WorldClass

20 сентября 2024, 17:27
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Гендиректор ЗАО «Гидрогаз» Дмитрий Марков: «Поработав в облправительстве, я понял, что мое место на заводе»

15.10.2012 13:09
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - За последние два года Дмитрий Марков с должности гендиректора ЗАО «Гидрогаз» переходил на должность руководителя департамента промышленности и транспорта регионального правительства и вновь вернулся на предприятие для реализации новых проектов. Дмитрий Марков в интервью Агентству Бизнес Информации рассказал, чему его научила работа в правительстве, чем он занялся, вернувшись в «Гидрогаз» и какая работа ему больше по душе.

Воронеж. 15.10.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - За последние два года Дмитрий Марков с должности гендиректора ЗАО «Гидрогаз» переходил на должность руководителя департамента промышленности и транспорта регионального правительства и вновь вернулся на предприятие для реализации новых проектов. Дмитрий Марков в интервью Агентству Бизнес Информации рассказал, чему его научила работа в правительстве, чем он занялся, вернувшись в «Гидрогаз» и какая работа ему больше по душе.

– Дмитрий Валентинович, скажите, в чем главное отличие между креслом чиновника и креслом руководителя предприятия?

– Я с самого начала предполагал, что если на предприятии очень много оперативной работы и стратегия занимает меньше времени руководителя, то в областном правительстве – наоборот. Там нужно заниматься стратегией, а результаты оперативной деятельности проявляются в течение длительного времени. Самая большая разница в этом. Для директора завода наполнение и выполнение ежемесячного плана выпуска продукции - главная задача, обеспечивающая и зарплату и платежи. В областном правительстве ничего особенного постоянно не происходит. Идет рутинная, но нацеленная на стратегические пути развития работа.

– Чему полезному вы научились, работая в региональном правительстве?

- Многому, поскольку достаточно большая разница в деятельности. Прежде всего, я получил знания и понимание того, как и каким образом реализуется промышленная политика в стране и в регионе. С места директора предприятия всего этого было практически не видно, видны лишь какие-то не всегда понятные действия и решения регионального и федерального правительств. Полученный опыт прояснил для меня множество вопросов взаимодействия исполнительных органов власти, в том числе по формированию и реализации политики в области промышленности и транспорта, реализации механизмов государственно-частного партнерства, реализации антикризисных программ.

– Каким было первое ваше действие, когда вы вернулись на предприятие?

- Уволил 5% сотрудников.

– Почему?

– Снижение издержек за счет увольнения персонала, который не очень нужен, – первое, что делает руководитель, если он хочет добиться большей эффективности работы предприятия.

– Вы добрый или злой начальник?

– Я считаю, что добрый, а вот подчиненные, кажется, считают, что не очень.

– В чем это выражается?

– Слышу от людей, сужу по тому, как они себя ведут – со мной, без меня…

– Когда вы вернулись на предприятие, с чем столкнулись? Все стабильно функционировало или пришлось разгребать кучу дел?

– В этом отношении я доволен. Система управления, планирования и организации производственных процессов, которая была выстроена при мне, продолжает стабильно работать. При огромной номенклатуре достаточно сложных изделий завод без этой самостоятельно разработанной предприятием системы эффективно работать бы не смог. Те инвестиционные программы, которые стартовали до моего ухода, к настоящему моменту почти полностью завершены, предприятие начинает разработку и реализацию следующих.

– Что в свое время побудило вас сменить род деятельности?

– Во-первых, всегда хочется посмотреть сверху на себя. Видеть и знать промышленный комплекс Воронежской области со своей позиции директора – это одни ощущения. Мне показалось интересным попробовать свои силы в области формирования и реализации промышленной политики, когда появилась такая возможность. Что-то удалось сделать, особенно в части разработки концепции кластерного развития региона. Некоторые планы, в том числе по созданию промышленных парков, развитию инновационных технопарков, подготовке и переподготовке инженерных и рабочих кадров остались в проектах, но, надеюсь, будут реализованы региональным правительством в ближайшем будущем.

– Почему вы покинули областное правительство?

– Главная причина в том, что, пока я работал директором завода, у меня уже сформировался менталитет руководителя, который принимает решения, отвечает за них, самостоятельно распоряжается человеческими и материальными ресурсами, выработаны свои подходы к решению проблем. Работая в облправительстве, я иногда думал о том, что мое место все-таки на заводе. Когда я вернулся, понял, что был прав. Бывает, организм подсказывает тебе, правильно ли ты живешь и работаешь или неправильно. Сейчас я в благоприятной для себя среде.

– Вы - выходец из обрабатывающей промышленности, а ваш последователь – из телекоммуникационной отрасли. Отразится это на приоритетах промышленного развития области, как вы считаете?

– Трудно сказать. На самом деле, тот опыт, который есть у людей, всегда накладывается на их решения. Никто не может сказать, что опыт работы в сфере телекома, те приемы и способы решения проблем хуже, чем где-то еще. Посмотрим, как это будет происходить, мне самому очень интересно. С новым руководителем департамента (Алексеем Беспрозванных. – прим. ред.) мы общаемся.

– Какая еще сфера деятельности была бы вам интересна?

– Я, вообще-то, выходец не из нефтегазовой, а из аэрокосмической отрасли. 15 лет работал конструктором в КБХА, мне всегда нравилась эта работа и сейчас тоже нравится. Я ей, в принципе, и занимаюсь каждый день, в том числе решая инновационные задачи. Мы на предприятии за год получаем три-четыре патента на новые технические решения, и я бываю в авторах. Вообще, работа руководителя инновационного предприятия - это инновации по всем направлениям, и это - самое интересное.

– Чем занимаетесь в свободное время?

– Его почти нет. Как правило, вся жизнь проходит между домом, где спишь, и работой, где живешь. Отдыхаем на рыбалке в хорошей компании по четыре-пять дней в Астрахани, и еще в отпуск с женой на неделю-полторы. Люблю еще заниматься деревом. Есть у меня большой полупрофессиональный станок, там и пила, и рейсмус, и фрезер.

– С каким чувством вы идете на работу?

– Во-первых, с чувством, что никому ничего не должен и сегодня будет интересно. Во-вторых, что мне это просто нравится. На мой взгляд, счастье - это когда человек встает и ему хочется идти на работу. Мне в последнее время идти на работу хочется.

– А чем сейчас занимаетесь?

– Объем работы большой и разноплановый. Предприятие работает по пяти основным направлениями разработки и производства продукции, а если приплюсовать внутризаводские программы и задачи — работы хватает. По всем направлениям сейчас достаточно интересные разработки. Их надо курировать, инвестировать в них, оптимизировать работу. Мы сейчас перестраиваем несколько цехов и строим новые. На днях запустили новое гальваническое производство, к ноябрю запускаем новый участок литья по выплавляемым моделям, приобретаем уникальное мехообрабатывающее оборудование. Отдельная задача – наш филиал в Панино, Панинский машиностроительный завод, который мы развиваем как промплощадку, планируя перевод туда части технологических переделов.

– Можете подробнее рассказать о площадке в Панино?

– В Панино мы планируем развивать промышленный парк. На сегодня там находится два предприятия – Панинский машиностроительный завод и Центр технологической компетенции «Литье». Первый – наш филиал по механической обработке. Второй – ОАО с участием облправительства. Предприятие будет центром производства отливок для кластера производителей нефтегазового и химического оборудования. Сейчас там идет завершающий этап наладки оборудования, и в соответствии с планом к концу ноября начнется выпуск продукции. Заявок на него достаточно много. Предприятие на первом этапе будет производить порядка 1,5 тыс. тонн литья в год.

– Речь идет не только о заказах внутри региона или за его пределы?

– Не думаю, что те мощности, которые будут запущены, покроют хотя бы треть существующей потребности региона, прежде всего этот проект реализуется для предприятий кластера и, главным образом, тех пяти предприятий кластера, которые финансировали проект.

– Сколько средств было вложено в эти проекты?

– Речь идет о нескольких источниках финансирования. Если говорить о Центре технологической компетенции «Литье», туда были вложены 28 млн рублей федеральных средств по программе поддержки кластерных проектов. На эти средства правительство области закупило часть оборудования, которое передало в пользование предприятию. В уставный фонд предприятия внесены 7 млн средств региональной программы кластерного развития. Наконец, основная часть – средства предприятий кластера, которые реализуют проект и рассчитывают на поставки литья для себя. Итоговую сумму пока оцениваю в 180 млн рублей. Для такого проекта цифра, как видите, небольшая, но здесь практически не учитываются затраты инициаторов проекта на маркетинг, инжиниринг, привлечение специалистов к пусконаладочным и монтажным работам и многое другое, что увеличило бы эту сумму как минимум в полтора раза.

– Сейчас очень много говорят о кластерах. Как вы считаете, нужны ли они региону и как их развивать?

- О кластерах можно долго говорить. В целом в нашей стране политика в области промышленного производства не очень внятная. Если по оборонному заказу она формулируется четко и понятно, потому что финансируется из бюджета, то промполитика в отношении малого, среднего и даже крупного бизнеса в большей степени строится на терминологических новшествах и применяемых избирательно к регионам мерах финансовой поддержки. Например, была мода на технопарки, особые зоны, потом технологические платформы, кластеры… Сегодня нет федеральной концепции кластерной политики, а у Воронежской области она есть. У региона есть очень важные конкурентные позиции в сфере высшего профессионального образования, большой научный потенциал, технологическая база, на ряде предприятий опережающими темпами проводится модернизация и техническое перевооружение. Если усилиями правительства и промышленного бизнеса, этот потенциал синергетически будет использован, уверен, мы получим в регионе ряд конкурентоспособных даже на мировом рынке отраслевых промышленных - или, если хотите, кластерных - объединений.

Хочу подчеркнуть, кластеров в чистом виде у нас пока нет. В концепции кластерного развития Воронежской области выделен ряд отраслевых промышленных сегментов, которые можно развивать как региональные конкурентоспособные кластеры. Кластерным критериям на сегодня больше всего отвечает сегмент производителей нефтегазового и химического оборудования (степень интеграции, конкурентоспособность, численность занятых, объемы производства т.п.). Однако ряд других кластерных образований набирают сегодня скорость движения к интеграции. Вхождение в кластер предполагает высокий уровень взаимодействия и доверия между предприятиями. Например, то, что делает центр «Литье», – перевод технологического процесса по производству литья в инфраструктуру кластера. Получается, что предприятиям не нужно содержать свои литейные производства: создали общее и верим ему. В результате и общая конкурентоспособность растет, и издержки снижаются, и необходимость подготовки лишних кадров снимается.

– Много ли предприятий готовы к такому взаимодействию?

– Тут речь идет о синергии взаимодействий. Кластер - открытая, добровольная и основанная на взаимовыгодном сотрудничестве структура, имеющая конкурентные преимущества в виде возможности снижения издержек, более квалифицированных кадров, восприимчивости к инновациям и т. п. Хочешь - работаешь вместе, а по мировой практике - часто конкурируя между собой, хочешь - греби в одиночку. Принуждать бессмысленно - если нет выгоды для бизнеса, только время и силы потеряешь. И еще. Процесс этот может быть активизирован различными мерами государственной поддержки и здесь важно укреплять доверие между бизнесом и властью.

– Насколько сейчас обеспечен заказами сам «Гидрогаз»?

- Загрузка на сегодня превышает 110%. Мы всегда берем работы больше, чем можем сделать. Привлекаем партнеров для тех работ, что сделать не успеваем. Объемы производства постоянно растут, с начала текущего года – на 26%. Сейчас в стране интенсивно модернизируются генерирующие мощности, и мы с оптимизмом развиваем направление очистки жидкостей с использованием баромембранных технологий, входя в число самых больших по объемам производства предприятий. Как и в предыдущие годы, усиленно развиваем мощности по производству нефтегазового оборудования, объем заказов на которое постоянно растет, работаем в сфере уничтожения химического оружия, растут поставки для предприятий ядерного цикла, очень много делаем для химических и нефтехимических предприятий. Занимаемся новыми разработками, в том числе выполняем госконтракт с Московским энергетическим институтом по разработке новой технологии повышения энергоэффективности промышленного оборудования, десятки новых проектов в насосном оборудовании, запорно-регулирующей арматуре, в технологиях переработки фторполимеров и т.д.

Если говорить о планах по развитию, то они должны опираться на спрос. Объем наших заказов будет прямо зависеть от роста инвестиций в строительство промышленных объектов в стране, поскольку именно для них мы производим оборудование. Приходится постоянно искать новые ниши. Например, сейчас мы интенсивно работаем по освоению нефтяного оборудования по американским стандартам, разрабатываем новые типы насосов для абразивных и высоковязких жидкостей.

– Панинская площадка помогает разгружать мощности?

– Пока на Панинский механический завод приходится около 9% объема производства, но там идет постоянное развитие. Предприятие постепенно загружается, работа идет в две смены, ведется наращивание мощностей и обучение людей. Процесс постоянный, пусть и не взрывной.

– Сколько вы вложили в развитие предприятия в текущем году?

– Этот год – один из самых инвестиционно сильных: средства, в том числе кредитные, были инвестированы сразу в несколько крупных проектов. Прежде всего, в техническое перевооружение производства вложена львиная доля средств – 20% от оборота. Еще примерно 15% оборота мы инвестируем в новые конструкторские и технологические разработки. В 2012 году при объеме производства около 1 млрд рублей примерно 200 млн рублей составили инвестиции.

– Высока ли конкуренция в отрасли? Кто ваши основные конкуренты?

– Конкуренция на нашем рынке зачастую связана с неприемлемыми в развитых странах способами, в том числе с кражами интеллектуальной собственности компаний. Иногда не здорово ведут себя на нашем рынке и зарубежные компании. По определенной части нашей номенклатуры со специфическими условиями эксплуатации у нас нет конкурентов в стране. По отдельным позициям идет жесткая конкуренция, заставляющая нас непрерывно совершенствовать продукцию, чтобы быть лучше конкурентов. Пока это получается.

– Чего ждете от следующей недели?

– Во вторник ждем руководство Московского энергетического института для подведения итогов первого этапа выполнения госконтракта, в среду из Финляндии приедет руководитель одного из заводов обсуждать вопросы сотрудничества, в пятницу - выезд в Панино на пробный запуск литейной печи, ну а в промежутках много другой интересной работы.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 3