Белгород. 19.09.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Белгородская область к 2015 году намерена производить четверть всей альтернативной энергии в стране. Регион, в котором сегодня расположено несколько десятков крупных свиноводческих и птицеводческих комплексов, намерен сделать ставку на биогазовые станции, решая параллельно проблему животноводческих отходов. Что сегодня делается в Белгороде для развития этой отрасли, «Абирегу» рассказывает гендиректор компании «АльтЭнерго» и руководитель регионального института альтернативной энергетики Виктор Филатов.
- Виктор Иванович, скажите откровенно: все-таки как следует относиться к альтернативной энергетике - как к некой моде на инновации или это действительно серьезный бизнес, который способен приносить деньги?
- Еще в 2010 году губернатор Белгородской области дал поручение проработать идеи создания в регионе системы альтернативной энергетики, создать инжиниринговую фирму по разработке и внедрению соответствующих инициатив. Но если изначально исполнение этого поручения шло вялотекуще, то сегодня этот процесс постепенно превращается в бизнес. Окончательно это произойдет тогда, когда удастся решить ряд вопросов. Прежде всего - касающихся законодательства. Надо хотя бы прийти к тому, чтобы те нормативные акты, которые уже существуют, исполнялись. Главный документ сегодня для нас - постановление правительства РФ, согласно которому к 2015 году 2,5% всей генерации в стране должно приходиться на альтернативную энергетику, а к 2020 - 4,5%. Мы очень активно принимаем во всем этом участие и рассчитываем, что доля Белгородской области в выработке альтернативной энергии уже к 2015 году будет составлять 20-25% от общероссийской.
- Каковы сроки окупаемости таких проектов?
- Сроки разные. Мы понимаем, что они связаны прежде всего с кредитованием. Наверное, в течение пяти-семи лет такие проекты должны окупаться. Однако надо понимать, что тарифы каждый год растут; соответственно, чем они выше, тем ниже сроки окупаемости. Кроме того, речь может идти и о «зеленых тарифах», в которых заложен возврат инвестиционной составляющей.
- Какие направления сегодня являются приоритетом: биогаз, солнечная энергия, ветровая?
- Все зависит от конкретного региона. В целом по стране говорить о каком-то отдельном приоритете нельзя. Единственное - предпочтение отдается оптовой генерации, то есть установкам мощностью от 5 МВт и выше. Это могут быть и крупные солнечные станции, и ветропарки... В Чувашии, например, Краснодарском крае - то есть там, где преобладает солнечная погода - естественно, надо вести речь о солнечных батареях. В северных территориях – о переработке древесных отходов. У нас же, в Белгородской области, если ветрогенерация и будет развиваться, то в очень небольших объемах. Так, мы планируем по федеральной программе создать 5-10 МВт таких мощностей. Кроме того, есть два участка - в Чернянке и Белгороде, - где можно установить малые гидроэлектростанции мощностью до полумегаватта.
Основой же станут биогазовые установки. Сырье для переработки имеется в неограниченном количестве. Уже подготовлена долгосрочная программа, которая подразумевает в течение 2013-2015 годов введение не менее 230 МВт мощностей. Речь идет о строительстве 100-150 биогазовых установок, которые будут перерабатывать все отходы свиноводства, птицеводства, КРС, убойных и молочных заводов, спиртзаводов, твердые бытовые отходы... Ежегодно мы имеем порядка 15 млн кубометров сырья и этот ресурс необходимо перерабатывать.
- «АльтЭнерго» рассматривает в качестве конкурентов другие компании, заявившие о готовности строить в регионе биогазовые станции, - TonniesFleisch, «Биогазэнергострой»?
- Абсолютно нет. Наоборот, наша задача - найти и привлечь всех этих инвесторов. Скажем, на прошлой неделе была подписана программа сотрудничества с немецкой компанией EnviTec. Она входит в регион с проектом по строительству трех биогазовых установок мощностью 7 МВт. Причем инвесторы сразу же заявили, что собираются в краткосрочной или среднесрочной перспективе построить 10-15 объектов мощностью порядка 40 МВт. Для EnviTec очень интересен российский рынок. Компания уже присутствует и в Европе, и в Америке, и в Азии...
Мы сегодня не пытаемся создать монополию. Наша задача - обеспечить равный доступ для всех желающих инвестировать в альтернативную энергетику, которая перспективна с точки зрения и экологии, и энергетики, и получения тепла, и производства органических удобрений. Поэтому в числе потенциальных заказчиков мы, прежде всего, видим крупные агрохолдинги, работающие на территории региона. Кроме того, многие инжиниринговые компании - как российские, так и зарубежные - заняли сейчас выжидательную позицию: они ждут принятия нормативных документов, позволяющих тиражировать проекты в области альтернативной энергетики.
- А кто из холдингов готов сегодня тиражировать такие проекты, кроме «Агро-Белогорья», уже запустившего биогазовую станцию?
- Многие. Например, «Белгородский бекон» выразил заинтересованность разместить как минимум четыре биогазовые установки при своих свинокомплексах. Кроме того, это инвесторы, которые имеют сахзаводы - «Разгуляй» и «Русагро». Им это нужно для утилизации жома. Говорили о своем интересе птицеводы – «Приосколье» и «Белая птица».
- Если говорить о соседних регионах, то там тоже власти вроде бы заинтересованы в строительстве подобных объектов?
- Понимаете, единственная поддержка проектов, которая сегодня есть, идет только от тех, кому этим положено заниматься - Минэнерго или Российского энергетического агентства. Плюс от нашего губернатора, который действительно заинтересован в этой идее. Все остальное - обычная говорильня…
Например, в Курской области начали строить такую же установку, как у нас. Но она почему-то обошлась в два раза дороже - 1,2 млрд рублей, хотя рынок этот очень понятный. Биогазовые объекты активно строят европейцы, а на Украине, скажем, пока нет такого опыта. Что-то пытаются запустить в Латвии, Белоруссии... В России пока практики промышленной эксплуатации станций не существует.
- То есть, вы хотите сказать, речь идет больше о каких-то спекуляциях и даже отмывании денег?
- Деньги, я думаю, вряд ли здесь отмываются. Ведь их инвесторы дают только под конкретные проекты. Но альтернативная энергетика - тема сегодня очень модная, и многие просто хотят быть к ней причастными - обсуждать, говорить... Однако никто не называет конкретных сроков. Вот, один из инвесторов два года назад, например, громко «пропиарил», что построит в Белгородской области десять биогазовых установок. Месяц назад я встретил этих людей в Москве и спросил, где же их станции. Сказали, что им не дают площадок. Как выяснилось, они ни к кому за этим даже не обращались.
Понимаете, станция - это сложный проект. Надо не только обеспечить финансирование, но и наработать практику, технологии. Мы пока, например, вынуждены работать на немецком оборудовании, хотя и ставим перед собой задачу по производству своего. Вопрос уже проработан с местным союзом машиностроителей, общались с некоторыми производителями, в том числе и за пределами региона. Нам сегодня необходимо все то, что завезли на первую станцию из Германии, заместить своим оборудованием. Нет никаких проблем его изготовить даже из композитных материалов. Или создать, скажем, емкости из железобетона, ферментаторы, дображиватели, технологические трубопроводы. Целое поле непаханое - кадровая подготовка. Четырех специалистов мы сорок дней учили в Германии. Сейчас на базе одного из белгородских ПТУ делаем свою лабораторию, открываем класс и будем готовить специалистов здесь. Это же все удешевление проекта. Сегодня у нас есть опыт, компетенции, огромное желание тиражировать эти проекты, чем мы и собираемся заниматься в ближайшее время.
- Вы не боитесь стать конкурентом «Белгородэнерго», где еще недавно сами работали?
- Нет, конечно. И в «Белгородэнерго», и в МРСК Центра работают разумные люди, которые понимают, что распределенная генерация – это, прежде всего, снижение нагрузки на сеть. Это уменьшение необходимости строить для того же свинокомплекса по 20-30 километров новых сетей, а они стоят очень дорого. Получается, что речь идет как раз-таки о той самой альтернативе, которая по финансовой части никого не затрагивает, а по части технологической дает очень хороший эффект. Судите сами: чтобы доставить электроэнергию с Курской или Воронежской АЭС в область, надо заплатить деньги, добавьте к этому расходы на эксплуатацию подстанций, строительство...
Электроэнергия, доставляющаяся белгородским потребителям, внутри региона не производится. А мы говорим, что будем ее производить. При этом мы не ставим цель настроить биогазовых станций и продавать энергию напрямую потребителю. Мы - генерирующая компания.
- А у вас нет планов по созданию своей компании - гарантирующего поставщика?
- В этом нет необходимости, тем более что законодательство не позволяет создавать несколько гарантирующих поставщиков первого уровня. Да и зачем? У нас нормально работает гарантирующий поставщик, у которого есть квалифицированные кадры, устоявшаяся договорная модель, клиентская база. Незачем покупать хлебозавод, если нужен хлеб.