Воронежскую Стратегию–2020 обновят с учетом «консолидации бюджета»
Принятую почти год назад стратегию социально-экономического развития Воронежской области до 2020 года необходимо вновь актуализировать. К такому выводу пришли региональные чиновники и экономисты в ходе объединенного заседания комитета по научно-техническому и инновационному развитию торгово-промышленной палаты (ТПП) и комиссии по экономическому развитию и инновационной политике общественной палаты Воронежской области. Виной тому меняющиеся макроэкономические условия, майские указы президента РФ и присоединение страны к ВТО.
23 декабря 2011 года принята актуализированная стратегия развития региона до 2020 года. Региональные чиновники и общественники в эти дни подводят итоги действия документа (к примеру, 16 ноября в Воронежском госуниверситете прошла 3-я международная научная конференция «Стратегии и ресурсы развития крупных городов Центра России»), особенно в связи с майскими посланиями президента РФ Владимира Путина, которые «задают новый темп экономической политике субъектов РФ». Профессор ВГУ, известный экономист и почетный гражданин Воронежа Владимир Эйтингон считает, что региональная Стратегия–2020, имеющая форму закона и подверженная актуализации год назад, «сегодня вновь должна быть актуализирована». На недавней встрече с общественниками и членами ТПП области мнение профессора поддержал Анатолий Букреев, руководитель департамента экономического развития региона. Вчера он подтвердил „Ъ“, что «системно, фундаментально» актуализацией документа власти займутся после Нового года, когда окончательно станут известны тренды, «запущенные федеральным центром».
17 июня 2011 года облправительство распорядилось образовать 18 экспертных групп для актуализации стратегии развития региона до 2020 года. Ученые, госслужащие, представители общественных организаций сообща пришли к выводу, что «несмотря на заметное отставание в развитии по сравнению с регионами-лидерами, Воронежская область сохраняет конкурентные преимущества, по разным причинам не использованные в последние десятилетия». Эксперты поставили перед регионом амбициозные цели развития, в том числе: к 2020 году валовой региональный продукт должен вырасти в 3,5 раза; энергоемкость ВРП — снизиться на 40%; число используемых передовых технологий — увеличиться в два раза.
Господин Букреев также рассказал, что в его департаменте стратегию рассматривают «не как пассивный, а как активный документ», который призван «стимулировать всех участников экономических отношений в первую очередь к инновациям». В разработке действующего документа участвовали около 400 человек, и, судя по показателям статистики, пока стратегия выполняется. К примеру, по данным на октябрь, индекс промпроизводства региона по отношению к показателю прошлого года вырос на 35,4%. «Некоторые связывают такой рост с пуском пятого энергоблока Нововоронежской АЭС после модернизации, — заметил господин Букреев. — Но его участие здесь процентов на 25, главный удельный вес — за новыми промпредприятиями. Мы видим рост и в сельском хозяйстве на 3,6%, но так это по отношению к рекордному прошлому году. Инвестиции в основной капитал увеличились на 7,4%, валовой региональный продукт подрос примерно на 10%. Выше, чем в среднем по России. Главные индикаторы роста ярко свидетельствуют, что стартовые позиции области хорошие».
Однако, характеризуя особенности развития страны вплоть до 2015 года, руководитель департамента отметил, что «Россия вступает в беспрецедентные меры по консолидации бюджета». «Ни одна страна не имела таких соцобязательств, как РФ, мы приходим к тому, что доходная и расходная части бюджета должны примерно совпадать, — пояснил господин Букреев. — Те дотации и субсидии, которые представлялись региону в последние годы, будут сокращаться. Мы должны надеяться на собственные источники увеличения доходной части бюджета. Поэтому существенно пересмотрели все налоговые льготы предприятиям». В итоге на совещании прозвучал прогноз, что в ближайшее время в регионе темп роста средней зарплаты замедлится, чтобы «соответствовать темпу роста производительности труда».
Один из координаторов экспертных групп, работавших над стратегией, профессор ВГУ Владимир Эйтингон напомнил, что, когда только представляли документ, речь шла о «стратегии опережающего развития, в том числе относительно темпов развития конкурентов области». «И если брать значения некоторых индикаторов сегодня, наверное, общая позиция с опережающим развитием дала результат, — считает профессор. — Движение региона в части оценки конкурентоспособности, инвестклимата получило поощрительные оценки. Позиция стратегии, по всей вероятности, себя оправдывает. Вместе с тем в стратегии заданы иные требования. Например, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума должна сократиться больше чем в три раза (за последние несколько лет мы сдвинулись практически на 25%, с 76-го на 52-е место по РФ). За оставшиеся восемь лет снизить уровень бедности с 17 до 5% населения — очень сложная задача».
Еще один «социально тревожный показатель» — соотношение доходов 10% наиболее богатого населения и 10% наиболее бедного. «Он у нас, если смотреть в целом по стране, необычайно тяжелый — около 14 раз, — сообщил профессор. — Стратегия содержит требование выйти хотя бы на 9–10 раз. Средний показатель по Европе — 6-7 раз». Показателем, к которому область «более или менее успешно движется», эксперт назвал объем инвестиций в основной капитал. Его подъем запроектирован в 3,3 раза, значит, в 2020 году он должен составить около 500 млрд руб. (в текущем году власти рассчитывают выйти на сумму почти 200 млрд). «Движение, которое производим сейчас, показывает: мы стоим на позициях, у которых есть основания. Но заданы темпы, требующие иной скорости. Фокус не в том, чтобы сформулировать стратегию, а в том, чтобы обеспечить постоянную деятельность по ее реализации», — резюмировал господин Эйтингон.
Андрей Цветков
Коммерсантъ (Воронеж), №225 (5007), 28.11.2012.