24 декабря 2024, 06:15
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Сырьевая составляющая для региональной экономики

13.12.2012 17:22
Автор:
Аналитика - В последнее время в Воронеже как будто поутихли «никелевые страсти». Активисты, выступающие против добычи никеля, как-то отошли в тень. Возможно, в предвкушении новогодних праздников. А может, просто собирают силы перед очередным «решительным выступлением».

Воронеж. 13.12.2012. ABIREG.RU – Аналитика – В последнее время в Воронеже как будто поутихли «никелевые страсти». Активисты, выступающие против добычи никеля, как-то отошли в тень. Возможно, в предвкушении новогодних праздников. А может, просто собирают силы перед очередным «решительным выступлением».

Напомним, что по ряду причин (заседание несколько раз переносилось, и в последний раз представителей УГМК уведомили о его проведении всего за сутки) представители УГМК не смогли принять участие в заседании общественного совета по разработке никелевых месторождений на территории Воронежской области. Это дало возможность противникам разработки месторождения посылать «громы-молнии» в отсутствующего соперника: никто ведь не ответит на обвинения в непрофессионализме, стяжательстве и т.д. Потом, конечно, все встанет на свои места. Однако тут уже как в анекдоте: «ложки нашли, но осадочек-то остался»… Впрочем, на это можно возразить высказыванием Зигмунда Фрейда: «Хотя голос разума очень тих, он не перестает звучать до тех пор, пока не будет услышан».

Думаю, сегодня пришло то самое время, когда пора прислушаться к тихому голосу разума и спокойно, без излишних эмоций, рассмотреть проблему не с высоты птичьего полета, а… ну, хотя бы с высоты с балкона собственной квартиры...

Итак, никель…

Данный химический элемент жизненно необходим, поскольку входит в состав многочисленных сплавов, участвует в различных химических процессах. У вас есть часы на руке? В них содержится никель. А на автомобиле ездите? Никеля полно и там.

В общем, можно сказать без преувеличения, что без никеля российская экономика (да и мировая тоже) не сможет развиваться. Она просто остановится, ведь никель используется более чем в трех тысячах сплавов. И сталкиваемся мы с ними постоянно. Даже принимаем пищу ложками и вилками с содержанием никеля. Кстати, номера, выгравированные на обратной стороне столовых вилок и ложек (18/10, 18/8 или 18/0), указывают на процентное содержание хрома и никеля. Чем выше содержание никеля, тем лучше качество. Качественная раковина на кухне из нержавейки содержит 10% никеля и 18% хрома.

А как вам такие цифры?

По расчетам ученых, содержание никеля в морской воде 5,6 х 10 -4 мг на литр, всего в мировых океанах и морях около 8 млрд тон никеля. Природный никель присутствует в продуктах, причем в зеленом чае его содержание составляет 7,6 мг/кг сухих листьев.

Ну да ладно. Всегда можно возразить что-то вроде «Пусть добывают еще где-нибудь, только не здесь, в Воронежской области».

Но есть одно обстоятельство, о котором почему-то не упоминают противники разработок никеля в нашей области (почему бы это?): если в ближайшее время в России не будут освоены новые никелевые месторождения, то через 22 года имеющиеся на настоящий момент в стране ресурсы будут исчерпаны. Последствия для экономики государства в результате предсказать несложно. Достаточно обладать фантазией и иметь самые общие познания в экономике, географии и политике.

Здесь позволю себе процитировать мнение председателя общественного совета по контролю над освоением месторождений, член-корреспондента РАН, профессора-геолога ВГУ Николая Чернышова.

«Как известно, регион был для советской промышленности третьей резервной базой стратегически важных металлов. Сейчас, когда на севере России возможности рентабельной добычи никеля почти исчерпаны, воронежские запасы стали фактически крупнейшими в Европе. В Норильске добычу свернут в 2015-2017 году, потому что богатые руды окажутся «выбраны», а работать с породой, где содержание никеля низкое, при нашем уровне технологий слишком дорого. Обойтись же без этого металла в современном мире нельзя. Никель используется в трех тысячах сплавов, от него зависит развитие практически любой отрасли - ни мобильник не соберете, ни посуду или сантехнику из нержавейки не сделаете».

Месторождение никеля в Воронежской области, по оценкам экспертов, является уникальным. И стратегически важным как для региона, так и для российской экономики в целом.

Конечно, отмахнуться от опасений экологов нельзя. И вот почему: глубина залегания никеленосного пласта составляет 300-350 метров. Над ним расположен пласт осадочных пород, в котором около шести водоносных горизонтов, повреждение которых неизбежно нанесет ущерб экосистеме и расположенному рядом Хоперскому заповеднику.

Однако добыча руды будет вестись подземным способом при соблюдении всех требования к условиям защиты экосистемы.

Экономически такой способ менее выгоден, чем открытая разработка, но в данной ситуации сохранение окружающей среды стоит на первом месте. Несмотря на то что активисты «антиникелевого» движения пугают невозможностью экологически чистой разработки никелевых месторождений, такой способ разработки «экологичного рудника» возможен и реален.

Примерами могут служить Яковлевский рудник в Белгородской области, где не видно дымящих труб. Между тем это не что-то из ряда вон выходящее, а современный способ добычи полезных ископаемых. Инвесторы обязаны обеспечивать защиту среды, иначе проект не пройдет госэкспертизу. Если окажется, что серьезного ущерба никакими экономически целесообразными способами не избежать, добычи просто не будет.

На этот счет некоторые возражают, что вот, дескать, Россия и без того сырьевой придаток мировой экономики… В данной ситуации, думаю, уместно спуститься чуть ниже, с глобального уровня на региональный. И тогда откроется несколько иная перспектива. Оно, конечно, в государственном масштабе быть «сырьевым придатком» не очень приятно. Однако аграрно-промышленному региону немного сырьевой составляющей не помешает. Ведь добывающее предприятие – в данном случае УГМК - будет вынуждено здесь, в регионе, создавать рабочие места.

Впрочем, это уже дело будущего, ведь приступить к поисково-оценочным работам планируется в начале следующего года, а завершатся геолого-разведочные работы лишь к 2016 - 2017 годам. И только в 2018-м, возможно, будет начать строительство рудника. Дальнейшие прогнозы таковы: в 2022 году обогатительный комплекс сможет выдать первые 50 тыс. тонн руды, а к 2027-му выйти на показатели около 3,5 млн тонн руды и получать из нее 300 тыс. тонн концентрата. По сегодняшним прогнозным оценкам, запасы месторождений рассчитаны на 45 лет разработки.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0