WorldClass

20 сентября 2024, 15:37
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Как «лечат» в Воронеже программой модернизации здравоохранения

04.09.2012 17:19
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Парадоксально, но факт.  Воронежская область - отличник реализации программы в области модернизации здравоохранения по итогам  2011 года, однако в текущем - попала в список штрафников с мерой, вплоть до приостановки федерального субсидирования по укреплению материально-технической базы медучреждений.

Воронеж. 04.09.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Парадоксально, но факт. Воронежская область – отличник реализации программы в области модернизации здравоохранения по итогам 2011 года, однако в текущем – попала в список штрафников с мерой, вплоть до приостановки федерального субсидирования по укреплению материально-технической базы медучреждений. Значит не все так гладко, как рассказывают? По крайней мере, об этом свидетельствуют уголовные дела вкупе с прокурорскими проверками, обнажающие махинации должностных лиц при расходовании федеральных ассигнований. Возникает также много вопросов по поводу прозрачности проводимых региональным департаментом здравоохранения торгов для создания регионального фрагмента единой государственной информационной системы здравоохранения (РФЕГИСЗ). При этом эксперты указывают на наличие лишь косвенных признаков коррупционной составляющей проводимых аукционов.

Чего стоит лидерство?

Напомним, Воронежская область в прошлом году стала лучшей в стране по реализации программы модернизации здравоохранения, за что и получила допфинансирование почти на 440 млн рублей.

Между тем, в последнее время то и дело всплывают факты некачественного исполнения программы, больше похожей на барабан, где «крутятся» большие деньги. Общий объем финансирования программы на 2011-2012 годы, по данным областного департамента здравоохранения, составляет 6,3 млрд рублей. Кстати, в документе о финансовом обеспечении программы приводится цифра – 6,78 млрд рублей.

Между тем, источник «Абирега» приводит доказательства того, что с июля 2012 года Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) перекрыл Воронежской области канал субсидирования в укрепление материально-технической базы учреждений и из-за нарушения условий и сроков реализации программы модернизации здравоохранения.

Таким способом федералы, очевидно, попытались усилить контроль за эффективностью использования ресурсов. И потребовали от воронежских чиновников отчет о реализации программы модернизации здравоохранения региона по состоянию на начало августа текущего года.

В самом ведомстве одни сотрудники информацию подтверждают, однако переадресовывают за комментарием к «уполномоченным лицам», другие (те самые лица) – категорически опровергают. В официальном запросе замалчивается ответ на простой вопрос, осуществляется ли сегодня субсидирование региона на федеральном уровне. Игнорируется и ряд других вопросов. В частности, о создании регионального фрагмента единой государственной информационной системы здравоохранения (РФЕГИСЗ). Но об этом ниже…

Кроме всего прочего, федеральный ФОМС предупредил о возможном прекращении выплаты субсидий регионам «в значительной мере не выполняющим условия софинансирования региональных программ модернизации за счет средств консолидированных бюджетов». Другими словами, Воронежской области ясно дали понять – господдержка из федерального бюджета возможна только при условии добросовестных выплат по программе на региональном уровне. Тем более, «местная» доля в общем объеме субсидий не велика – около 1 млрд рублей, или шестая часть. При этом в текущем году осваивается 3,1 млрд рублей «совместных» денег.

Таким образом, несостыковки при реализации программы возникают уже на уровне официальных цифр и мнений. Также нет ясности и последовательности в системе контроля и определения лидеров программы. С одной стороны федералы «захвалили деньгами» Воронежскую область, с другой – обещают прекратить финансирование в целях соблюдения дисциплины. Впрочем, ничего странного – российскую практику отбора «лучших из худших» еще никто не отменял.

Любят ли деньги тишину?

О том, что исполнение программы здравоохранения в регионе, действительно, далеко от совершенства говорит и такая «мелочь», как обнаружение Воронежской областной прокуратурой в мае 2012 года фактов неэффективного расходования бюджетных средств на приобретение медоборудования.

Речь идет о необоснованном завышении закупочных цен в сметах. В частности, для областного онкодиспансера были куплены хирургические светильники, цена каждого из которых превышала рыночную более, чем на 200 тыс. рублей. По условиям госконтракта для Борисоглебской райбольницы планировалась поставка медоборудования на 5,2 млн рублей. Любопытно, что по допсоглашению стоимость одной единицы оборудования ограничивалась суммой до 100 тыс. рублей. Однако мониторинг стоимости аналогичного оборудования показал, что его цена колеблется в пределах от 34 до 40 тыс. рублей. В итоге общая сумма контракта оказалась существенно ниже, чем предполагалось потратить.

Обнаружено также нарушение при расходовании бюджета на 18 дыхательных аппаратов по цене 42 тыс. рублей за штуку, впрочем, потом стоимость товара снизилась в семь раз – до 6 тыс. рублей. Кроме того, госсредства тратились на ультразвуковое оборудование – сканеры My Lab 70, которые приобреталось на разных аукционах в ценовой свистопляске от 3,9 до 5,6 млн рублей.

Известны и более ранние аналогичные случаи. Напомним, хотя бы одно - в конце июля этого года следственные органы направили в суд уголовное дело в отношении бывшего замначальника главного управления здравоохранения Воронежской области Михаила Иванова, который обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). По версии следствия, в 2008 году, занимая руководящую должность, господин Иванов закупил томографы для медучреждений региона по завышенным ценам. В общей сложности действия чиновника причинили ущерб бюджету региона на сумму свыше 36 млн рублей. Основная часть ущерба пришлась на приобретение шести томографов. В целом на приобретение оборудования в 2008 году региональному бюджету досталось 391 млн рублей федеральных средств. Уголовное дело по этому факту было возбуждено в 2010 году.

Итак, модернизация здравоохранения, безусловно, является приоритетным направлением. Однако, возможно, не только с точки зрения активно пропагандируемой забыты о здоровье воронежцев, продлении уровня их жизни и модернизации медучреждений, но и во многом с позиции чьих-то корыстных интересов при регулярных денежных вливаниях. При этом тенденциозность случаев накручивания «закупочных» цен на медоборудование – может быть лишь одной прорехой госсистемы, сквозь которую проходят коррупционные нити. Более серьезные деньги «разыгрываются» на уровнях повыше.

Ассоциация на грани провокации

Помимо укрепления материально-технической базы медицинских учреждений, программа модернизации здравоохранения Воронежской области на 2011-2012 годы включает внедрение современных информационных систем. В этом плане воронежский регион пока не блещет успехами. Однако в последние несколько месяцев наблюдается оживление вокруг темы создания регионального фрагмента единой государственной информационной системы здравоохранения (РФЕГИСЗ).

Эксперты указывают, что активизация работы по созданию РФЕГИСЗ, вероятнее всего, спровоцирована стремлением чиновников возобновить федеральные финансовые вливания. Причем, деятельность уже на начальном этапе организации торгов по поиску исполнителей может содержать большую вероятность коррупциогенного фактора.

В частности, речь идет о трех объявленных аукционах по заказу департамента здравоохранения Воронежской области на общую максимальную сумму около 235 млн рублей. Один из них – на оказание услуг по передаче неисключительных прав на лицензионное программное обеспечение стоимостью почти 12 млн рублей завершился победой астраханской компании ООО «5.25 Программы», которая снизила стоимость до 8,75 млн рублей.

Из двух участников аукциона на право создания защищенной телекоммуникационной инфраструктуры учреждений здравоохранения Воронежской области с предельной ценой контракта в 137 млн рублей победила некая фирма с первым и последним предложением цены в 136 млн рублей.

Проведение третьего аукциона – на право заключения контракта на поставку средств вычислительной техники для организации РФЕГИСЗ при начальном верхнем пределе обеспечения в 86 млн рублей - перенесено в третий раз и назначено на 10 сентября. Причем, по некоторым аукционам менялись не только сроки проведения из-за отсутствия заявок, но и максимальная цена – в сторону понижения, согласно информации на площадке РТС-тендер.

Определенные сомнения по поводу прозрачности подготовки к торгам заставило анонимное августовское письмо, «свалившееся» в электронную почту «Абирега». Его автор подозревает в сговоре чиновников областного департамента здравоохранения и потенциальных исполнителей, якобы под которых и организовываются аукционы, – ОАО «Ростелеком», областную Ассоциацию предприятий информационно-коммуникационных технологий (АПИКТ) и «Агентство по инновациям и развитию» (АИР). В качестве доказательств прилагается письмо председателя правления АПИКТ областной Ассоциации предприятий информационно-коммуникационных технологий Владимира Журавлева от 11 августа 2012 года к руководителям компаний – членам ассоциации.

В нем речь идет о содействии упомянутых структур с представителями департамента здравоохранения Воронежской области для создания региональной РФЕГИСЗ. В частности, об изменении конкурсной документации, создании рабочей группы и технического проекта РФЕГИСЗ. Однако Владимир Журавлев уверяет, что «свое» письмо лично не писал, не отправлял и называет его «провокацией с целью дискредитации ассоциации в моем лице». В свою очередь, в «Агентстве по инновациям и развитию» письмо комментировать отказались, назвав его «чушью».

Между тем, мнение экспертов таково, что в происходящем нет свершившегося факта коррупции. Поскольку участие частных фирм в подготовке торгов, о котором идет речь в письме, не гарантирует им результат и не обеспечивает победу указанных или «дружественных» им компаний в аукционах. Ведь, возможно, помощь и вправду оказывается исключительно из благих намерений... По крайней мере, связь «помощников» департамента и единственной известной на сегодня компании-победителя одного из торгов не наблюдается.

«Участие частных структур в подготовке аукционов безусловно существенно увеличивает коррупционные риски. Закон, называемый в миру законом «О госзакупках», по своей сути направлен на обеспечение основ конкуренции и равного доступа к рынку государственного и муниципального заказа. То есть он призван мешать коррупции. Соответственно, любое участие - прямое или опосредованное - потенциально заинтересованных лиц в подготовке конкурсной документации (что, замечу, является исключительно чиновничьей обязанностью) вызывает резонные вопросы. Да еще в условиях нашей с вами российской действительности», – комментирует адвокат «Абирега» Станислав Рывкин.

Таким образом, посыл к теме коррумпированности проведения многомиллионных аукционов в воронежском регионе имеет лишь косвенные подтверждения достоверности изложенного. Понятно, трудно доказуемые...

Итак, при наличии конкретных сумм и мероприятий программы модернизации здравоохранения в области, а также каких-никаких ощутимых успехов по ее реализации, о прозрачности расходования средств и проведении торгов говорить пока рано. Дело ли здесь в русском менталитете или особенностях регионального менеджмента, сказать сложно. Понятно одно – без четко прописанных механизмов отслеживания движения финансовых средств дальше будет то, что мы наблюдаем сейчас…

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 5