В реестре объектов самовольного строительства 2011 года, составленном только по долгостроям центральных улиц и «тихого» центра Воронежа, 23 пункта. Уродливые конструкции торчат на видовых местах города. Многие воронежцы годами, а то и десятилетиями живут рядом с заброшенными стройками. Такое соседство не только неприятно, но и опасно: от него можно ждать лишь криминала и несчастных случаев.
Вот уже шесть лет жители частного сектора, находящегося неподалеку от проспекта Труда, являются заложниками строительного беспредела. Незаконная стройка развернулась по соседству с улицами Утренняя, Загородная, Керамическая, Вольная и переулком Вольный на участке по адресу проспект Труда, 74 еще в 2006 году. В свое время местным жителям удалось добиться, чтобы застройщик не смог узаконить объект постфактум. Стройку заморозили, и жители боролись за ее снос. «Коммунар» писал об этом в июне 2011 года.
Высшей точки кипения ситуация достигла этим летом, когда строители наконец приступили к демонтажу разваливающегося долгостроя. Когда очередь дошла до дробления фундамента, местные жители, опасаясь за свои домики, ложились под технику. А теперь они ждут новой стройки…
Многоэтажка вместо автосервиса
Грандиозная стройка развернулась в 2006 году в паре десятков метров от домика семьи Вороновых по улице Утренней. Участок по адресу проспект Труда, 74 площадью 5306 кв. метров городская администрация предоставила в аренду под комплекс автосервиса в октябре 2005 года сроком на 49 лет. Однако застройщик начал возводить здесь жилой дом.
В ответах из инстанций, куда обращались Виктор и Валентина Вороновы, чиновники указывали, что документы для получения разрешения на строительство дома не предоставляли, проектирование жилого дома на этом участке не разрешали.
Стройку приостановили по предписанию инспекции Госархстройнадзора Воронежской области еще в ноябре 2006 года. Застройщика — ООО «ЖБИ 2 Инвест» — оштрафовали на 20 тысяч рублей.
Охранять заброшенную стройку стали только весной 2011 года, после выездного — заседания суда, а до этого туда ходили все, кто захочет, — говорит Валентина Воронова. — Там гуляли дети из школы неподалеку. Видели мы и наркоманов, использованные шприцы после них. Жители с соседней улицы приспособили участок под свалку — выносили туда пакеты с мусором. В болотцах недоделанного фундамента развелись лягушки, комары, мошки и атаковали наши огороды. Ограждение стройки поставили прямо на дороге, захватив несколько метров за границами красной линии. Поэтому проехать к домам стало затруднительно.
На Утренней без солнца
Когда мы были у Валентины Вороновой в прошлом году, то видели, что недостроенная железобетонная конструкция рушится. Перекрытия для незавершенного четвертого этажа, на которые так и не положили плиты, ржавеют и расшатываются: того и гляди упадут. Участок с долгостроем зарос и замусорен.
Пять лет бумажной войны за место под солнцем (а самострой действительно закрывал окна домика на Утренней от света) ничего не давали. Семья пенсионеров судилась за снос, но проиграла. Отказал суд и прокуратуре Коминтерновского района, добивавшейся решения по демонтажу, указав, что в подтверждение ухудшения качества жизни и нарушения норм и правил безопасности «достоверных доказательств» не предоставлено. Как и фактов, подтверждающих строительство жилого дома. После осмотра спорного участка судья установила, что там находится незавершенное офисное здание для комплекса автосервиса, проект которого «возвращен на доработку».
До основанья мы разрушим
И вот, похоже, вопрос доработали. В январе этого года как по мановению волшебной палочки на проспекте Труда снова заработала техника.
Мы все очень обрадовались, когда строители начали разбирать конструкцию, — говорит Валентина Митрофановна. — Мы думали, они это будут по-человечески делать. Сперва сняли верх строения, потом глядим — старый хлебозавод рядом ломают. А в конце мая такое началось — строители принялись разносить фундамент несостоявшегося дома гидромолотом. У нас стало трясти дом, да так, что находиться в нем оказалось невозможно. Ужасный грохот и страшно, что дом вот-вот развалится.
Вороновы, домик которых ближе остальных к стройке, а потому принимал землетрясение в течение двух летних месяцев на себя, первыми побежали к строителям. Те им ответили: мол, мы люди нанятые, что нам сказали, то и делаем, и вообще арматура дорогая, да и фундамент под 16 этажку заливать будут цельный.
Пенсионеры так и сели. Логика происходящего стала ясна. Соседний участок площадью 5097 кв. метров по адресу проспект Труда, 72, где был хлебозавод № 5, освободился. Фактически два участка оказались объединены — итого 10 тысяч квадратов. К слову, с сентября 2011 года участок под хлебозаводом находится в собственности ООО «Алмира», которое является официальным дилером ОАО «Завод ЖБИ-2». Так что снос, которого жители добивались такими силами, да так и не добились, сейчас начался не случайно...
«Будем спасать, когда дом завалится»
Страдают все жители домов, расположенных рядом с незаконной стройкой. Но больше всех пыли, грязи, грохота достается Вороновым. С 2006 года они закалились в боях и получили опыт хождения по чиновникам, переписки с ними и встреч всевозможных инспекторов на своей территории. Вот и начали по очередному кругу. И такие анекдоты пошли — смех сквозь слезы.Мать, ну потерпи! — развел руками прораб, приглашенный прочувствовать, что — такое последний день Помпеи по-воронежски.
Я-то потерплю, а конструкция дома может и не выдержать, — ответила Валентина — Митрофановна.
Другой веселый эпизод произошел в кабинете чиновницы городского строительного департамента, которая вразумляла пенсионерку: «Вы же хотели, чтобы снесли. Вот и сносят. За что боролись, на то и напоролись…» Во время другого приема ее коллега заметил, что если дом у Валентины Митрофановны вдруг завалится, у нее же есть дети, которые придут на помощь.
Первое же место в рейтинге экспертных мнений, по оценке Вороновых, занял вот такой ответ:
Дорога дрожит, дом дрожит, — констатировал доблестный спасатель. — Но у нас — нет полномочий запретить сносить. Вот когда дом завалится, тогда будем вас спасать.
Бумажные ответы из надзорных и разрешительных инстанций — в том же духе, только в виде официальных клише. Если чиновники не уверяют, что все в порядке, то утверждают, что помочь ничем не могут — не в их полномочиях.
Будут ли на этот раз общественные слушания проекта застройки участков, специальные экспертизы, чтобы соблюсти этажность, предусмотреть парковочные места (которых объективно организовать здесь негде) и не навредить жителям частного сектора? Или здание начнут возводить незаконно, как и в прошлый раз?
Вряд ли строители повторят ошибку 2006 года, вложив деньги в долгострой. Да и время теперь другое, чтобы идти на такой риск. Судя по всему, договоренность по поводу нового строительства достигнута. Ведь с застройщиком не только не расторгли договор об аренде, но и позволили оформить в собственность соседний участок — со старым хлебозаводом.Мы чувствуем себя беспомощными, мы ничего не можем сделать, — призналась мне — Валентина Воронова, хоть она и намерена идти до конца.Но кого волнуют интересы маленьких людей, когда речь идет о больших деньгах?
«Коммунар» будет следить за развитием событий.
Оксана Грибкова, «Молодой коммунар»,1.09.2012