WorldClass

20 сентября 2024, 17:42
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Управляющий директор ОАО «ВЭСК» Евгений Севергин: «Мы сегодня не достаем власть, как раньше»

02.11.2012 14:32
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Эксклюзив - После того как в конце 2009 года ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» (ВЭСК) приобрела у МУП «Воронежская горэлектросеть» функции сбыта электроэнергии, проблем у общества только прибавилось. За счет миллионных долгов МУПа «дебиторка» ВЭСК выросла в 1,5 раза.

Воронеж. 02.11.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Эксклюзив – После того как в конце 2009 года ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» (ВЭСК) приобрела у МУП «Воронежская горэлектросеть» функции сбыта электроэнергии, проблем у общества только прибавилось. За счет миллионных долгов МУПа «дебиторка» ВЭСК выросла в 1,5 раза. Зачем был нужен компании этот «ход конем» и насколько успешно удается сегодня сохранять позиции на рынке сбыта электроэнергии в условиях нестабильного законодательства, рассказывает заместитель гендиректора ООО ГК «ТНС энерго» - управляющий директор ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» Евгений Севергин.

– Прошло уже два года с тех пор, как права и обязанности по сбыту электроэнергии в городе перешли к вам. Тогда все произошло быстро, неожиданно для многих обывателей. Почему?

– Я не могу сказать, что все произошло быстро и неожиданно. Мы два года подходили к тому, чтобы объединить потребителей в единую компанию. Мотивировали такое решение возможностью для потребителей покупать у нас электроэнергию без посредников и, естественно, по более выгодной цене.

Далее давайте определим разницу работы МУП и акционерного общества: первые не могут нести ту ответственность, которую несем мы перед людьми и акционерами. За счет этого у нас КПД выше, чем у них. И «дебиторка», которая была у «Горэлектросети», нас не устраивала. Ведь МУП не мог в полном объеме рассчитаться с долгами, потому что полностью не собирал деньги с потребителей. В результате мы вынуждены были брать кредиты. Сегодня я не могу сказать, что мы работаем в городском филиале так, как мне хотелось бы. Недавно поменяли там руководителя, так как появилась задача внести живую струю в работу, повернуть сознание людей для выполнения целей, которые ставим мы, а не МУП.

Следующий момент – чисто законодательный. Если бы «Горэлектросеть» в свое время была готова выйти на оптовый рынок, то ради Бога, мы сильно не сопротивлялись. Однако этого не случилось. Забирая функции сбыта у «Горэлектросети» два года назад, мы провели все необходимые процедуры, в частности – реструктуризацию долгов на общую сумму более 200 млн рублей. Плюс мы сохранили все рабочие места и зарплаты, причем у отдельных специалистов МУПа заработок был выше, чем на аналогичных должностях у нас.

Дело в том, что вместе с компанией, которая занималась сбытом в Воронеже, мы приобрели и достаточно сложные проблемы, а общий объем приобретаемой у нас электроэнергии остался прежним, так как горсеть все равно приобретала электричество у нас. Сейчас мы пытаемся взыскать сумму «дебиторки» по задолженности сетевых организаций, управляющих компаний. Замечу, сегодня особенно сложные отношения по взаиморасчету с компаниями сферы ЖКХ.

– Вы разве не напрямую работаете с населением?

– Нет, законодательство допускает плюрализм форм расчета. Так, отдельным управляющим компаниям мы выставляем счета только за места общего пользования (МОП), с частью горожан рассчитываемся напрямую по квитанции, третий вариант включает два предыдущих. К сожалению, такое многообразие способов расчета приводит к хаосу. Сегодня мы будем стараться более широко использовать Постановление Правительства России №442, позволяющее расторгать договор с должниками в одностороннем порядке и осуществлять взаиморасчет с потребителями напрямую, без посредничества управляющих компаний. Подобную процедуру мы уже провели с ТСЖ «Отрожка».

– Но ведь все стороны заинтересованы упорядочить работу в этом направлении?

– В любом случае, каждая компания проводит свою политику. Зная свой жилой фонд (в зависимости от того, старый он или новый), руководитель каждой управляющей компании выбирает оптимальную для себя форму расчета. Некоторые из них просят меня отдать им на откуп расчеты со всеми своими потребителями. С одной стороны, так было бы даже лучше, но я понимаю, что при нынешнем законодательстве любая управляющая компания через три месяца работы может дать о себе знать, помахав ручкой. Как тогда быть с «дебиторкой»? Поэтому я цепляюсь за способы минимизировать свои убытки, которые могут возникнуть с разорением той или иной УК.

То есть пока законодательство не регламентировало одну конкретную схему расчета населения за потребленную электроэнергию, руководителям энергосбытовых компаний, которые сталкиваются с банкротством или сменой форм собственности управляющих компаний, приходится самостоятельно выкручиваться из подобных ситуаций.

– Какие еще глобальные изменения произошли в компании за два года после перехода под ваше крыло потребителей «Горэлектросети»?

– Мы сегодня не достаем власть, как раньше. Дело в том, что «Горэлектросеть» не платила нам достаточно часто и накапливала долг. По этому поводу я был вынужден постоянно общаться с мэром и его заместителями. Сегодня все проблемы «Воронежской горэлектросети» перешли на меня, а не на власть. Ей надо избавляться от МУП в лице различных «сетевиков» типа «Воронежтеплосеть» и «Горэлектросеть». Кроме головной боли, они ничего не дают.

– Был же неудачный опыт со сдачей электросетевого хозяйства в аренду «Российским коммунальным системам» (РКС) и «Воронежтеплосети» «Новогору»...

– Продажа и аренда – это две разные вещи. Я категорически против подобных сделок аренды госкомпаний, потому что тогда наверняка в развитие предприятия не станут осуществлять необходимые финансовые вливания. Будет лишь план – «выкачать» за пять лет из него как можно больше денег.

У меня есть другая проблема – со «старым» МУП «Водоканал Воронежа», который на момент подписании концессионного соглашения с его нынешним инвестором – ООО «РВК-Воронеж» – задолжал мне 97 млн рублей. Откуда они возьмут такие деньги, я пока не понимаю. Мы прорабатываем вопрос, и частично долг был погашен. Однако решение усложняется зависимостью «Водоканала» от «Теплосети», которая задолжала ему в свое время за воду огромные суммы. Плюс долги управляющих компаний.

– Евгений Михайлович, недавнее назначение руководителем «Воронежтеплосети» Владимира Башкарева ускорит процесс погашения долгов компании?

– Мне кажется, больше всего поспособствует другое: если власть продаст сетевое унитарное предприятие «Горэлектросеть». Посмотрите, в каком финансовом состоянии находятся сегодня МУПы. Та же «Воронежтеплосеть» не раз брала кредиты. Откуда ее новый руководитель возьмет миллиарды, чтобы рассчитаться с долгами? Согласен, можно наладить текущую деятельность предприятия, но что делать с кредитными обязательствами? Я считаю, что в такой ситуации необходимо искать инвестора и продавать госкомпанию, тогда ее новый руководитель сможет погасить кредиты, развязав себе руки.

– Кажется, имущество «Воронетеплосети» не нужно даже «Квадре», которая считалась главным претендентом на него.

– Понимаете, я далек от политики, которую ведет собственник «Квадры». Но мне кажется, у него основной бизнес совсем другой. «Квадра» хотела арендовать предприятие, что, на мой взгляд, не может дать ему ничего хорошего и тем более никак его не оздоровит.

– Насколько значима для вас политическая ситуация в городе? Идет война с кланами: кого-то убирают, кого-то вносят в черный список, кого-то – в белый…

– Я общаюсь со всеми по своей деятельности. Например, мы плотно работаем с первым вице-мэром Крючковым, которому я благодарен за важные для нас принятые меры. Если вы заметили, «газовики» и «сетевики» имеют возможность использовать серьезные административные рычаги в плане выбивания денег из той же «Теплосети». Но когда население страдает из-за того, что нет горячей воды, мне кажется, вопрос нужно решать не только административными методами. Я понимаю, что компания имеет своего собственника, но, на мой взгляд, нужно руководствоваться государственным подходом по отношению к населению.

В этом плане мы ведем себя аккуратно и стараемся, чтобы люди не страдали от того, что нам кто-то вовремя не платит. Я уже далеко ушел от политической темы… Скажу лишь, что моя сегодняшняя должность обязывает взаимодействовать со всеми, кто в какой-либо степени связан с нашей деятельностью.

– В чем заключались предвыборные претензии премьер-министра Владимира Путина к работе энергосбытовых компаний России? Ваш уход, а потом возвращение были связан с этим… Что происходило?

– Я удивлен, что работающие у вас профессионалы сделали такие выводы в публикации. Потому что я ни разу не слышал, чтобы премьер говорил что-либо плохое или хорошее про «Воронежскую энергосбытовую компанию». На самом деле во время предвыборной компании все делается для того, чтобы достичь определенной цели. Наверное, сделанное Путиным заявление о том, что энергосбытовые компании не должны иметь доходность, не очень правильно. Ведь любое акционерное общество подразумевает своей деятельностью извлечение прибыли. И выход 877-го Постановления Правительства, конечно, поставил в тупик работу сбытовых фирм.

Нельзя сказать, что мы выводили деньги в офшор. Потому что собственник, купивший и нашу в том числе компанию, приобрел ее уже с небольшим процентом офшора. Мы действительно не связаны с коррупционными схемами, о которых говорил премьер.

– Как вы оцениваете реформу энергетики – удалось создать конкуренцию на рынке сбыта?

– Конкуренция есть: на региональном рынке работают восемь-девять сбытовых компаний достойного уровня. У нас действительно есть «борьба» за потребителя. «Воронежатомэнергосбыт», «Русэнергосбыт», «Оборонэнергосбыт» – наши основные конкуренты. Понятно, каждый из нас борется за крупного потребителя. Другой вопрос, что нужно «отшлифовать» законодательно моменты, не предусматривающие никакой компенсации в настоящее время, допустим, за переход потребителя от гарантирующего поставщика к другой сбытовой компании.

– Вы потеряли какие-нибудь «лакомые кусочки»?

– Когда я пришел сюда шесть лет назад, рынок уже был практически поделен между тремя или четырьмя компаниями. За это время процентное соотношение потребителей на каждую из них не изменилось. У нас сейчас примерно 75% всего объема рынка. На втором месте «Атомэнергосбыт».

– Вы входите в группу компаний «ТНС энерго». Это серьезный игрок на российском рынке?

– Компания продолжает расширять бизнес. Недавно, компания приобрела сбытовую компанию в Ростове – «Кубаньэнергосбыт». Для управления ими единый собственник выбрал форму управляющей компании, чтобы держать все в одном кулаке. Хотя для нас по сути ничего не изменилось.

– Какая средняя зарплата на вашем предприятии?

– Около 22 тыс. рублей.

– Какие задачи стоят перед компанией на ближайший год?

– Самая главная задача вытекает из деятельности компании: а именно –качественное и бесперебойное снабжение потребителей электроэнергией. Это, действительно, является задачей, поскольку существует немало проблем особенно с бытовыми абонентами.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0