6 августа 2012 года по инициативе НП «Гильдия Риэлторов Черноземья» в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области под председательством и.о. директора Филиала Тимофея Сидяйкина состоялся семинар-совещание с представителями ведущих риэлторских компаний г. Воронежа, таких как «Аврора», «Адвекс», «Аксиома», «Аcпект», «Сота», «Трансферт», «Траст», «Центр ипотечного кредитования», «Цитадель», «Четыре комнаты», «ЮПИКС. недвижимость».
В ходе презентации участники мероприятия были ознакомлены со структурой и функциями Филиала, с основными электронными услугами, которые доступны всем заинтересованным лицам.
И.о. директора Тимофей Сидяйкин подробно остановился на обсуждении темы наделения Филиала с 1 сентября текущего года полномочиями по государственному кадастровому учету объектов капитального строительства и о возможности в ближайшее время запросить сведения о земельном участке и о строении в одном органе – филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области, Тимофей Владимирович пояснил, что это связано с формированием единого информационного ресурса.
Участники мероприятия получили исчерпывающие ответы на все актуальные вопросы, с которыми сталкиваются специалисты по недвижимости компаний – членов Гильдии Риэлторов в ходе своей профессиональной деятельности.
Гильдия Риэлторов Черноземья выражает благодарность всему коллективу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области и лично Сидякину Тимофею Владимировичу – и.о. директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области, а так же заместителям директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» Шинелевой Надежде Владиленовне и Гранкину Анатолию Михайловичу, организацию, подготовку и проведение семинара.
Ниже представлены ответы на основные вопросы, которые обсуждались в ходе мероприятия:
1. Какие функции будет осуществлять кадастровая палата при объединении с УФРС?
Такое объединение не планируется. В настоящее время функции по реализации полномочий Росреестра в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета объектов невидимости в соответствии с законодательством РФ осуществляются ФГБУ «ФКП Росреестра».
01.12.2011 в соответствии с Приказом Росреестра от 10.05.2011 № П/161 орган кадастрового учета наделен полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на представление сведений, содержащихся в ЕГРП.
01.03.2012 в соответствии с Приказом Росреестра от 26.12.2011 № П/531 полномочия по проведению государственной кадастровой оценки вновь учтенных земельных участков и земельных участков, в отношении которых произошли их количественные и качественные характеристики, возложены на Филиал.
С 01.09.2012 только Филиал будет осуществлять прием документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Устанавливается переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее объекты учета), который будет осуществляться в соответствии Приказом Минэкономразвития от 14.10.2011 № 577 «О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства» (далее Порядок), разработанным на основании ч. 2.2 ст. 43 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре). Также на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской област
и возлагаются полномочия по ведению Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
2. Каким образом будет осуществляться регистрация прав на недвижимое имущество?
Прием и выдача документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 01.09.2012 осуществляется Филиалом, проведение правовой экспертизы и проверка законности сделки, регистрация прав в Едином государственном реестре осуществляется Управлением Росреестра по Воронежской области.
3. Можно ли будет запросить информацию об объектах, находящихся на территории Воронежской области?
Да, по заявлению установленной формы в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 27.02.2010 № 75 «Об установлении порядка представления сведении, внесенных в государственный кадастр недвижимости».
4. Будет ли кадастровая палата проводить сделки по государственной регистрации прав на недвижимое имуществ, если данные функции в дальнейшем будут возложены на нотариуса?
11. Процедура оформления сделок с недвижимостью в 2013г, преференция для риэлтерских компаний?
ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществляет прием документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдачу документов после проведения государственной регистрации права.
На Управление Росреестра возложена функция по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с проектом ФЗ, принятым ГФ РФ в первом чтении 27.04.2012г., если иное не установлено законом, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
5. Порядок постановки на кадастровый учет земельного участка при отсутствии правоустанавливающих документов?
8. Порядок постановки на кадастровый учет вновь формируемого участка и получении кадастрового паспорта для гос. регистрации.
Постановка на кадастровый учет осуществляется путем образования земельного участка.
С заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вправе обратиться любое лицо в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о кадастре с приложением межевого плана, подготовленного в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 25.01.2012 N 32, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 30.06.2011 N ГКПИ11-608). При образовании земельного участка необходима схема расположения земельного участка в кадастровом квартале, утвержденная органом местного самоуправления.
(8) При постановке на кадастровый учет земельного участка по истечение 20 рабочих дней, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона о кадастре выдается кадастровый паспорт земельного участка.
6. Порядок согласования границ земельного участка со смежниками при их фактическом отсутствии?
В случае фактического отсутствия заинтересованных лиц, отсутствия сведений о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получении извещения с отметкой о невозможности его вручения, кадастровый инженер вправе известить заинтересованных лиц посредством публикации в официальном почтовом издании (Берег, Молодой коммунар). Порядок согласования определяется ст. 39 Закона о кадастре.
7. Порядок оформления земельного участка, в случае если по нему проходит граница раздела городского округа г. Воронеж и района Воронежской области?
При обращении с подобным заявлением в осуществлении кадастрового учета будет отказано в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре. В соответствии с п. 3 ст. 11.9 ЗК границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Осуществление учета возможно путем формирования двух самостоятельных земельных участков.
9. Сроки подготовки каждого документа, которые готовит кадастровая палата?
14. Почему внесение изменений в адрес земельного участка происходит в течение пяти дней, а присвоении кадастрового номера в течение месяца?
Сроки осуществления кадастрового учета устанавливаются ст.17 Закона о кадастре:
- кадастровый паспорт, кадастровая выписка при постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости в срок не более 20 рабочих дней, (ч.1 ст.17 Закона о кадастре);
- решение об учете адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя (ч.1 ст.17 Закона о кадастре).
10. Для получения каких документов требуется доверенность, а для каких не требуется?
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о кадастре, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, а также кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст.1 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
Получить вышеуказанные документы имеет право либо заявитель, либо лицо с доверенностью.
12. Работа с публичной кадастровой картой?
Публичная кадастровая карта размещена на официальном сайте Росреестра: www.rosreestr.ru.
1. Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения. Публичная кадастровая карта предназначена для предоставления сведений Государственного кадастра недвижимости неограниченно широкому кругу лиц. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. При помощи Публичной кадастровой карты пользователь имеет возможность:
- Получать сведения Государственного кадастра недвижимости о земельных участках и кадастровом делении;
- Искать сведения о земельных участках и единицах кадастрового деления по кадастровому номеру;
- Искать сведения о подразделениях территориального органа Росреестра, обслуживающих территорию, на которой расположен выбранный земельный участок;
- Получать сведения единой картографической основы в виде карт местности;
На Публичной кадастровой карте отображаются кадастровые сведения о земельных участках со статусами «учтенные» и «ранее учтенные».
Пользователю Публичной кадастровой карты предоставляется следующая информация о единицах кадастрового деления:
- наименование и тип единицы кадастрового деления (кадастровый округ, кадастровый район или кадастровый квартал);
- полный кадастровый номер единицы кадастрового деления.
Пользователю Публичной кадастровой карты предоставляется следующая информация о земельном участке:
- полный кадастровый номер земельного участка;
- адрес земельного участка, внесенный в Государственный кадастр недвижимости;
- статус земельного участка;
- категория земель;
- вид использования;
- площадь земельного участка по документам;
- кадастровая стоимость;
13. Формирование земельных участков путем их перераспределения?
Формирование земельных участков, образованных путем перераспределения, осуществляются в соответствии со ст.11.7 ЗК РФ.
При обращении в орган кадастрового учета представляется один межевой план, подготовленный в соответствии с приказом Минэкономразвития от 24.11.2008 № 412, постановка на кадастровый учет всех образованных земельных участков путем перераспределения осуществляется одновременно.
14. Можно ли зарегистрировать право на долю земельного участка, если соседи оформили право на свою долю, а землеотводные документы не дают?
Вторые экземпляры землеотводных документов хранятся в архиве органов технического учета и технической инвентаризации, заверенные копии которых выдаются по заявлению любого лица.
16. Какие характеристики земельного участка определяют его кадастровую стоимость? Как влияет на кадастровую стоимость земельного участка расположение в той или иной зоне условного городского территориального зонирования (Ж1или Р5) и где фиксируются отражаются связанные с этим ограничения в пользовании участка?
Методика определения кадастровой стоимости земельных участков, определение факторов, влияющих на эту стоимость, установлена Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и методическим рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития от 15 февраля 2007 г. N 39.
Работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были проведены в соответствии с Распоряжением правительства Воронежской области от 29.06.2009 № 280-р «О проведении работ по актуализации (переоценке) государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области» в рамках заключенного государственного контракта от 06.10.2009 № 190/2 между заказчиком работ Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и исполнителем работ ООО «Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие «Меридиан +». Срок завершения работ 01.07.2010.
Актуализированные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены Постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 № 1108 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области».
Последняя кадастровая стоимость земельных участков была внесена в Государственный кадастр недвижимости на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 № 1108 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области», поступивших в порядке информационного взаимодействия в соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости».
В ст.19 правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, отражаются характеристики территориальных зон (параметры разрешенного строительства, ограничения использование земельных участков и объектов капитального строительства).
17. Как в кадастровом паспорте (в том числе на плане земельного участка) отражается сервитут?
Сведения о сервитуте отражаются в графе «сведения об ограничениях обременениях». В графической части кадастрового паспорта на листе формы В2, сервитут отражается как часть земельного участка.
18. Я получил кадастровый паспорт на земельный участок. Указанная в нем кадастровая стоимость участка в десятки раз отличаются от рыночной стоимости, меня это не устраивает
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон 167-ФЗ) внесено изменение в положение п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, в соответствии с действующей редакцией которого в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости.
В соответствии с приказом Росреестра от 05.12.2011 № П/0488/11 в целях реализации ст.24.19. ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при Управлении Росреестра создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не распространяются на результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Воронежской области, утвержденных Постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 № 1108 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области», ввиду того, что договор на проведение оценки в указанном случае заключен 06.10.2009 № 190/2, то есть до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В настоящее время возможность установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости возможно только в судебном порядке.
19. Организации А принадлежали на праве собственности здания. Земельный участок, находящийся в федеральной собственности, на котором располагались здания, был представлен Организации А на праве постоянного (бессрочного) пользования. Организация А продала указанные здания Организации Б. Организация Б может выкупить землю под зданием, сформировав на месте единого земельного участка несколько земельных участков и поставив их на кадастровый учет. Кто может обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет таких земельных участков, Организация А, Организация Б, или собственник земельного участка? Какие документы необходимо будет предоставить? Потребуются ли какие-либо документы и/или действия (постановления, решения, согласования) от собственника земельного участка?
На основании п. 4 ст. 20 Земельного кодекса граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие земельного кодекса» (далее Закон № 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ (государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления), обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012.
В соответствии с п. 4.ст. 35 Земельного кодекса отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
На основании ч. 2 ст. 20 Закона о кадастре с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вправе обратиться любое лицо. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре к межевому плану, подготовленному в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 24.11.2008 № 412, должно быть приложено согласие собственника на раздел (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области).
20. В каком порядке осуществляется изменение разрешенного использования земельного участка, в случае если интересующий вид разрешенного использования предусмотрен ПЗЗ? Какие заявления и документы для этого должны быть представлены в орган кадастрового учета? Кто может обратиться с каким заявлением?
01.02.2012 Решением Арбитражного суда Воронежской области по делу №А14-10152-2011 признан недействующим абз. 3 ч. 2 ст. 9 Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II (далее Правила землепользования), как несоответствующим ЗК РФ, Градостроительному кодексу РФ, обязывающих заявителей представлять в орган кадастрового учета при изменении вида разрешенного использования земельного участка градостроительное заключение. В соответствии с Законом о кадастре изменение видов разрешенного использования относится к учету изменений объектов недвижимости, в соответствии со ст. 20 Закона о кадастре, за учетом изменений вправе обратиться правообладатели земельных участков либо их представители. Таким образом при обращении в Филиал за изменением вида разрешенного использования необходимо представить заявление установленного образца, правоустанавливающий документ на земельный участок (в случае отсутствия данных сведений в ГКН), документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя), а так же заявление, написанное в произвольной форме, содержащее информацию о том, какой вид разрешенного использования Вы хотите установить.
21. Какие документы должны быть представлены в орган кадастрового учета для изменения категории земельного участка, включенного в границы населенного пункта, в связи с принятием новых документов территориального планирования? Кем и в какие сроки должны быть представлены эти документы?
В соответствии с п. 1. ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с п .2 ст. 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В связи с изложенным, вся необходимая информация по включению земель в категорию земли населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством должна поступать в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.