Воронеж. 27.11.2012. ABIREG.RU – Аналитика – Перестарались. Призывы двухлетней давности увеличивать площади посева сахарной свеклы закончились тем, что продукция воронежских фермеров гниет в полях из-за загруженности заводов. Рекордный урожай по Черноземью в 2011году – более 22 млн тонн – наверное, немногим меньше повторился и в текущем. Поэтому аграрии сегодня опускают руки, не в силах больше бороться с проблемами реализации, и решительно настроены переключиться на более «благодарные» культуры. В свою очередь, переработчики оправдывают необходимость лимита на суточную приемку свеклы нехваткой мощностей заводов при коротком сроке хранения сырья. Эксперты обозначают суть проблемы в следующем: потери при хранении сахарной свеклы хозяйства и заводы хотят перевесить с больной головы на здоровую, то есть друг на друга.
Вместе со свеклой заморозили и цены на сахар?
В настоящее время основными переработчиками сахарной свеклы в Черноземье являются предприятия группы «Русагро» (Белгородская и Тамбовская области), «Разгуляй» (курский, орловский и белгородский регионы) и компании «Продимекс» (Воронежская и Белгородская области). Заводы преимущественно работают на полную мощность с запасом сырья на несколько дней вперед. Брать больше – себе дороже.
Свекла, поясняют аграрии, – культура, не терпящая длительного хранения. В последнее десятилетие свеклосеющие хозяйства перешли на импортные сорта свеклы – высокоурожайные, с высоким содержанием сахара, но с коротким сроком хранения. Ее нужно сразу с поля отправлять на переработку, при этом на комбинате держать не более 4-5-суточного запаса.
«На данный момент мы не ограничиваем производителей сахарной свеклы в объемах поставки. Сегодня на заводе 58 тыс. тонн сырья при суточной мощности переработки в 8-8,4 тыс. тонн, то есть с недельным запасом. И планируем принимать еще, ведь сейчас полевая продукция технологически спелая, не то что была в августе-сентябре, и спокойно может храниться в течение пяти-шести дней», – рассказывает руководитель ОАО «Ольховатский сахарный комбинат» Иван Васильчук.
По его словам, в 2011 году из-за сильных морозов неубранными в полях осталось 30% всей посеянной свеклы. В текущем году дождливый октябрь оттянул основной объем поступления продукции на ноябрь, тем не менее большинство заводов наверняка проработают до середины декабря. Некоторые хозяйства в этом году собрали рекордный урожай – до 40-45 тонн/га. «Почему мы должны были принимать выше нормы выработки завода? Чтобы свекла «погорела» у нас на складе?» – добавляет господин Васильчук.
Дабы избежать конфликтов с сельхозпроизводителями и стрессовых ситуаций, сахарные заводы стараются полностью обеспечивать свои мощности собственным сырьем. Сегодня всего 10-20% свеклы закупается у организаций со стороны. Причем со многими работа протекает на долгосрочной основе. Остальные агрофирмы включаются в график поставок по остаточному принципу.
Что касается цен на сахар, то перепроизводство сахарной свеклы почти не отразились на стоимости конечного продукта. «На 1 сентября 2012 года цена сахара составляла около 20 рублей /кг (дно сезона), тогда как в прошлом году дно было в начале ноября – 18,6 рублей /кг. За последние три месяца текущего года стоимость медленно, но растет», – говорит ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов.
Итак, проблема со сбытом возникла уже в первые месяцы уборки, когда наблюдался переизбыток сырья. Причина тому – технологически незрелая продукция, которая портилась в течение нескольких дней после «появления на свет». Поэтому заводы старались ограничить суточную норму поступления сахарной свеклы, обеспечивая лишь свои предельные мощности. Это создало нездоровый, но вполне объяснимый ажиотаж среди производственников. При этом цены на сахар на рынке сохранились приблизительно на уровне прошлого года.
Откуда звон о проблеме сбыта…
В текущем году уборка затянулась из-за дождливого октября, а с ней вновь всплыла прошлогодняя проблема со сбытом продукции. Сегодня вопрос стоит не так остро, как пару месяцев назад, но по-прежнему актуален. Хотя в 2012 году площадь посевов сахарной свеклы на территории Воронежской области сократилась на 17%, до 158,5 тыс. га, по словам зампредседателя правительства области – главы департамента аграрной политики Анатолия Спивакова.
Он отметил, что урожай сахарной свеклы 2011 года «заставил задуматься» о целесообразности засева данной культурой столь внушительной площади – около 190 га. «Альтернатива этому – в дальнейшем сделать упор на технологические качества культуры и, в первую очередь, на своевременное заключение – в том числе и долгосрочных – договоров с сахарными заводами на запланированные объемы урожая», – заметил он.
Однако планы так и остались планами. Многие аграрии, привыкшие действовать «по ситуации» и ориентироваться на цены прошлого года, не стремятся заранее оформлять «долгие» контракты на поставку конкретного количества свеклы «из-за обременительных условий договора заводов».
Правда, учитывая то, что в Воронеже царит монополия «Продимекса», соглашаться с требованиями группы компаний – единственная возможность региональным хозяйствам реализовать произведенную продукцию.
«Мы уже смирились с тем, что ежегодно попадаем в «капкан». С одной стороны, мы ограничены в сроках и объемах поставки свеклы. Прием ее осуществляется в течение 120 дней и в строго определенном количестве, прописанном в договоре с заводом. С другой стороны, в любом случае невозможно предугадать урожайность, зависящую от погоды и других факторов, – говорит руководитель фермерского хозяйства в Новохоперском районе Алексей Рожанов от имени большинства воронежских сельхозпроизводителей. – В этом году я сдал на Эртильский сахарный завод (ГК «Продимекс») 3,5 тыс. тонн, остальное – 50 га земли, или 10% всей посеянной свеклы, по весне перепашу. Убирать ее сейчас нет смысла – все равно никто не примет, а для кагатирования нет спецтехники. Тогда как в 2007 году завод, наоборот, меня оштрафовал на 130 тыс. рублей за недопоставку. Начиная со следующего года я буду упор делать на выращивании других культур – например, кукурузы – и, наверное, полностью откажусь от свеклы. Поскольку в 2012 году доход несопоставимо мал относительно затраченных средств, усилий и нервов».
По словам фермера, с каждым годом заводы ужесточают условия приемки – сахаристость свеклы должна быть выше, при этом стоимость снижается. «В этом сезоне свекла подешевела на 600 рублей по сравнению с ценой 2011 года, до 1200 рублей за тонну», – указывает Рожанов.
Как показывает жизнь, выращенный наобум тот или иной объем свеклы не всегда получается продать так, чтобы хотя бы покрыть издержки. Поэтому два года кряду аграрии звонят во все колокола: мол, заводы отказываются закупать у них урожай в полном объеме, установив суточные лимиты приемки. И, как итог, хозяйства «сворачивают» деятельность по выращиванию сахарной свеклы. При этом у перерабатывающих предприятий на этот счет своя правда, опирающаяся на расчеты рентабельности. Да и емкость рынка, согласитесь, не резиновая.
Поздно пить боржоми
В прошлом году собственные потребности, например, липецкого региона в сахарной свекле были превышены в десять раз, как сообщили в областном управлении АПК. Наибольший удельный вес в региональном производстве сахара занимало ОАО «Добринский сахарный завод», который сегодня полным ходом банкротится.
Рекордный урожай по Черноземью в 2011 году составил 22 млн тонн. Хотя до 2010 года на рынке наблюдался дефицит сахарной свеклы. Напомним, тогда владелец основной части сахарных заводов воронежского региона – ГК «Продимекс» – активно призывал аграриев к увеличению площадей сева сахарной свеклы. Результатом стал рекордный урожай этой культуры в области в 2011 году – 6,99 млн тонн, что в 3,9 раза больше объема 2010 года. Тогда оказалось, что мощностей местных заводов не хватило для переработки такого объема сырья, в связи с чем часть урожая осталась в полях, а аграрии понесли существенные убытки.
Сегодня наблюдается похожая картина: часть неубранной свеклы уже «схватили» первые морозы. То есть уборка как таковая уже потеряла всякий смысл. Но даже если бы и не это, в любом случае она должна осуществляться с применением технологии кагатирования под укрывной материал, требующей определенных затрат, поэтому является прерогативой крупных хозяйств. Остальные, как правило, предпочитают перепахивать несобранный урожай, хотя у некоторых есть реальные шансы вернуть какую-то долю затрат. Опять же, в каждом конкретном случае все по-разному и требуются специальные расчеты.
«Проблема в том, что потери при хранении сахарной свеклы хозяйства и заводы хотят перевесить друг на друга. А хозяйствам выгоднее убрать и вывезти на заводы весь урожай одним махом, – рассказывает Евгений Иванов. – Одновременно установленная заводами стоимость приемки свеклы, как правило, не оставляет хозяйствам никакого выбора. Ведь если в Белгороде или Курске существует хоть какое-то подобие конкуренции среди сахарных заводов, то в Воронеже она отсутствует как таковая».
Согласно динамике развития рынка сахарной свеклы в нашей стране за последние 20 лет, объем его производства сокращается из-за переизбытка сырья. Искать рынки сбыта свеклы за пределами своего и соседних регионов и тем более за границей – не выход. По словам Евгения Иванова, в мировом масштабе свекловичный сахар неконкурентоспособен наряду с тростниковым и бамбуковым. К тому же сахарная отрасль в нашей стране – пожалуй, самая недофинансированная во всей пищевой промышленности, так как «относительно мало маржинальна, рискованна и длительно окупаема».
Так, только за последние несколько месяцев в Черноземье заглохло по меньшей мере два проекта строительства сахарных заводов. В августе 2012 года в Липецкой области из-за отсутствия финансирования в очередной раз приостановлено строительство анонсированного еще в 2006 году сахарного комбината «Корни» (Тербунский район). Инвестору – бизнесмену Николаю Бобину так и не удалось добиться от «Внешэкономбанка» обещанного кредита в 6,5 млрд рублей.
В ноябре 2012 года банк «Авангард» отказался от проекта по строительству в Воронежской области сахарного завода стоимостью 8-10 млрд рублей, взяв паузу для обдумывания. По словам председателя совета директоров ОАО АКБ «Авангард» Кирилла Миновалова, такое решение было связано с отсутствием подходящей площадки. Также он объяснял длительность принятия решения о строительстве завода необходимостью уточнить вопросы, связанные с организацией инженерной инфраструктуры системы водоснабжения. Напомним, что впервые о планах «Авангарда» по строительству в регионе сахарного завода стало известно в марте 2012 года.
Таким образом, в сахарной отрасли десятилетиями накапливался ком проблем, одна из которых – неурегулированные отношения хозяйств и заводов. Ежегодно идет сражение по цене свеклы и условиям приемки, что может привести к исчезновению отрасли. Пока же чисто теоретически сезонную проблему «куда девать свеклу», считают специалисты аграрного рынка, можно решить двумя способами: либо резким увеличением мощностей переработки, либо четким планированием, в том числе объемов и каналов сбыта. Первый вариант реализовать практически невозможно из-за дороговизны мероприятий и больших сроков окупаемости. Для воплощения второго необходимо заключение долгосрочных контрактов с заводами. Однако, как видим, такой способ – не панацея и не исключает выстраивания производственного процесса по принципу «на свой страх и риск». Получается, в лучшем случае заводы не дают нужную цену, которая дала бы фермерам гарантию остаться «в плюсах». В худшем – продукцию вообще никто не покупает и она останется в земле.