23 декабря 2024, 23:13
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

AbiregTV - Начальник отдела стратегического управления Минэкономразвития РФ Владислав Тарасенко: «Кластерная политика и идеология – это мощнейший инструмент регионального стратегического управления»

26.09.2012 13:01
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - 21 сентября в Воронеже в присутствии представителей Министерства экономразвития РФ и общероссийской организации «Деловая Россия» обсуждалось формирование кластера предприятий деревообрабатывающей и мебельной промышленности. Круглый стол проходил в конференц-зале областного Центра кластерного развития в форме вебинара, поэтому на связи находились заинтересованные в теме регионы - Костромская область и Пермский край.

Воронеж. 26.09.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - 21 сентября в Воронеже в присутствии представителей Министерства экономразвития РФ и общероссийской организации «Деловая Россия» обсуждалось формирование кластера предприятий деревообрабатывающей и мебельной промышленности. Круглый стол проходил в конференц-зале областного Центра кластерного развития в форме вебинара, поэтому на связи находились заинтересованные в теме регионы – Костромская область и Пермский край. В стратегической сессии приняли участие чиновники воронежского облправительства и представители конкурирующих воронежских мебельных компаний.

Алексей Беспрозванных, вице-премьер по промышленности правительства Воронежской области:

- В апреле 2012 года была принята концепция кластерного развития Воронежской области, где были названы основные приоритеты и основные кластеры. В частности, экспертным методом было определено, что среди потенциальных кластеров – кластер предприятий деревообрабатывающей, мебельной промышленности. Воронежская область в этом смысле обладает очень большим потенциалом.

Заявив, что это не дань моде, вице-премьер по промышленности заверил, что правительство области, безусловно, будет поддерживать развитие этого кластера. Среди форм поддержки он видит как государственно-частное партнерство, так и необходимые экспертные консультации и активное участие в создании самих кластерных проектов.

Директор Центра кластерного развития Александр Коноплин дал понять, что делает серьезную ставку на задуманную структуру.

Александр Коноплин, директор Центра кластерного развития Воронежской области:

- Те, кто познакомился с мировым опытом построения кластерных систем, кто познакомился с теорией кластерного развития и вник в суть вопроса, тот однозначно принимает эту систему и становится ее фанатом. Мы видим, что это действительно та модель построения бизнеса, которая, с одной стороны, является самодостаточной, потому что все заинтересованные бизнес-структуры объединяются на договорной основе, а с другой стороны, здесь просматривается коммерческий интерес каждого участника кластера. И такое совпадение интересов дает развитие, дает возможность выстраивать саморазвивающиеся, эволюционирующие бизнес-структуры. Я очень благодарен, что сегодня здесь и воронежцы. И наши гости из Москвы – с тем, чтобы поддержать это направление.

И мы проводили аналогичную стратегическую сессию в конце июля этого года, и результат был очень интересный. Появилось движение. И наш нефтегазовый кластер получил новый импульс для своего развития. И мебельный кластер, по нашему мнению, должен стать одним из лучших не только в Воронежской области, но и чтобы опыт принимали и другие регионы РФ.

Участники круглого стола выслушали подробнейший доклад руководителя проекта «Администрация промышленного развития – оператор кластерной политики РФ» Анастасии Алехнович, которая является советником по экономическим вопросам организации «Деловая Россия». Речь шла о стратегии «25х25», то есть создании 25 млн высокопроизводительных рабочих мест в организациях к 2025 году, которой «Деловая Россия» плотно занималась в течение почти года.

Анастасия Алехнович, советник по экономическим вопросам общественной организации «Деловая Россия»:

- С практической, бизнесовой точки зрения реализация этой стратегии была предложена нами в виде некоей дорожной карты, что к сожалению не всегда продумывают наши уважаемые госуправленцы, когда ставят высокие цели. Нами разработан проект концепции государственной поддержки территориальных кластеров - это документ, который будет принят на федеральном уровне и синхронизироваться с региональными, уже принятыми концепциями кластерного развития. Регионы, как в последнее время водится, всегда работают активнее и на опережение. Вот, Воронежская область - пример: кластерную политику в Воронежской области приняли намного раньше, чем федеральные министерства.

У нас есть сейчас на уровне государства KPI, утвержденные Указом «О долгосрочном экономическом развитии». 7 мая Владимир Путин подписал это, чем шокировал очень сильно Минфин. Потому что впервые появились измеримые показатели, которые можно разложить на регион, на отрасль… Показатели там заложены следующие: создание и модернизация 25 млн рабочих мест уже к 20-му году; увеличение объема инвестиций не менее чем на 25%; соответственно, увеличение доли продукции высокотехнологичных, наукоемких отраслей в 1,3 раза относительно 2011 года; повышение позиций РФ в рейтинге Всемирного Банка. И, соответственно, базовый механизм, который мы предложили, – это стратегия новой индустриализации, то есть это опора на сектора промышленности: обрабатывающей, АПК, связь…

Базовый инструмент стратегии новой индустриализации – это как раз кластерная политика, возможность сконцентрироваться на потенциальных точках роста, оценить их сначала, выявить и объединить бизнес-инициативой с госпрограммами, направить на них концентрированно региональные программы поддержки и быстро получить результат.

Анастасия Алехнович коснулась также формы господдержки, поскольку, по ее словам, это болезненная тема, суть которой многие «не так понимают». По ее мнению, это прежде всего субсидирование налоговых ставок, тарифных платежей и получение долгосрочных инвестиций на развитие производственной инфраструктуры. Финансовая же поддержка возможна, по ее мнению, в рамках существующих госпрограмм.

Анастасия Алехнович, советник по экономическим вопросам общественной организации «Деловая Россия»:

- Сейчас концепцию по господдержке территориальных кластеров мы проводим через Минэкономразвития, и уже есть предварительные договоренности с Минрегионразвития, Внешэкономбанком, в меморандум которого будет внесено изменение по приоритетам финансирования инфраструктурных инвестпроектов в составе кластеров. То есть в ведомственных госпрограммах скорее всего будет выделена такая позиция, как «территориальный кластер», поскольку для них это снижение рисков и больше уверенности, что эти субсидии найдут софинансирование со стороны бизнеса. После федеральной фиксации концепции мы планируем в первую очередь зафиксировать вот эту меру поддержки. Ну и второй возможный пункт – это межбюджетные трансферты. Но на 2013-14 годы мы в это не очень верим, потому что свободных денег в стране нет. Кроме того, есть соблазны, когда субъект получает эти деньги, перераспределить их на пенсии, социалку и т.д.

Виктор Ларионов, управляющий партнер MOST Marketing, анализируя международный опыт построения и развития мебельных кластеров, отметил:

Виктор Ларионов, управляющий партнер MOST Marketing:

- Особенность кластеров историческая и организационная заключаются в том, что прямые конкуренты не только конкурируют друг с другом, но и сотрудничают по целому ряду вопросов. И, собственно, все лучшие кластеры, такие как «Силиконовая долина» (США) и японские кластеры в области электроники и т.д., демонстрируют такие примеры. Это так называемая горизонтальная кооперация, когда фактически идет взаимодействие между конкурентами. А вертикальная кооперация - это когда предприятия взаимодействуют в рамках разных переделов. Соответственно, в нашем случае первый передел – это когда срубили дерево, а последний – когда мебель не просто доставлена потребителю и установлена, а возможно, даже еще и старая мебель демонтирована и вывезена.

Если говорить об иерархии мебельного кластера, якорные участники кластера - это фактически первоначальные драйверы создания и развития кластера, крупные компании, сотрудничество между которыми дает достаточно быстрые, с точки зрения времени, результаты. В процессе развития «якорей» появляется большая сеть малых и средних предприятий, которые выполняют сервисные функции, осуществляют те или иные переделы… И в итоге им становится выгодна локализация на территории оперирования якорной компании. И как это часто бывает в международной практике - они тоже становятся «якорями». Но есть еще и поддерживающий уровень, по сути, это все, что связано с наукой и с образованием.

Что касается цепочки генерации прибыли, которая начинается со стоимости сырья и заканчивается продажей мебели, то она должна содействовать реализации концепции, по которой в рамках всех переделов все компании остаются в плюсе и им выгодно взаимодействие друг с другом, подчеркнул Виктор Ларионов. Он также привел примеры некоторых американских и австрийских кластеров в части возможных видов кооперации.

Виктор Ларионов, управляющий партнер MOST Marketing:

- В международном опыте мы видим, что многое зависит и от национальной культуры. Наиболее открытыми, с точки зрения распространения своих ноу-хау на тему кооперации с прямыми конкурентами, являются США. Поскольку главным там является принцип, когда компании, находясь в условиях жесткой конкуренции, в итоге двигают друг друга и весь кластер. И в рамках мебельного кластера Миссисипи, например, компании не только частично централизуют функции маркетинга и сбыта, но и финансируют технологические разработки, которые становятся доступными всем участникам этого кластера. Для России это очень редкий пример, на это мало кто идет. Мы видим, что большинство успешных кластеров в значительной степени являются друг для друга открытыми за счет того, что экономия на издержках в процессе тех или иных функций и возможность получения новых прорывных знаний и технологий чисто экономически перевешивает возможные минусы, связанные с демонстрированием ноу-хау своим конкурентам.

Мы сталкиваемся с тем, что есть, безусловно, недоверие в бизнес-сообществе и оно существует также между бизнесом и властью. И, по сути, одна из задач заключается и в том, чтобы произвести определенные культурные изменения. Именно культурные изменения в бизнес-среде должны стать одним из фундаментов в России, как они стали одним из фундаментов упомянутых выше стран.

Управляющий партнер MOST Marketing рассказал о роли органов управления мебельным кластером и их функциях, а говоря о качественном продвижении индустриального бренда территории, отметил:

Виктор Ларионов, управляющий партнер MOST Marketing:

- Мы должны прийти к тому, что Воронежская область должна в индустриальном смысле стать мебельным кластером. Хотя многие из тех, кто не знаком вплотную с экономикой области, скорее всего назвали бы ее основой сельское хозяйство.

Чтобы несколько отойти от теории, мы решили узнать мнение по предмету обсуждения одного из практиков – учредителя воронежской компании, работающей на мебельном рынке области с 1993 года.

Александр Енин, учредитель ООО «Кедр»:

- Необходимость создания кластеров среди мебельщиков в нашем регионе изначально основывается на историческом моменте. Была такая организация, «Воронеж-мебель», объединявшая все мелкие, средние и крупные мебельные предприятия пяти областей. В том числе в Воронеже таких предприятий было несколько: это «Шиповка», «Талерман», «Воронеж», «Сомово», «Графское», если не ошибаюсь. То есть объединение «Воронеж-мебель» концентрировало и систематизировало основные моменты, с которыми не справлялись по отдельности мебельные предприятия: это снабжение, научное продвижение, это порой даже и реализация продукции (хотя этим больше занимались сами предприятия). То есть была определенная централизованная структура. Потом она разрушилась.

- Это был некий предвестник кластера?

- Да-да-да! Сейчас речь идет о том, что было. Только теперь – на уровне частного бизнеса. Сейчас проблема в том, что у нас предприятия страдают удаленностью от основных поставщиков тех самых материалов, которые емкие – ДСП, ЛДСП, МДФ… Это также производство всевозможных пленок и отделочных материалов, производство и реализация комплектующих.

Я, например, - учредитель компании «Кедр», которая производит комплектующие. Есть параллельная структура, «КДМ», которая реализует комплектующие в более емком масштабе, причем приходится иногда получать комплектующие и из-за рубежа и т.д. Но когда у нас есть необходимость получить какое-то новое оборудование для производства, мы начинаем, как слепые котята, сами в этом разбираться. То есть ряд моментов, организовав кластер, можно было бы поручить группе добросовестных порядочных людей, которые бы нас продвигали в направлении получения без посредников импортных материалов и комплектующих, разработки новых технологий и организации этих технологий, с тем чтобы можно было выбрать оборудование именно для наших объемов, именно для нашего сырья, а также именно для нашего потребителя этого оборудования.

То есть вот в «Ангстреме», например, есть коллектив, который в этом разбирается. А у нас есть коллектив, который разбирается в производстве комплектующих. В другой компании люди легко разбираются, к примеру, в логистике, складском хозяйстве… Вот, предприятия вроде бы рядышком, а чтобы добраться до склада комплектующих или фурнитуры, порой люди не знают, куда бежать. То есть вот эта централизация каких-то внутренних моментов… Да, и хорошо было бы иметь какое-то ремесленное училище! Я так его называю по старинке, типа ПТУ, где за полгода кластер мог бы подготовить грамотных мебельщиков, которые умеют «подойти к станку», сработать на станке с компьютерной базой…

- На ваш взгляд, идея по подготовке кадров от кого должна исходить?

- Эта идея с конкретными вопросами и требованиями должна исходить, конечно, от мебельщиков. Но – при наличии поддержки правительства, департамента промышленности. То есть четко должны быть оговорены моменты оказания помощи в создании этого кластера. Дальше он заработает, его нужно только подтолкнуть. И речь сейчас не идет о том, что нужны мгновенно какие-то средства на это. Потом уже все инвестпроекты, пройдя экспертизу, пройдя конкурсные процедуры, сами по себе будут решать финансовые вопросы. Сейчас речь идет о том, чтобы хотя бы несколько якорных так называемых, потенциальных участников организации этого кластера согласились открыто сотрудничать, организовали какое-то партнерство, и на базе этого каждый «выставил» свои моменты, которые он хотел бы решить в этом кластере.

- Я так понимаю, что для «Кедра» вопрос участия в этом кластере – решенный. А какие еще якорные предприятия – вы же наверняка общались со своими коллегами – уже готовы туда войти?

- Ну, вот, «Ангстрем», например, - однозначно. Мы уже эту тему не раз проговаривали. Надеюсь, что подключатся и «Мебель Черноземья» и Сомовская фабрика… Предполагаю, что есть еще ряд предприятий, хоть и среднего уровня, но работающих качественно, которые тоже, понимая какие вопросы мы решаем (мы же будем об этом говорить), тоже с удовольствием придут туда.

- Ну, и как вы думаете, как скоро этот кластер может реально заработать в Воронежской области?

- Реально? До конца заседания сомневаюсь в ответе. Надо сначала всех послушать.

Согласно подписанному по окончании заседания протоколу, срок разработки стратегии и программы развития воронежского мебельного кластера в деталях, включая портфель совместных инвестиционных и инфраструктурных проектов участников, обозначен уже 15 декабря нынешнего года. Тот же протокол предусматривает и проработку основного пакета мер господдержки реализации стратегии и программы кластера на год грядущий.

К слову, свое видение последних на стратегической сессии в кластерном Центре изложил начальник отдела Минэкономразвития России Владислав Тарасенко:

Владислав Тарасенко, начальник отдела стратегического управления Минэкономразвития РФ:

- Отдел в Министерстве, который я возглавляю, напрямую занимается этими вопросами, то есть мы разрабатываем меры кластерной поддержки. В частности, мы успешно реализовали первый конкурс, связанный с отбором пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, и на основании его итогов сейчас разрабатываем концепцию господдержки территориальных кластеров совместно с институтами развития, с «Деловой Россией», которая будет описывать уровни поддержки кластера и сформирует понятийные и концептуальные рамки, благодаря которым нам станет проще работать с точки зрения понимания ситуации. Потому что сегодня выяснилось, что в Воронежской области, оказывается, кластер связан исключительно с особой экономической зоной, и если он вне экономической зоны, то он, оказывается, и не кластер. Некоторые так считают. Но это не наши коллеги.

Когда есть система государственного прогнозирования, стратегии федеральных округов, стратегии отраслей, исходя из них формируется бюджетный процесс, федерально-контрактная система, и это все работает в комплексе. Сейчас наша задача - чтобы эти разрозненные куски собрать. И конечно здесь кластерам и кластерной политике отводится большая роль. Потому что мы видим, что кластерная политика, идеология – это мощнейший инструмент регионального стратегического управления. Для государства кластерная политика – это инструмент синхронизации бизнеса и бизнес-проектов, и инфраструктурных проектов.

Есть великий человек Марк Розин, с которым я дружу, - он в «Гарвард-бизнес-ревю» написал статью. У него есть своя теория - ФДП-теория (фиктивно-демонстративный продукт), и он говорит так: в России управление происходит таким образом, что сначала великое начальство изобретает великую идею, обозначаемую новомодным словом «кластер», «технопарк» и т.д., потом осчастливливает всех этой идеей. А внизу каждый день работают люди, зарабатывают деньги. С одной стороны, им надо отреагировать на великую идею начальства, а с другой – надо работать. И они находятся в некоем диссонансе. Но чтобы как-то отреагировать, они создают ФДП и демонстрируют его, отчитываясь перед начальством. И нам очень не хочется, чтобы кластеры стали таким ФДП: механизмом выбивания денег под пустые и неработающие структуры. А хочется, чтобы они стали реально работающими институтами и механизмами стратегического развития регионов и территорий. И нам очень сильно помог этот пилотный проект, потому что у нашей команды появляется понимание того, как развивается та или иная территория и насколько там понимаются инструменты кластерного подхода и развития.

Региональная власть часто прибегает с просящими глазами к федералам – и вот кластер позволяет опять-таки синхронизировать бизнес-проекты и инфраструктурные проекты, формировать общую повестку регионального развития, понять болевые точки бизнеса и понять, где нужны инфраструктурные воздействия со стороны государства. То есть формирует некоторый уклад, укорененность профессиональных видов деятельности территории и формируют бренд территории, специализацию территории. А когда профессиональная деятельность укоренена в территории, возникает профессиональная и региональная идентичность, которая удерживает людей и помогает им развиваться профессионально. Развивается общество, которое развивает эти территории. То есть это не только бизнесовая, но и социальная задача.

«Все умрите – ты должен победить» - это модель «бизнеса в коротких штанишках». А есть другая: когда мы начинаем думать отраслевыми, региональными задачами, интегрируем наш бизнес вот в эти самые кластерные цепочки, социальные задачи развития территорий и синхронизируем эти задачи, работая с органами государственной власти сути дела это и есть формирование гражданского общества и механизма развития регионов.

Как подчеркнул представитель Министерства экономразвития, меры господдержки не даются в виде пряника сверху вниз, а формируются в процессе коммуникации бизнес-сообщества, органов исполнительной власти, институтов развития и даже СМИ. Поэтому будем считать, что «Абирег» приложил-таки и в этом смысле руку к развитию воронежской территории.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0