WorldClass

02 октября 2024, 01:35
Экономические деловые новости регионов Черноземья

BMW 5

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

BMW 5

R36 мегаполис // Чем живет фитнес­-индустрия Воронежа

18.09.2012 14:45
Последние  несколько лет эксперты отмечают уверенное развитие фитнес-индустрии в России. И даже бум фитнес-центров. Так, по оценкам Ассоциации профессионалов, индустрия растет в среднем на 20 % в год. Воронежский рынок развивается в русле общероссийского. Возможно, менее высокими темпами, но с теми же трудностями. На старт, внимание… Российский рынок фитнес­услуг имеет достаточный потенциал. В среднем, фитнесом занимается всего 2 % населения. Для сравнения, в Великобритании этот показатель достигает 6 %, а в США — 14 %.

Последние несколько лет эксперты отмечают уверенное развитие фитнес-индустрии в России. И даже бум фитнес-центров. Так, по оценкам Ассоциации профессионалов, индустрия растет в среднем на 20 % в год. Воронежский рынок развивается в русле общероссийского. Возможно, менее высокими темпами, но с теми же трудностями.

На старт, внимание…

Российский рынок фитнес­услуг имеет достаточный потенциал. В среднем, фитнесом занимается всего 2 % населения. Для сравнения, в Великобритании этот показатель достигает 6 %, а в США — 14 %. Но, как отмечают специалисты, для России процесс популяризации спортивного образа жизни только начинается. «Ситуация на рынке определенно меняется — и в лучшую сторону, — говорит директор сети клубов Elefant Олег Кондаков. — В Воронеже это во многом происходит за счет прихода федеральных операторов: появление большего количества клубов, предлагаемых программ, опций способствует развитию фитнес­культуры в городе. Соответственно, больше людей вовлекается в эту сферу».

Развитие бизнеса сетевиков сегодня происходит в основном за счет интенсивной региональной экспансии. В поле зрения, в первую очередь, города­миллионники, где более развита инфраструктура и есть предпосылки для развития в разных сегментах. Так, в Воронеж пришли сразу два крупных игрока — X­FIT Platinum и ALEX fitness, сети которых насчитывают 26* и 44 клуба в России соответственно. (*Компания X­FIT Platinum также имеет клубы на Североамериканском континенте и в Украине)

«Фитнес­индустрия в Воронеже уверенно набирает обороты. За последние два года количество центров значительно увеличилось и, возможно, еще за пару лет приблизится к критическому порогу, — отмечает управляющий фитнес­клуба X­FIT Platinum Борис Щербатюк. — Наши расчеты показывают: фитнес могут себе позволить 17 % жителей. Учитывая степень проникновения индустрии (а это 3­5 % всей аудитории) можно сделать вывод, что фитнес­площадей у нас в городе становится много — в среднем квадратный метр на два человека. Значит, грядет оживление в части повышения качества предоставляемых услуг и по направлению популяризации фитнеса и пропаганды здорового образа жизни».

Однако не все эксперты столь оптимистичны. Руководитель сети клубов «Триэль» Маргарита Гончарова отмечает, что несмотря на некоторые сдвиги в процессе популяризации спорта, далеко не каждый желающий заниматься может себе это позволить. Высокую стоимость клубной карты эксперт объясняет двумя причинами — бременем арендной платы и тратами на рекламу. «Клубам очень тяжело конкурировать с магазинами и другими коммерческими структурами, — говорит Маргарита Гончарова. — К сожалению, социальную значимость объекта в нашей стране никто не учитывает. Известен опыт развитых стран, где первый этаж здания сдается под торговые площади по одной цене, второй — под офисы компаний по другой цене, а третий — под детскую школу или тот же фитнес­клуб по третьей цене. Другой момент — реклама. Без нее невозможно становление и полноценное существование фитнес­клуба. И конечно, большие траты на наружную рекламу отражаются на стоимости клубной карты. Необходимы существенные снижения цен на рекламу для клубов, ведь помимо себя они рекламируют и здоровый образ жизни, а это экономически выгодно и для государства».

А тренер кто?

Бурный количественный рост фитнес­клубов не отменяет актуальности проблемы кадров. Повышение уровня квалификации тренеров — одна из главных задач фитнес­рынка. «Крупной сетевой компании в этом плане проще: имеется своя база для обучения и все необходимые ресурсы, — отмечает Борис Щербатюк. — Мы не практикуем обучение в каких­либо местных федерациях или школах. Все наши специалисты обучаются в аккредитованных международных учебных структурах как в России, так и в Европе и Америке». Однако Олег Кондаков, по совместительству директор Академии Профессионалов Фитнеса, не столь категоричен в оценках местных педагогов. Так, Академия проводит полноценное обучение, а именно 120 часов теории и практики для специалиста тренажерного зала и 300 часов для групповика­аэробника. Отметим, что программы подготовки специалистов фитнес­клубов, принятой на государственном уровне, не существует. «При этом мы делаем отбор кандидатов, изучаем нормативы, смотрим, насколько человек близок к спорту вообще и в частности к системе фитнеса, — обращает внимание Олег Кондаков. — Мы не каждого допускаем к обучению, у нас нет цели получить деньги и выдать корочку. Здесь вопрос репутации». В свою очередь, он рекомендует бдительно относиться к свидетельствам и сертификатам, демонстрируемым в фитнес­клубах. «Нередко сертификаты свидетельствуют о том, что некий тренер побывал на семинаре. А присутствие и прослушивание докладов не гарантирует полноценного усвоения и не дает никакой категории. Другой пример: тренер N — участник конвенции «такой­то», — продолжает Олег Кондаков. — А что такое конвенция? Это тусовка! Собираются молодые красивые люди, для которых авторитетные презенторы проводят мастер­класс. Возможно, человек уловил новое движение, новую для себя связку. Но с точки зрения профессионализма — это штрих к портрету. Конвенции нужны тренерам как заряд, эмоциональная подпитка, импульс для развития».

«Не обольщайтесь конвенционными уроками, рассматривайте их как парад идей, как демонстрацию современных фитнес­трендов, — советует своим коллегам генеральный директор компании Wellcom Елена Пискунова, выступая на Международном фитнес­ и велнес­фестивале MIOFF. — Фитнес­конвенции — это просмотр достижений, праздник, шоу, на котором презенторы показывают все, на что способны. Подобные семинары и воршопы не могут считаться полноценным приобретением знаний... Даже если вы прокатитесь с Шумахером по трассе Формулы­1, вы не станете профессиональным гонщиком».

За дело вместе

«Должна быть пропаганда здорового образа жизни, — уверен Борис Щербатюк. — Пропаганда работает всегда. Пусть снова по утрам на телевидении будет идти зарядка, а не ужасы про войны и алкоголиков...»

Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Воронежской области на 2007–2015 годы» указывает на «недостаточную пропаганду ценностей физической культуры и спорта как составной части здорового образа жизни в средствах массовой информации, особенно на телевидении». Документ предполагает даже разработку общей концепции рекламных мероприятий и технических заданий для рекламных агентств, распространение социальной рекламы. На комплекс мероприятий, популяризирующий физическую культуру, за годы реализации программы будет потрачено 7119,9 тыс. рублей областного бюджета.

«Без комплекса организационных и пропагандистских мер, без объединения усилий инвесторов, власти и общества решить задачу развития фитнес­культуры очень трудно», — соглашается с коллегой Маргарита Гончарова. В принципе, такого мнения придерживаются многие участники рынка. Возможно, даже все. Важность развития спорта и, соответственно, укрепления здоровья нации вряд ли кто оспорит. Но пока фитнес­индустрия чиновниками рассматривается лишь как разновидность бизнеса. Сами же предприниматели готовы реализовывать социально значимые проекты и всячески взаимодействовать с властью. Например, Олег Кондаков предложил возможности сети клубов Elefant для подготовки молодых людей призывного возраста к прохождению службы в армии. Пока эта идея существует на уровне проекта и рассматривается в администрации.

Другой вариант — строительство многофункциональных физкультурно­оздоровительных комплексов на паритетных началах. «Какую­то часть денег дает федеральная власть, свою лепту вносит областной и городской бюджет, а также местные предприниматели» — предлагает Маргарита Гончарова. — Почему наша Компания настаивает на такой форме, как спорткомплексы совместного участия? Мы понимаем, что если город пойдет по пути строительства и целостного обслуживания таких спортивных комплексов, то кроме огромных затрат на возведение и эксплуатацию таких объектов бюджет города не будет получать ничего. Окупиться эти спортивные комплексы не смогут без коммерческой составляющей. Единственный выход — это разумный баланс: дети занимаются бесплатно, какую­то часть выделяет бюджет, и создаются условия для функционирования хозрасчетных спортивных клубов на территории комплекса. Такие клубы не требуют дотаций на содержание, налоги смогут покрыть затраты бюджета, и в то же время, будет выполняться социально важная задача по оздоровлению нации. Естественно, что должна быть экономически обоснованная арендная плата для таких спортивных клубов, призванных решить вопросы доступности спортивно­оздоровительных услуг».

Компетентно

Борис Щербатюк, управляющий фитнес-клуба X-FIT Platinum:

Основная проблема фитнес-индустрии Воронежа — это недостаток пригодных площадей. При выборе месторасположения клуба нужно учитывать множество факторов: парковка, трафик, технологические возможности здания и др. Готовых помещений, адаптированных под полноформатный фитнес-клуб, очень мало. А заходить в строящийся объект долго и рискованно.

В последнее время наметилась тенденция размещения фитнес-клубов в торгово-развлекательных центарх. Это обусловлено относительно невысокой стоимостью проектов по сравнению со стройкой или содержанием отдельного здания. Но размещение в ТРЦ, как правило, подразумевает подвальное, темное (без окон) помещение, в котором сложно отрегулировать влажность и вентиляцию на должном уровне.

Олег Кондаков, директор сети клубов Elefant, директор Академии Профессионалов Фитнеса:

Появляются новые виды групповых занятий, новые подходы, новое оборудование. Чтобы все это продать, простым и давно известным вещам приписывают какие-то невероятные свойства. Люди начинают хвататься за модное слово, направление, не разобравшись в его сути. А полет фантазий маркетологов, молодых тренеров иногда достигает невероятных высот — сочетаются несовместимые направления, в которых неверно и небезопасно для здоровья распределяется нагрузка. Все это делается в погоне за тем, чтобы каждый сезон удивлять клиента новинкой. Но в основе всей системы фитнеса — человек. В основе — тренер со своими знаниями, подходом и умением работать с людьми, опытом и позитивной энергетикой. Так всегда было, есть и будет.

Маргарита Гончарова, руководитель сети фитнес-клубов «Триэль»:

Формирование потребности, «моды» на здоровый образ жизни — процесс, требующий широкого и долгосрочного информационного воздействия на население города. Исходя их того, что вовлеченность человека в активные занятия фитнесом определяется осознанной необходимостью, в качестве одного из приоритетных направлений комплекса мер должна быть целенаправленная пропаганда фитнеса и массового спорта. Это и широкомасштабная образовательная программа в СМИ, и точечное целевое информирование групп населения, и общественные мероприятия по популяризации фитнес-занятий с последующим освещением, оборудование стационарных рекламных мест для социальной рекламы в общественных местах.

Задача воспитания здорового поколения, поколения спортивного, должна стать общегосударственной. На фоне рекламируемой повсеместно легкой жизни должна зазвучать реклама, ориентирующая на здоровые привычки, на иной вид досуга. Рекламный бюджет одного какого-то действующего бизнеса не сможет решить такую задачу.

Нина Селиванова
R36 мегаполис, №8, сентябрь, 2012 год.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0