В Воронежской области стало удобнее получать кадастровые услуги
С сентября ставить на госучет капитальные строения можно не только в органах техинвентаризации (БТИ), но и в региональных филиалах Кадастровой палаты, где прежде оформляли кадастровые паспорта лишь на земельные участки. О том, какие еще изменения касаются владельцев недвижимости, рассказал на «деловом завтраке» в «РГ» директор филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области Игорь Маслов.
С 1 сентября филиалы Кадастровой палаты начали вести учет объектов капстроительства. Для чего вам передали эту функцию?
Игорь Маслов: В стране планируют объединить данные об объектах недвижимости и о правах на них. Технически это очень сложно. К примеру, единый госреестр прав существует в двух версиях, кадастровым учетом до сих пор ведали разные органы. Мы отвечали за земельные участки, а органы техинвентаризации — за объекты капстроительства (ОКС). Чем больше задействовано структур, тем сложнее скоординировать процесс.
Поэтому было решено оцифровать архивы БТИ—по Воронежской области это данные об 1,2 миллиона ОКС — и предоставить сведения нам. До 1 января 2013 года мы будем пополнять базу параллельно с бюро техинвентаризации, после — единолично. В переходный период — с сентября по январь — в филиале Кадастровой палаты выдают документы о ранее учтенных ОКС в виде кадастрового паспорта бесплатно. В БТИ это стоит максимум около 500 рублей для граждан, 1000 — для юрлиц. Что ж, проверим себя на прочность. Чтобы с будущего года, когда нам в порядке эксперимента передадут полномочия по приему и выдаче документов на госрегистрацию прав и предоставление сведений из ЕГРП, работать уже в штатном режиме.
В 2013-м расценки на услугу по предоставлению сведений об ОКС утвердит Минэкономразвития. Думаю, цены будут невысокими. Так, сегодня в случае с земельными участками работа кадастрового инженера стоит от трех до 12 тысяч рублей, а у нас постановка ка кадастровый учет осуществляется бесплатно.
Что эти изменения дадут простому человеку?
Игорь Маслов: Унифицированный подход к оказанию госуслуг и, надеюсь, более высокое их качество. Людям важно, чтобы не надо было ломать голову: куда за какой бумажкой идти. И сейчас человек сможет оформить документы на дом и участок в одном месте. Кроме того, мы вместе с управлением Росреестра максимально сблизили процедуры постановки объектов на кадастровый учет и госрегистрации права на них.
Ожидаете ли вала обращений по постановке на учет объектов капстроительства?
Игорь Маслов: Факторов, которые могли бы его спровоцировать, нет. Вероятно, количество клиентов увеличится примерно на 200 человек в день. Прежде они обходили в городе семь-восемь присутственных мест, а теперь придут в два-три. Но очередью из пяти человек, согласитесь, наших граждан не напугать. Мы же готовы принять всех: создали для этого дополнительные рабочие места.
Немало изменений в работе вашего филиала произошло и в первой половине 2012 года. Что из них наиболее значимо?
Игорь Маслов: Мы перешли к централизованному учету и ведению госкадастра недвижимости. Раньше решения о постановке объектов на учет принимали в каждом районе области, а сейчас —только в центральном аппарате в Воронеже. Суть решений не изменилась, зато структура стала более управляемой. А значит, будет проще переходить к формированию единой информационной системы об объектах недвижимости и правах на них. Признаюсь, некоторые руководители райотделов с трудом привыкали к ограничению своих полномочий. С теми, кто не смог психологически перестроиться, пришлось расстаться. Из-за внутренней реформы у нас бывали серьезные задержки в осуществлении кадастровых процедур, но практика наработана—и по итогам полугодия видно, что централизация кадастрового учета себя оправдывает.
Сдать и получить документы на кадастровый учет земельных участков можно во всех наших пунктах приема граждан — независимо от того, в каком районе области находится объект. То есть вы, допустим, в Анне сдадите документы на землю, которая расположена в Петропавловском районе, и через 20 рабочих дней заберете готовый паспорт.
Помимо страницы на портале управления Росреестра. ваше управление завело отдельный сайт—www.fkp-vrn.ru. Зачем?
Игорь Маслов: Стараемся быть ближе к гражданам. В онлайн-приемную уже поступило несколько вопросов. Через сайт можно записаться на прием. За цифровыми документами будущее — вот и у нас уже можно получать в электронном виде кадастровые выписки о любом объекте недвижимости в РФ. Для физлиц это стоит 150 рублей за экземпляр, тогда как в бумажном виде пришлось бы отдать 400.
Мы внедрили услугу SMS-уведомления. В случае отказа в проведении кадастровой процедуры либо ее приостановления по каким-то причинам вам сразу приходит сообщение о том, что это произошло. Можно, не дожидаясь уведомления по почте, собрать недостающие документы. Идею «украл» у одного из авторизованных сервисных автоцентров. Там поставил машину на ремонт — на телефон пришло сообщение: автомобиль на такой-то площадке, телефон ответственного сотрудника следующий...
В пунктах приема в Воронеже можно оплатить госпошлину через терминалы, которые стоят в общественных местах города и области. Их полный список есть на нашем сайте. В общем, цель — сделать госуслуги максимально доступными. Этого требует время. Надо быстро двигаться вперед и не стесняться учиться у молодых подчиненных, ведь они легко генерируют полезные идеи.
К вопросу об удобстве: главный офис филиала находится в труднодоступном месте - на улице Солнечной.
Игорь Маслов: Администрация города не откликнулась на просьбу провести сюда коммерческий маршрут. Мы планируем купить собственный автобус, чтобы доставлять сотрудников на работу, а в течение дня совершать «челночные» рейсы, подвозя клиентов с ближайшей остановки к своей приемной. Автобус можно будет использовать и как передвижной офис по оказанию госуслуг. Мы выезжаем к клиентам и на дом—к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной, например. Пригласить к себе сотрудников Кадастровой палаты может любой человек с ограниченными возможностями — пожилой, больной, одинокий, лишенный поддержки родственников. Запись ведется по телефону: 8(473) 241-72-21.
В июле в Воронеже много недовольства вызвало повышение земельного налога, который исчисляется от кадастровой стоимости. До вас эти претензии доходили?
Игорь Маслов: Убежден, что собственник обязан нести бремя содержания своего имущества. При определении кадастровой стоимости могут быть ошибки. Жители Воронежа как раз и пытались выяснить, не вкрались ли неточности. Это мы приветствуем. Помогаем разобраться, советуем, куда дальше обращаться (в суд либо в местную администрацию). Если же собственник подает иск и нас привлекают как третьих лиц, мы стараемся полагаться на решение суда.
Но спекулировать на проблеме не нужно. Массового и резкого роста налогов не произошло. Только в единичных случаях. Но посудите сами: правильно ли, скажем, иметь магазин на набережной в центре Воронежа —и платить за участок пять тысяч рублей в год? Ведь в этом магазине костюм от Roberto Cavalli не за две тысячи рублей продадут, а попросят все 60—при том, что вместе с доставкой в Россию он стоит 400 евро. Тогда откуда ропот? Пожилые люди или селяне к нам с вопросами по поводу возросших налогов не приходят, потому что у них в крови заложено — надо платить.
Как бы вы оценили уровень работы кадастровых инженеров в регионе?
Игорь Маслов: Они заинтересованы в развитии. Создают СРО, охотно общаются с нами, чтобы понять «кухню» Кадастровой палаты и более грамотно взаимодействовать с этой структурой. Мы со своей стороны публикуем на сайте значимые для специалистов изменения в законодательстве. Хотим разместить там табличку о деятельности кадастровых инженеров в Воронежской области: сколько было отказов и приостановлений процедуры по материалам конкретных специалистов. Чтобы было видно, к кому обращаться. Если кадастровый инженер получает более десяти отказов в год, его дисквалифицируют.
Нам выгодно, чтобы инженеры становились более грамотными, приходили с правильно подготовленными документами. Обычно сканирование и обработка файлов занимают минут 20-25. А если инженер приносит электронные документы на съемном носителе, достаточно трех минут. Значит, за то время, которое по административному регламенту отведено на одного человека, можно принять троих.
Татьяна Ткачева
Российская газета, №214, 18 сентября 2012 года.