WorldClass

20 сентября 2024, 07:09
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Генеральный директор ОАО «Квадра» Владимир Шелков: «Без четких механизмов возврата своих вложений инвесторы в российскую теплоэнергетику не придут»

21.12.2012 11:55
Автор:
Аналитика - Отрасль теплоснабжения потребителей на сегодняшний день в России остается одной из наиболее проблемных. Сами генерирующие компании признают, что оказались зажатыми в плотные тиски необходимости бесперебойного теплоснабжения потребителей, но при этом скорейшей модернизации сетей и оборудования, которые имеют уже большую степень износа, а также банального отсутствия на это средств.

Воронеж. 21.12.2012. ABIREG.RU – Аналитика – Отрасль теплоснабжения потребителей на сегодняшний день в России остается одной из наиболее проблемных. Сами генерирующие компании признают, что оказались зажатыми в плотные тиски необходимости бесперебойного теплоснабжения потребителей, но при этом скорейшей модернизации сетей и оборудования, которые имеют уже большую степень износа, а также банального отсутствия на это средств. Почему пока невозможно привлечение инвесторов в теплоэнергетический бизнес России, по какой причине не работает RAB-регулирование в этой отрасли и как можно выйти из сложившейся ситуации без гигантской нагрузки на потребителей, рассказал гендиректор ОАО «Квадра» (компания работает на территории 11 регионов ЦФО) Владимир Шелков.

- Владимир Витальевич, в середине 2011 года руководством «Квадры» было принято решение о выделении теплосетевого бизнеса в отдельное направление для «повышения прозрачности экономики теплосетевого комплекса и улучшения условия для привлечения инвестиций». Чего удалось добиться за эти 1,5 года?

- К настоящему времени уже практически во всех регионах Черноземья созданы теплосетевые компании за исключением пока Курска и Липецка. В Курской области такая структура начнет свою деятельность с 1 января 2013 года. К этому моменту весь региональный имущественный комплекс компании должен перейти в аренду новой структуре. В Липецке ситуация несколько сложнее. Там одним из основных сдерживающих факторов на сегодня является действующая схема перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергией. Сейчас обсуждаем с областными властями, каким образом этот фактор можно ликвидировать, не создавая сильной нагрузки на потребителей. Планируем, что в 2013 году все эти вопросы будут урегулированы.

Безусловно, с выделением теплосетевого бизнеса повысилась его управляемость. Теперь эти теплосетевые компании уже можно структурировать в отдельный холдинг для привлечения инвестора. Предварительную работу для этого мы сделали. Однако вопрос о привлекательности отрасли для инвесторов по-прежнему стоит довольно остро. И здесь главная проблема в тарифообразовании. И инвесторы, и банки, которые будут являться источниками финансовых ресурсов, интересуются возвратностью капитала. А пока нет долгосрочного тарифообразования (RAB), этот вопрос остается открытым.

В этом плане очень интересен западный вариант управления бизнесом. Там считают, что это направление можно сделать интересным за счет модернизации хозяйства, снижения потерь и применения новых технологий при условии, что экономия от этих мероприятий остается в компании. У нас же вопрос с источником возврата средств пока не решен, а соответственно, привлечение инвесторов – перспектива призрачная.

- По этой причине, вероятно, и не получается пока реализовать проект «Квадры» и французской Dalkia, разговоры о котором ведутся с 2009 года (стороны планировали создать совместное предприятие, которое должно было заняться производством, транспортировкой и распределением теплоэнергии в России. – ред.)?

- Именно так. Все переговоры тормозились из-за того, что была неопределенность с методом RAB-регулирования в теплоснабжении, долгосрочного тарифообразования - заработает он или нет. Не заработал. Как показал 2012 год, условия RAB могут быть подвергнуты корректировке, сдерживающим фактором является и предельный уровень роста тарифов на тепло. При таком подходе невозможно что-то планировать на перспективу и реализовывать долгосрочные инвестиционные программы. Это не RAB-регулирование. Поэтому проект с Dalkia отложен на время, пока не будет четко решен вопрос с долгосрочным тарифообразованием. Но надежды на его реализацию мы не теряем.

- А в целом какие проблемы в теплоэнергетических компаниях России сегодня стоят наиболее остро?

- Основная задача теплоэнергетиков – это обеспечение надежности теплоснабжения потребителей. Вот с решением этой задачи сейчас и связаны основные проблемы всех профильных компаний России. Последние 25-30 лет в тепловые сети серьезно никто не вкладывался. Их каким-то образом ремонтировали, но кардинальной реконструкции и масштабных инвестиций не было. В тарифе на решение этого вопроса денег недостаточно по разным причинам, в том числе и социальным. Естественно руководство страны понимает, что при значительном повышении тарифов возникнут проблемы общесоциального характера во всех регионах. И мы это прекрасно понимаем. Но дальше встает вопрос, что с этим делать, потому что запас прочности у сетей небольшой. При отсутствии масштабных инвестиций до наступления системной технической проблемы остается не так уж и много.

- И какие варианты решения вопроса есть?

- Пока их два - тарифные источники и внетарифные. Чтобы модернизировать теплосетевой комплекс, нужны «длинные» деньги. Коммерческие банки берут проценты, которые в тарифы не укладываются. Поэтому необходимо целевое и дешевое финансирование со стороны государственных банков. Тут как вариант можно использовать средства из пенсионных накоплений, ведь давно ведется обсуждение, что их нужно вкладывать в развитие инфраструктуры. Теплосетевое хозяйство и является одной их таких сфер. Вообще, теплосетевой бизнес – на наш взгляд, это не бизнес. Это - социально ориентированное направление деятельности, в том числе и государственное. И если государство сознательно идет на то, чтобы тарифы не повышались, тогда должны быть внетарифные источники.

У государства есть один уже отработанный механизм, аналогичный которому может быть применим и к ТЭК – это Фонд содействия реформированию ЖКХ. Можно по аналогии создать фонд реформирования теплоснабжения, например, и привлекать государственное финансирование, то есть внетарифные источники, для модернизации сетей. Схема государственно-частного партнерства в теплоснабжении. Это может быть в форме совместного предприятия теплосетевой компании и городских или областных властей на паритетных условиях – 50% на 50%. В этом случае можно убедить государство профинансировать модернизацию теплосетевого хозяйства этого конкретного города.

По такому пути мы сейчас пошли в одном из регионов Черноземья – в Тамбове, где планируем реализовать пилотный проект, который потом можно будет заявить государству для опробования механизма государственно-частного партнерства в этой отрасли.

Там мы создаем совместную с городскими властями структуру – Тамбовскую тепловую компанию, в аренду которой будут переданы наши сети и теплосетевой комплекс всего города. По сути, получается единый тепловой оператор в отдельно взятом городе. Мы хотим запустить проект в начале 2013 года. Все решения приняты, сделка одобрена, сейчас мы находимся в процессе создания этой компании. Если пилотный проект окажется удачным, хотим сделать что-то похожее и в других наших регионах.

- Но на этом, вероятно, проблемы теплосетевых компаний не заканчиваются?

- Конечно, нет. Еще одна проблема – наличие посредников, которые занимаются расчетами с конечными потребителями. При наличии таких вот организаций-посредников деньги до нашей компании фактически не доходят. Получается, что у нас и тариф недостаточный, и денег за поставленное тепло мы собрать не можем в полном объеме, потому что они «теряются» по дороге. В этом году наша основная задача была – перейти на новую систему расчетов с конечными потребителями, чтобы деньги шли нам напрямую. Мы создаем свои расчетные центры в регионах, выставляем собственные квитанции для оплаты тепловой энергии. По нашему опыту, как только мы переходим на расчеты с конечными потребителями, уровень собираемости платежей поднимается до 97-98%. На расчеты с конечными потребителями мы перешли в Воронеже, Курске и Смоленске, частично в Липецке. В Белгороде у нас есть своя давно работающая теплосетевая компания, которая уже несколько лет работает с конечными потребителями. В Тамбове схема несколько иная – там мы пользуемся услугами городского РКЦ, у которого тоже достаточно высокая эффективность работы. В Орле мы используем инфраструктуру Первой городской управляющей компании, там тоже собираемость средств составляет почти 100%. Не решен этот вопрос пока в Липецке, хотя здесь хорошо работает РКЦ и там мы находим понимание проблемы у региональных органов власти. Липецкая область – один из немногих регионов, где областное руководство активно вмешалось в процессы неплатежей. Там инициирована масштабная проверка управляющих компаний со стороны правоохранительных органов. Результатом стало возбуждение более десятка уголовных дел, которые должны дойти до суда. Достаточно одного конкретного человека, допустившего такую ситуацию, наказать по всей строгости закона, тогда и остальные начнут нормально работать.

- Как, на ваш взгляд, эффективней работать в теплосетевом бизнесе сегодня – развиваться на территории нескольких регионов самостоятельно (как «Квадра») или в рамках крупного холдинга (например, «Интер РАО»)?

- Плюсы крупных государственных компаний в том, что в их развитии участвует государство и возможностей привлекать средства на развитие больше. На госкомпании и банки смотрят по-другому, в этом несомненный плюс. У нас таких возможностей нет. Что касается нашей географии, то больших плюсов в «компактности» компании я не вижу. Мы находимся в каждом отдельно стоящем городе, везде свои особенности и проблемы. Разницы особой в работе нет.

- Есть ли у «Квадры» планы по расширению своего присутствия на черноземном рынке путем, например, приобретения местных теплосетевых компаний? Воронежские власти, например, сейчас активно ищут инвестора для своего МУПа «Воронежтеплосеть». Вам интересен этот актив?

- Есть централизованная схема теплоснабжения, когда основным производителем и поставщиком тепловой энергии является ТЭЦ, а есть децентрализованная схема – когда производителями тепловой энергии выступают локальные источники тепла, например, котельные. Мы работаем в централизованной схеме теплоснабжения.

В Воронеже мы обсуждаем с городскими властями вопрос аренды участков, которые примыкают к магистральным сетям, а также тему бесхозных сетей, которые находятся в нашей зоне. Мы рассматриваем вопросы приобретения муниципальных теплосетей и теплоисточников, если видим, что они находятся в нормально состоянии и уровень тарифа безубыточен. «Воронежтеплосеть» сейчас имеет огромную долговую нагрузку. Любой хороший инвестор с такими долгами связываться не захочет, если не будет видеть перспективу финансирования и возврата средств. В Курске взять в аренду имущество МУП «Гортеплосеть» нас вынудил только неконтролируемый рост дебиторской задолженности.

- Как на сегодняшний день складывается ситуация по дебиторской задолженности компании?

- В каждом регионе ситуация с дебиторской задолженностью разная. Сегодня у нас вызывает особую озабоченность ситуация с долгами в Курске, Орле, Липецке, Тамбове и Смоленске. В частности, в Смоленске дебиторская задолженность составляет около одного миллиарда рублей. Аналогичная ситуация и в Курске. В Курске рост этого показателя мы смогли остановить, взяв в аренду имущество «Гортеплосети». Сейчас думаем, как вернуть задолженность прошлых лет. В тех регионах, где перешли на расчеты с конечными потребителями, также ситуация с платежами восстанавливается. В Липецке есть некоторые проблемы. Несмотря на то что это один из наших лучших в техническом плане регионов, «дебиторка» там постепенно растет. Это связано с переходом на прямые расчеты нашего основного потребителя – муниципального предприятия ЛГЭК, а также с изменением нормативов и с отказом от бюджетного финансирования. Я думаю, все проблемы мы в итоге разрешим, тем более что там мы чувствуем большую поддержку областных властей.

- На сегодняшний день в инвестпрограмме «Квадры» есть два крупных черноземных объекта – парогазовые установки на Воронежской ТЭЦ-1 и Курской ТЭЦ-1. В какой стадии находится реализация этих проектов?

- Реализация инвестиционной программы по строительству новых парогазовых энергоблоков – это наш безусловный приоритет сегодня и наше будущее, наша конкурентоспособность на рынке. Мы уже завершили строительство шести новых станций, последние две будут запущены в эксплуатацию в начале следующего года. Началась реализация оставшихся четырех проектов инвестпрограммы, Воронежская ПГУ-230 МВт и Курская ПГУ-115 МВт сейчас находятся на стадии проектирования. Параллельно идет расчистка площадок. Объявлены конкурсы по выбору генподрядчиков. Вопрос их определения – ближайшие месяцы. После заключения контракта подрядчики сразу смогут приступить к работам – подготовительные мероприятия будут завершены, оборудование также закуплено. В 2015 году планируем эти объекты ввести в эксплуатацию.

ОАО «Квадра – Генерирующая компания» является одной из крупнейших российских территориально-генерирующих компаний, созданных в процессе реформирования РАО «ЕЭС России». Компания была создана на базе тепловых генерирующих мощностей и теплосетевых активов региональных АО-энерго в 11 регионах Центрального федерального округа. Производственные активы ОАО «Квадра» расположены в Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской и Тульской областях. Компания обеспечивает 25% потребностей потребителей Центрального федерального округа в тепловой энергии. Общая площадь регионов присутствия компании составляет 372,3 тыс. кв.км, общая численность населения составляет свыше 14 млн человек. Выручка ОАО «Квадра» по итогам девяти месяцев составила 24,3 млрд рублей.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0