WorldClass

20 сентября 2024, 17:48
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экс-губернатор Воронежской области Александр Ковалев: «Каждый человек должен осознавать свою незаменимость…»

13.09.2012 12:57
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Эксклюзив -  На протяжении нескольких лет, разговаривая с самыми разными людьми на политические темы, я подводил беседу к вопросу, кто из всех руководителей Воронежской области, имелись в виду губернаторы, соответствовали в полной мере этому посту. Большинство моих собеседников называли имя  Александра Ковалева. Это не значит, что у него не было ошибок, неудач и накладок: идеальных руководителей не бывает. Просто сложилось у людей такое мнение.

Воронеж. 13.09.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Эксклюзив - На протяжении нескольких лет, разговаривая с самыми разными людьми на политические темы, я подводил беседу к вопросу, кто из всех руководителей Воронежской области, имелись в виду губернаторы, соответствовали в полной мере этому посту. Большинство моих собеседников называли имя Александра Ковалева. Это не значит, что у него не было ошибок, неудач и накладок: идеальных руководителей не бывает. Просто сложилось у людей такое мнение. Обыватели отмечали такое качество, как «серьезность», вкладывая в это понятие масштаб деятельности, отношения с федеральной властью, самостоятельность в решениях, говорили о простоте и искренности Ковалева. Журналисты отмечали непредсказуемость, эмоциональность, открытость. Деятели культуры – харизматичность, афористичность, четкое знание границ, за которые не стоит заходить. И все – импонирующую жесткость, независимость, авторитарность.Называли еще многие качества, но одно хочется отметить особо, как крайне редкое: потрясающую интуицию, подкрепленную, конечно, опытом, знанием жизни и людей. Но об этом чуть позже.

***

Накануне семидесятилетия Александра Яковлевича самым неуместным было бы петь ему дифирамбы, критиковать за ошибки или нудно пересказывать факты его биографии. Напоминать о нем воронежцам не надо, его и так прекрасно помнят. Учитывая, правда, стремительное течение времени и помолодевшую аудиторию газеты «Коммуна», не лишним будет сказать молодому поколению несколько слов. Но они, если им будет интересно, скорее всего, полезут в Интернет, в Википедию и обнаружат там следующую информацию: «Ковалев Александр Яковлевич, 2-й глава администрации Воронежской области, 11 апреля 1992 г. – 17 сентября 1996 г. Мэр Воронежа, октябрь 2000 г.- ноябрь 2003 г.». А дальше скупые биографические данные: генеральный директор производственного объединения по выпуску тяжелых механических прессов, народный депутат РСФСР, председатель исполкома Воронежского городского Совета народных депутатов, член Совета Федерации, глава администрации области, полпред Президента РФ в республике Северная Осетия-Алания и в республике Ингушетия, торговый представитель РФ на Украине, мэр Воронежа.

Мало что дадут эти факты молодому поколению, привыкшему к нынешней статичности и предсказуемости, не представляющему, что такое динамика власти, разнообразие подходов к проблеме, противоречия, становление легитимности. А ведь именно Ковалев первым после событий августа 1991 года легитимизировал воронежскую власть, сделал ее законной, заслуженной, открытой. Дистанция между Александром Ковалевым и народом, оказавшим ему доверие, всегда была минимальной, на расстоянии вытянутой руки. Но если сказать молодежи, что Александр Ковалев не проиграл ни одни выборы, а процент голосовавших за него жителей области доходил до семидесяти одного, в ответ можно услышать: «ну, и что?». Мы привыкли к перманентным политическим победам и запредельным процентам. Только вот во время Александра Ковалева, ни о каких приписках и массовых нарушениях речи не шло, таких вещей и в таких масштабах просто не существовало. А рекордный процент выражал только народное доверие и ничего больше.

***

В одном из газетных материалов было сказано, что Ковалеву пришлось пройти сквозь самое бурное и противоречивое время в новейшей российской истории. Это так, но и время прошло сквозь него, задержалось, оставило свои неизгладимые следы, сформировало характер, обусловило образ действий и стиль жизни.

«Скучно без Ковалева», заметил в одном из разговоров человек, никогда не имевший отношения к власти, бывший рабочий одного из воронежских предприятий.

Он, конечно, имел в виду не его высказывания, ставшие афоризмами, а нечто другое. Хотя, отвлекаясь, скажу, что многие вещи, казавшиеся экспромтами, были подготовлены и продуманы заранее. Но исполнение – выше всяких похвал. Надо было видеть, как в предвыборном прямом эфире Александр Ковалев постепенно повышал градус эмоционального напряжения, доводя его до кульминации. И в итоге вся телеаудитория области облегченно и радостно выдохнула, когда он, наконец, сказал, куда именно пошлет чиновников, не исполняющих своих прямых обязанностей. Ему простили ненормативную лексику в эфире, поскольку эта была искренняя и честная эмоция: накипело, не сдержался, довели. Но он знал, что таких эмоций от него ждут. Точно так же прощали ему крик, жесткость, иногда несдержанность. Это было не хамство чиновника, а характер человека, пришедшего во власть из народа и взявшего на себя ответственность за все происходящее. К слову сказать, Александр Яковлевич, если был не прав, всегда извинялся перед человеком, независимо от его должности и общественного положения. Хотим мы того или нет, но такой образ действий и являлся той самой пуповиной, связывающей Ковалева с народом в самом широком смысле этого слова.

Так что скучно стало без этих еженедельных прямых эфиров, в которых он честно рассказывал обо всех проблемах в формате обычного разговора, без его уникального обращения к аудитории «уважаемые люди», без его приходов на митинги, когда он буквально переламывал враждебно настроенную толпу, меняя линию разговора. Скучно без неожиданностей, вроде намерений строить дельфинарий, без трогательной заботы о торгующих укропом и редиской старушек (не трогайте бабушек! ), без упрямства в отстаивании своей правоты, переломить которое могли только необоримые объективные обстоятельства или Президент России Борис Николаевич Ельцин.

***

Биография Александра Яковлевича Ковалева – это спираль исторического процесса: приход – уход, прощание – возвращение, ошибка, оборачивающаяся правотой, энергия заблуждения и крючок, заброшенный из настоящего в будущее. В основе такой спирали – желание народа видеть во власти лидеров прямых, не отсиживающихся в тиши кабинетов, практиков, не боящихся итогов эксперимента, а значит, редких по определению…

- Ну что, хочешь сказать, что Ковалев проблему с пробками не решил бы?

- Не знаю, время сейчас другое. Законы другие.

- Да при чем тут время! Политической воли нет. А ты говоришь – законы! Дело не в законах, а во власти.

- Да ничего он не сделал бы.

- Сделал бы. А не сделал, так, по крайней мере, пытался бы…

Примерно такой разговор я случайно услышал на центральном рынке года два или три назад и сейчас воспроизвел его по памяти. А ведь, действительно, интересно. Пробки, отсутствие горячей воды из-за каких-то непонятных задолженностей, беспредел в застройке исторического центра Воронежа… Главное даже не в том, что эти проблемы возникают. Беда, что они воспринимаются, как должное и никто из чиновников не соблаговолит хотя бы объяснить что-то более-менее внятное.

Решил бы или не решил? Этот постоянный вопрос «Кто бы и как решил?» - Ковалев, Воротников, Варейкис – таит некую безысходность и в то же время надежду для жителей России в целом и Воронежской области в частности. Причем такие вопросы жители начинают задавать спустя очень небольшое время после выборов очередного губернатора или мэра. К слову сказать, при Ковалеве таких вопросов не было. Не то, чтобы он все решал моментально, просто не давал пауз для праздных размышлений, все жили настоящим и ближайшим обозримым будущим. Так вот, когда возникают подобные вопросы, - начинаются воспоминания. Разные: хорошие, плохие, справедливые.

Ковалев убирает с Плехановской трамвайные пути! Сколько было шума, крика, обвинений, но спустя несколько лет, люди признали: обидно, что нет трамвая, но стало лучше, улица все-таки разгружена.

Ковалев разрешил строить в центре города Макдональдс! Американское вторжение! Прошло меньше полугода и Макдональдс, плохо это или хорошо, стал одним из самых излюбленных мест воронежцев.

Ковалев продает кинотеатр «Спартак»! Не иначе, как под публичный дом! Пресса ежедневно выдавала новые версии одна кошмарней другой и мнения возмущенных читателей. Сейчас прекрасно отреставрированный «Спартак» - популярнейшее место отдыха горожан.

Можно вспомнить и более серьезные вещи. «Средства массовой информации должны быть свободными и говорить о власти то, что они считают нужным». Сравните эти слова Александра Ковалева, сказанные лет пятнадцать назад с предложением Дмитрия Медведева о том, что власть должна избавляться от учрежденных ею СМИ. Только Ковалев при этом говорил, что прессу в этом случае надо еще и финансировать. Он интуитивно понимал, что власть в такое сложное переломное время не сможет работать без свободной прессы.

Еще цитата: «А пока всюду такие микромонополии, пока нет истинной конкуренции, цены будут расти. Ошибка Правительства заключалась в том, что оно первоначально отказалось от регулирования деятельности подобных структур. Пока не возникнет настоящей конкуренции между микромонополистами, власть обязана регулировать их хозяйственную жизнь». Это Александр Ковалев о ценах в сфере услуг. Прошу заметить, 1994 год. С тех пор сменилось три Президента, но в России рынок ничего не поставил на свои места. Сейчас совершенно ясно, что политика ценообразования в глубоком кризисе и без грамотного вмешательства власти эту проблему не решить: слишком жадны наши предприниматели, слишком слабы законы, слишком терпеливо народонаселение.

Думаю, что и сейчас мнения Ковалева о фиксированных ценах, об ограничении зарплат, о запрете на свободный вывоз продукции при адаптированной ко времени корректировке стали бы актуальными и востребованными.

***

Примеры подобного рода можно множить. Но речь даже не об экономике. Александр Ковалев всегда учитывал главное, то, что будет самым важным всегда: психологию советского или российского человека. Вернее, просто психологию человека, его нужды, заботы, взгляды на жизнь. А это зачастую оказывается сильнее экономических реформ и общественных формаций.

Значит ли это, что у Ковалева сильны коммунистические убеждения? В той же степени, что и у большинства наших сограждан, когда они согласны не с доктриной, а с логикой и здравым смыслом.

Значит ли это, что он демократ? Если демократия, как это принято везде, кроме России, это дисциплина, безоговорочное исполнение закона, ответственность, жесткие обязанности, - демократ.

Но не политик? Если он мог, будучи губернатором, не соглашаться с действиями власти, - не политик.

Человек системы? Если уход с поста губернатора связан с результатами выбора Президента в отдельно взятой области, - человек системы.

Представитель номенклатуры? Ни в коем случае! Достаточно вспомнить его слова 2000-го года: «За пять лет работы в обладминистрации я так и не стал там своим. Потому что я – не оттуда, я вырос не там. И рад, что я для них чужой».

Человек, на первый взгляд, противоречивый. Но именно за то, что видимые противоречия оборачиваются в итоге внутренней цельностью, его уважают, помнят, ждут. В 1999 году «Квалитас» задал воронежцам вопрос: кто из руководителей нашей области за последние 25 лет сделал больше всего для процветания воронежского края? В списке было много имен, но с огромным отрывом лидерами стали двое: Виталий Воротников и Александр Ковалев, два символа советского и российского времени.

Александр Ковалев был популярен и востребован в 80-е на заводе ТМП, в начале 90-ых на посту губернатора, в нулевые – на должности мэра, в 2012 многие ждут от него ответов на самые разные вопросы. В чем причина такой популярности? На этот вопрос Александр Яковлевич ответил сам, когда говорил о Президенте России Борисе Ельцине: «Ельцин – это человек, которым никто не руководил, у него было свое внутреннее восприятие действительности, жизни народа». Лучше, пожалуй, не скажешь.

Ну, и шутки его, произносимые с серьезным выражением лица, тоже помнят. Вроде той, сказанной им на одной из планерок.

- Там, на проспекте, какие-то новые русские, Баскин и Роббинс, кафе открыли. Надо съездить, посмотреть, что за люди…

***

Существует еще один важный момент, требующий расшифровки таких сухих биографических строчек, как «ушел в отставку». Власть ради власти Александру Ковалеву была не нужна. Но никогда и ни при каких обстоятельствах он не покинул бы свой пост, не осуществив того, что планировал, не доведя до конца начатое. Такая уж натура. Уйти его вынуждали и делали это, зная его характер, серьезно, обложив со всех сторон и на местном и на федеральном уровнях. Уже в середине 90-ых кто-то мечтал занять его место, кто-то хотел возложить на него вину за провал выборов Бориса Ельцина в Воронежской области, кто-то понимал, что Ковалев не даст присвоить лакомый кусок собственности.

Администрацию Президента тоже перестал устраивать независимый и неуправляемый губернатор, не вписывающийся в рыночный формат, проводящий в области свою политику.

Последней каплей была умело устроенная провокация, когда пенсионеры, требуя решения социальных проблем, перекрыли улицы в центре города и били стекла в здании администрации области. Местное телевидение сняло сюжет, который, естественно, увидели в Москве.

Одного не могли понять воронежские и столичные чиновники: почему, не смотря на тяжелые условия жизни населения, рейтинг доверия Ковалеву зашкаливал за 60 процентов. А ответ достаточно прост для тех, кто хочет его услышать. Кроме номенклатуры, политической элиты, ангажированных депутатов, представителей олигархического бизнеса, существовала еще одна, главная сила - народ, Именно ему и служил Александр Яковлевич Ковалев, ради него шел на выборы и выигрывал их, из-за него действовал вопреки установленным властью правилам. Казалось бы, это единственно верный путь для любого политика и руководителя, но этим путем ни до Ковалева, ни после него, так упрямо и целенаправленно не шел никто.

Тем не менее, эти действия власти, которые я и назвал выше непреодолимыми обстоятельствами, заставили его уйти. Уйти достойно… Через несколько лет он вернулся и легко, непринужденно, с огромным отрывом от соперников выиграл выборы мэра Воронежа.

***

Я намеренно не соблюдаю хронологию событий, не разделяю время Ковалева-губернатора и Ковалева-мэра. Конечно, каждый этап имеет свои особенности, но по сути это одно и тоже время с вынужденными перерывами.

Не заостряю внимание на экономической ситуации в Воронежской области и деятельности Александра Ковалева в этом направлении (по-моему, ни одна экономическая программа в России так и не была успешно реализована).

Оставляю в стороне политическую борьбу тех лет (крайне трудно представить Александра Яковлевича членом какой бы то ни было партии, да и борьба эта, в конечном счете, сошла на нет).

Ковалев-человек, думающий, анализирующий, импульсивный – вот задача этого газетного материала. Он был таким и таким же остается сейчас. Те же знакомые жесты и манеры, интерес к чужому мнению по разным вопросам, потрясающая осведомленность, уверенность. И главный, все тот же, критерий оценки любой ситуации, главная опора – люди, которые живут рядом: в городе в области, в стране. Люди, которым надо подставить плечо и на которых можно опереться самому.

С юбилеем вас, Александр Яковлевич! От имени всех воронежцев, которые всегда верили в вас и ждали вашего возвращения.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 5