Воронеж. 06.11.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Региональные власти всех областей Черноземья (кроме Белгородской) приняли участие в сомнительном Общероссийском конкурсе региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов Российской Федерации в 2012 году. Тема конкурса - «Управление региональным развитием: дорожная карта к новой экономике». Сама идея конкурса показалась мне странной, потому что представить человека, готового добровольно прочитать несколько десятков стратегий регионов и десяток стратегий муниципалитетов (каждая, замечу, не меньше 100 листов), чтобы объективно оценить качество их проработки, я так и не смогла. Прочитать все документы я тоже не смогла, хотя искренне старалась. В итоге ограничилась регионами Черноземья.
Впечатлениями от этого прекрасного чтива постараюсь поделиться с вами. Конечно, о подробном освещении речи не идет – вряд ли кто-то готов читать доклад на несколько десятков страниц, поэтому остановлюсь на самом интересном в стратегии Воронежской области, тем более что она была признана одной из лучших.
Начнем с самого интересного – поиска тайных смыслов. Найти их можно, и некоторые будут удивлять. Например, если читать ее отдельно, то смотрится она очень четко и с вполне здравой привязкой к региону. Однако мне не повезло: воронежская стратегия изучалась мной сразу после тамбовской, достаточно старой – 2009 года. Ощущения сильно напоминали старый анекдот про «белорусского слона – младшего брата российского». Стратегии похожи как близнецы-братья в своих основных идеях. Тут и надежды на разработку крупного месторождения (только в Тамбове это месторождение титаноциркониевых руд), та же, что и в Воронеже, идея развития кластеров, та же жесткая задача по опережающему росту ВРП. Даже сильные стороны выделяются фактически одни и те же – мощь образования, возможности аграрного сектора. Не думаю, что воронежские эксперты и чиновники списывали у своих тамбовских коллег. Сказывается, видимо, общность природно-климатических особенностей региона, общее развитие. Но сам факт удивляет: неужели нельзя было придумать ничего нового и креативного?
Впрочем, в отличие от тамбовской, в воронежской стратегии есть конкретные ориентиры, которых необходимо достигнуть в 2020 году. Когда-то я уже писала, что они амбициозные – воронежец должен стать богаче, жить дольше, работать интенсивней, при этом потреблять меньше энергии, быть инновационным. Планируется рост по всем направлениям. Как это совмещается с суровой реальностью – не знаю. Например, протяженность дорожной сети предполагается нарастить на 8%, а вот объем грузоперевозок – аж в два раза. Воронеж уже сейчас задыхается в пробках, видимо, такой же участи эксперты желают и области. Есть цифры, позволяющие сделать далеко идущие выводы. Например, рост ВРП должен быть двукратным, при этом ВРП на душу населения должен вырасти в 2,2 раза. Получается, что население Воронежской области должно «планово» сократиться на 10%. А если учесть, что планируется дополнительно привлекать 18-20 тыс. человек для ликвидации дефицита персонала, то получается, что коренных воронежцев станет на 20% меньше. Если у нас будет так хорошо жить, то почему же стратегия закладывает постепенное вымирание или бегство граждан? Понятно, что это статистический артефакт, возникший в результате несогласованности параграфов, которые готовили разные подразделения, но артефакт некрасивый.
Возможно, это связано с тем, что стратегия ориентирована в первую очередь на интересы бизнеса и показатели экономики. Социальная составляющая не ставит ни грандиозных задач по удвоению всего что только можно. Здесь, конечно, можно возразить, что были бы деньги – остальное появится. Думаю, что многие с этим постулатом не согласятся. Посмотрите на США: 17% ВВП тратится на медицину (замечу, что Воронежской области сейчас – 4,7%, а планируется в 2020 году – 5,2%), однако она по-прежнему остается не самой доступной и не самой эффективной. С другой стороны, наращивать еще и социальный сектор в условиях поставленной задачи роста ВРП – быстрый путь для недостижения никаких целей.
Для меня лично было очень интересно почитать про возможности и потенциал развития финансового сектора. Напомню: крупнейший налогоплательщик области – Сбербанк. Банки и страховые компании дают значительную долю в занятости, причем с приличными белыми зарплатами. Сейчас в секторе бум централизации бэк-офисных функций, некоторые финансовые компании создают свои центры поддержки у нас в регионе. Возможности для формирования профильного кластера очень велики. Казалось бы, вот она, возможность, только подставь руки. Однако в стратегии про это нет ни слова. В итоге у нас в городе все меньше банков с нормальными полномочиями. Все больше решений принимается «где-то там», где интересы развития Воронежа не являются приоритетными. А ведь каждый пришедший к нам в город банк – это десятки, а то и сотни рабочих мест, налоги, строительство или реконструкция площадей. Однако пока в регионе официально зарегистрирован один банк, а число филиалов (именно филиалов, а не подразделений, унизительно называемых точками продаж) падает из года в год.
Впрочем, если исключить отдельные огрехи, воронежская стратегия производит очень неплохое впечатление. Всеобъемлющий документ, с многочисленными показателями, подробным анализом, без увлечения всеохватностью и в то же время без микроменеджмента, попыток вписать проблему каждой улицы и каждого села. Экспертам наверняка понравилось и количество цифр, и системность анализа и подходов к решению проблем. Получается, что нашу стратегию на конкурсе отметили вполне заслужено. Научились у нас делать программные документы, которые не стыдно показать. Теперь бы ее еще выполнить в полном объеме… Но это уже совершенно другой вопрос.