приморский край, Смоленская область и, наконец, Воронеж — без запинки выдает майор географию своей летной судьбы.

— МиГ-25 — это отличный истребитель, поставивший 29 рекордов, в том числе рекорд высоты. По высотности ему нет равных, — с гордостью рассказывает майор Кравченко.

Гвардии прапорщик Александр Захаров, наземный радист, вот уже десять лет смотрит на результаты своей работы с земли в небо.

— Летчики — это люди, которые мечтали о небе, и мечты сбылись, — говорит он. — На самом деле их служба не такая уж и романтичная: очень интересная, но сложная, тяжелая. Ребята не видят семьи месяцами.

Глаза счастливых нарядных женщин, идущих рядом с летчиками, сияли ярче золотых звезд на погонах их мужей.

Пилоты самолета воздушного наблюдения и аэрофотосъемки Ан-30, тоже выставленного на показ, как настоящие разведчики, были немногословны. Показали аэрофотоаппарат в самом сердце самолета, а про службу журналисту рассказывать не хотят. Все у них «военные тайны»…

— Спросите лучше наших жен, как они нас ждали и ждут, — кивнули они на своих спутниц жизни, для которых сегодня неменьший праздник.

Ирина замужем за летчиком 20 лет. И ей действительно есть что рассказать. Как просиживала у телефона, надеясь раз в неделю, раз в месяц услышать голос супруга. Как в 2001 году муж был в командировке почти 10 месяцев. Как вместо того, чтобы вести сынишку в первый класс, их любимый пилот смог только пролететь над школой, во дворе которой шла торжественная линейка. «Сынок, вон наш папка полетел…», — ее фраза, сказанная тогда, стала семейной легендой. Не забыть Ирине и то, как в 1994–95‑м она с замиранием сердца смотрела каждый выпуск новостей. Война в Чечне, штурм Грозного, и где-то там в самом центре войны — ее муж…

Хочешь мира — готовься к войне

— Летчики должны готовиться к войне в мирное время, — рассказывал командующий войсками 1‑го Командования ВВС и ПВО генерал-майор Игорь Маркушев в интервью накануне большого юбилея.

Также он говорил, что праздник на «Балтиморе» военные готовят не для себя, а чтобы показать современные ВВС России обществу, способствовать привлечению в авиацию достойной молодежи.

Показать обычным людям, какое это чудо — полеты, дать прикоснуться им к настоящим самолетам — не военная ли хитрость? Поднять престиж профессии, заразить сегодняшних мальчишек любовью к небу, заронить в них мечту об авиации. И чтобы там генерал не говорил о дне открытых дверей «не для себя», для личного состава он тоже был важен.

— Действительно приятно, что к нам на праздник пришло столько людей, что у них хорошее настроение, что они идут и нас поздравляют, — признался Валерий Кравченко.

Тем, кому принято желать мирного неба, тоже нужно видеть людей, ради которых они это небо охраняют…

Оксана Грибкова
Молодой коммунар, №91 (13017), 21 августа 2012 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0