Женщина, отвечавшая накануне известных событий за идеологию в Карелии, возглавила одно из крупнейших предприятий нашей области
Нового генерального директора ОАО «Павловскгранит» Наталью Владимировну Анохину, со стороны, даже жалко. Судьба достает ее из своего заднего кармана, только если требуется временно закрыть брешь какой-нибудь «расстрельной» должности. Или, наоборот, когда заказчик приговорил к «расстрелу» саму компанию, в которую он отправляет эту бой-бабушку, уже пять лет как оформившую пенсию.
Ах, какая женщина! Мне б такую!
Таких, как она, некоторые называют «антикризисными управляющими». Другие используют термин «экономический киллер». Если же учесть, что карьер Павловский в карьере самой Анохиной будет уже вторым нерудным предприятием, которому уготована печальная судьба, то, возможно, ей лучше всего подошло бы нечто вроде – «Убийца карьеров».
Сама же Наталья Владимировна, наверное, чувствует себя кем-то типа «дикой гусыни», служащей интересам то одного, то другого «королевского двора». При случае, она любит «бряцать оружием» и «играть мускулами», как заправский вояка. Скажем, недавно, даже в своем платном интервью «Комсомолке», приуроченном к ее первому месяцу в качестве гендиректора «Павловскгранита», Наталья Владимировна не удержалась и решила немножечко «нагнать страху»: «У нас будет работать специализированное охранное предприятие, - написала она. – И работать оно будет всегда!» Ну, типа, читателям страшно, а ей – круто! Хотя павловчанам и правда не смешно: на территории завода круглые сутки дежурят около 150 вооруженных охранников, в основном, сотрудников московских ЧОП, среди которых есть бойцы спецподразделения «Элита», знаменитых по рейдерским захватам.
Но тем, кого это смущает, Анохину надо «понять и простить»: просто, сейчас она отрывается по полной. Ведь последние перед «павловской операцией» годы Наталья сидела в «тылу»: втирала подросткам прелести Интернета, а пенсионеркам – кабельного телевидения, - была директором филиала ООО «Цифра Один» в Троицке. Чувствовала, как размякает от мирной жизни ее антикризисное тело, теряются боевые навыки управленца-бультерьера. Уже боялась, что не позовут, что найдут молодых и амбициозных. Но о ней вспомнили. Вспомнил один из тех, кому она уже служила в 2009 году, обеспечивая захват другого карьера – Вяземского.
Идеология резиновой дубинки
До этого - куда только не забрасывала ее судьба. Скажем, с 2005 по 2007-й, прописанная в Петрозаводске Анохина, закрыла грудью вопросы ЖКХ и промышленности в Корякском автономном округе – это рядом с Магаданом и Чукоткой. Ее предшественник на том посту Михаил Соголовский был осужден за срыв отопительного сезона. А вот Анохину не посадили. Работа «рассосалась» сама собой: в марте 2009 года Корякский АО и Камчатку объединили, а администрацию округа просто расформировали.
Чуть раньше Анохина трудилась генеральным директором ОАО «Российские коммунальные системы». Это крупнейшая частная федеральная компания, работающая в коммунальной сфере. О том, насколько патриотичен и чистоплотен бизнес этой фирмы, можно судить по ее учредителям: 75% акций принадлежит «Wilmington Inwestments Limited» и 25% «Indville Management Limited». Обе компании, конечно же, не русские – зарегистрированы на Кипре.
Кстати, на счет русских и патриотизма при Наталье Анохиной лучше не упоминать. Очень обижается и принимает на свой счет. Думает, что это в ее адрес шпильки по поводу Кондопоги. С 2002 года Наталья Владимировна работала заместителем руководителя администрации Главы Республики Карелия по идеологической и информационной работе. А Кондопога, как известно, это Петрозаводский район все той же республики. И, как там обстоят дела с идеологической работой, стало окончательно ясно, когда сначала чеченцы убили у ресторана «Чайка» троих русских парней, а потом решившие мстить кондопогские мужики устроили кавказцам небольшой «Kristallnacht». Ну, и в завершение сами региональные власти вполне в духе Натальи Анохиной пришли тогда к выводу, что идеология надежнее всего внедряется резиновыми дубинками: число раненых после зачистки улиц Кондопоги ОМОНом составило больше сотни человек.
Между психиатрией и уголовным кодексом
Впрочем, все это теперь давно позади. Последнее серьезное задание Анохиной, как и сегодня, было связано с нерудными материалами. В 2009-м бывший советник по энергетике губернатора Мурманской области Геннадий Шубин и его партнер Илья Кулыгин решили провернуть одну махинацию вокруг ОАО «Вяземское карьероуправление». На свои и заемные деньги купили серьезный пакет акций. Договорились еще на один, дававший им абсолютный контроль над предприятием. И тут вышла заминочка: по «старым долгам» на общую сумму 400 млн. руб. в отношении Ильи Кулыгина возбудили уголовное дело.
Оплатить контракт из СИЗО у него никак не получалось, и тогда он решил добиваться цели двумя путями: с одной стороны – объявил себя сумасшедшим, а с другой - выдал доверенность на ведение делами по карьероуправлению Анохиной, старой знакомой Геннадия Шубина. Наверное, после этого кто-то может сказать, что, мол, доверить Наталье Анохиной предприятие мог только сумасшедший. Но это не так: Илья Кулыгин, скорее, все-таки мошенник и преступник, нежели душевно больной. Поэтому кому он может доверить вести свои дела, этот человек представлял очень хорошо. На его «уголовный взгляд», Наталья Владимировна подходила идеально.
И, как показали последующие реформы на Вяземском карьероуправлении, он ни на йоту не ошибся.
Прикрываясь «шизофренической» доверенностью, Анохина спешно созвала акционеров ОАО, и на нем продавила решение об увеличении уставного капитала компании в 10 раз. В результате, фирма, которой принадлежал крупный пакет акционерного общества, осталась с 2,5% на руках! Классическое для рейдеров размывание доли позволило полностью захватить ОАО «Вяземское карьероуправление»….История эта длилась еще долго, и было в ней не мало интересных деталей. И одна из них в том, что в 4 км от ОАО «Вяземское карьероуправление» располагается ОАО «Вяземский щебеночный завод», который в декабре 2010 года приобрело ОАО «Национальная нерудная компания», возглавляемая Юрием Жуковым. И, (о, случай!) именно структуры, контролируемые все тем же Жуковым, произвели спустя три года захват ОАО «Павловскгранит», и посадили на пост гендиректора все ту же Наталью Анохину. Да, на этот раз действует она не по доверенности – назначена Советом новых директоров. Но, рассказывают, что на всякий случай, по тихому, тщательно проверяет своих работодателей: нет ли среди них официальных психов или тайных уголовников. А то ведь вскроется в самый неподходящий момент, пока Главное Задание не выполнено.
Чего ждать завтра?
А давал ей это Главное Задание – лично Юрий Жуков. Прилетел еще в начале августа на Павловское предприятие на собственном вертолете с вооруженной охраной. Заперся с бой-бабушкой в «тайной комнате» и нашептывал, что ему надобно.
Можно, конечно, долго гадать, о чем они там шушукались. А можно и просто прикинуть: что новый генеральный директор за свой первый месяц уже сделала, и к чему это все клонится? Все в том же интервью «Комсомолке» Анохина рассказывает: «Спустя месяц, доходная часть предприятия возросла на 30-40%. Мы уже ощутили этот доход, и у нас появился некий запас прочности!» Вместе с новым генеральным директором это все очень хорошо ощутили и простые сотрудники – и доход, и запас прочности тоже. Например, в первые же дни пребывания Анохиной на новом посту, под сокращение попали десятки работников швейного цеха, цеха озеленения и стирки спецодежды. Ладно, бог с ними с цветочками: новые собственники не обещали рабочим, что вокруг будет красиво и уютно. Но как же быть со спецодеждой? Самим, что ли, ее шить, а затем – стирать? Так, между прочим, на одном порошке люди разоряться!
Затем под светлые очи Анохиной попала знаменитая лечебница комбината. Там измотанные тяжелым трудом люди могли позволить себе получить ряд восстановительных процедур, таких – как массаж. И все годы помощь им там оказывали бесплатно. Такое положение дел не только удивило, но и возмутило генерального директора. В результате, сотрудники лечебницы должны теперь подготовить бизнес-план: как они собираются зарабатывать на здоровье рабочих ГОКа?
Анохина вообще о рабочем человеке думает очень много. Недавно, вот, придумала отрывные талоны по технике безопасности. Увидел у тебя мастер нарушение – листочек оторвал, и предупреждение сделал. Увидел второе – нет ни очередного листика, ни 25% зарплаты. С третьим – половина месячного дохода остается в бюджете новых собственников. Ну, а с четвертым – человеку в руки выдают его трудовую.
Пока еще Рострудинспекция сопротивляется внедрению подобного механизма заботы о коллективе, но, как известно, если очень хочется…
Того, что рабочие сами от таких условий начнут убегать с ГОКа, Анохина не боится. Во-первых, куда им бежать – больше нормальной работы в Павловске просто нет. Во-вторых, на их место быстро пришлют «вахтеров». Это такая новая методика, практикуемая на предприятиях национальной нерудной компании. Берут, и специалистов с одного завода отправляют на другой в командировку. Там работу сделали – снова перекинули. Три десятка павловчан уже тоже обязали потрудиться на благо
ОАО «Вяземский щебеночный завод». Чтобы в чужих краях ни в чем себе не отказывали, выделили на сутки по 100 рублей.
Так что, в какой атмосфере работают сейчас на ГОКе люди, представить не трудно. Многие боятся говорить по телефону, опасаясь «прослушки». Да и друг с другом люди стали сдержаны и формальны: никто не хочет оказаться за бортом из-за неудачно сказанной шутки, о которой в любую минуту могут донести начальству. На этом фоне слова Анохиной, которыми она озаглавила свое интервью в «Комсомолке» смотрятся весьма зловеще: «Люди знают, чего им ждать завтра».
Егор Хромов
В засаде, 17 сентября 2012 г. 9:15.