Воронеж. 21.12.2012. ABIREG.TV – Эксклюзив – Вокруг факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства Воронежского государственного аграрного университета им. Императора Петра I совсем недавно разгорелись нешуточные страсти. Некие активисты инициативной группы заявили о том, что здесь негуманно и жестоко обращаются с животными. Однако проверки правоохранительных органов, в том числе и прокурорская, ничего подобного не выявили. Впрочем, конфликт еще не исчерпан.
История вопроса такова, что инициативная группа Воронежа «ЭкоПраво», стоящая во главе общественного движения в защиту экологических прав жителей города и гуманного отношения к животным, направила в начале ноября на имя ректора вуза (причем его фамилия и, главное, название учебного заведения в обращении были указаны абсолютно неверно, что уже свидетельствует о работе организации с фактами) заявление, в котором сообщалось об имеющихся в их распоряжении достоверных сведениях о проведении на факультете ветеринарной медицины и технологии животноводства жестоких экспериментов над животными. «Данные сведения, в том числе видеозаписи, могут быть представлены в распоряжение заинтересованных лиц в любое удобное время», - декларировалось в обращении.
Александр Аристов, декан факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства ВГАУ:
- Нужно было рассмотреть обращение и в течение месяца дать пояснения, иначе они обещали разослать материалы в следственные органы, СМИ, обладминистрацию, Облдуму и т.д.
- Дальше как развивались события?
- Сначала к нам прибыл представитель МВД - участковый с проверкой условий содержания животных, посмотрел и то, как проходят занятия по дисциплине «Анатомия». Были опрошены преподаватели, проверена используемая в учебном процессе документация (федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «Ветеринария», учебно-методический комплекс и др.). Позже приехали представители прокуратуры Центрального района, Россельхознадзора и департамента образования. Мы их всех так же ознакомили с материалами, которые используются в учебном процессе, со всей документацией, условиями содержания животных, режимом и распорядком дня.
- Александр Васильевич, прокуратура, собственно, уже сделала заявление о том, что факты жестокого обращения с животными на факультете ветеринарной медицины не подтвердились. Но активисты движения продолжают говорить о конфликте. Так в чем же все-таки суть и каково состояние дел на сегодня?
- Весь вопрос в том, что мы якобы на занятиях на глазах студентов убиваем животных и тут же показываем работу внутренних органов: «…демонстрирует работу отдельных органов и мышц на только что самолично им убитых животных, цинично информируя об этом студентов, среди которых есть попадающие по возрасту под положения Конвенции и законодательства о защите прав ребенка…»
На самом деле занятия по анатомии, на которые ссылаются активисты вот этого общественного движения, проходят на муляжах, манекенах, а также с использованием экспонатов в анатомическом музее. И теоритические знания, которые получают студенты на этих занятиях, они более детально подкрепляют на практике в летний период. Это учебные практики в условиях производства. С хозяйствами области на сегодня заключены договоры о базовых предприятиях – филиалах кафедр. И с нашими преподавателями и специалистами этих предприятий там проходят практические занятия.
- У инициаторов конфликта были конкретные факты и доказательства - видеосъемки, заявления конкретных людей, фамилии которых были названы?
- В разговоре с представителями проверяющих органов мы выяснили, что никаких фактов у них не было. Только была жалоба. На жалобу надо было отреагировать, поэтому проводились все эти мероприятия на нашем факультете.
- А вы лично встречались, разговаривали с кем-то из инициативной группы?
- Нет.
- А они искали такого контакта?
- Вот, самое интересное, что представители этой инициативной группы общественного фонда по защите животных к нам ни официально, ни в нерабочей обстановке не приходили и никаких претензий нам не предъявляли. Пришла бумага – а потом пошли проверки.
- Они не обращались с просьбой проводить их в виварий, показать условия содержания животных?
- Нет. С такими вопросами не обращались. Обращались потом только корреспонденты различных изданий.
Съемочная группа «Абирега» совершенно беспрепятственно была допущена не только в виварий, аудитории и кабинеты для практических занятий, но и в тот самый патологоанатомический музей, где, цитирую письмо защитников животных прокурору, «для сомнительных антигуманных целей учебного процесса жестоко умерщвляют» животных.
Преподаватель курса паталогической анатомии, врач ветклиник ВГАУ Нина Лопатина объяснила, что музей существует с момента основания еще Воронежского зооветинститута. Курс, который она читает, состоит из двух дисциплин: собственно патанатомии, когда на стеклышках изучаются гистологические препараты и студенты с помощью микроскопа учатся видеть изменения на клеточном и тканевом уровнях, и курс вскрытия, когда студенты учатся уже макроскопически определять паталогические процессы в организме животных, составлять патологоанатомический диагноз.
На вопрос, откуда поступают на стол животные для вскрытия, врач пояснила, что их привозят в веткниники ВГАУ владельцы умерших домашних животных, чтобы установить причины смерти. Кроме того, для занятий используются трупы животных, привезенные из хозяйств области, где, как правило, большое поголовье и определенный падеж неизбежен. Материалом снабжают кафедру, по признанию декана, как правило, работающие в хозяйствах области выпускники ветфака, профессионально оценивая такую необходимость для факультета.
Заглянули мы и на кафедру терапии.
Эльвира Измайлова, доцент кафедры терапии и фармакологии:
- Ну, как я представляю негуманное обращение? – Пинают, кричат, издеваются или инъекции делают какие-то, от которых животному будет потом плохо… У нас такого нет. Все согласно методике. У нас даже много таких вот студентов, которые уж очень любят животных: начинают гладить, целовать. Я, например, за это ругаю. Потому что есть техника безопасности.
- Александр Васильевич, речь в заявлении велась еще о неких компьютерных программах, которые имитируют операции и т.д. Действительно такие программы существуют и действительно ли в учебном процессе можно обойтись только ими?
Александр Аристов, декан:
- Действительно, такие программы существуют, они используются в нашем учебном процессе. Но вы сами понимаете: как можно обучить врача, если он не имеет практических навыков?! Ведь специфика ветеринарного врача такова, что к нам идут студенты уже с заведомо принятым решением быть ветврачом. Еще обучаясь в школе, они проявляют к этому склонность, занимаются в кружках юных натуралистов и целенаправленно поступают на наш факультет. До 3-го курса наши студенты обучаются одинаково. После 3-го курса каждый студент в праве выбрать специализацию: хирургия, терапия, акушерство, эпизоотология, болезни непродуктивных и экзотических животных… И там они уже более углубленно изучают именно то направление, которое самостоятельно избрали.
- Хирургия, например, требует непременно особых практических навыков…
- Да, требует. В нашем корпусе расположены ветеринарные клиники ВГАУ (хозрасчетные подразделения вуза. – авт.), куда местное население приходит на прием со своими животными. И студенты старших курсов участвуют в приеме. Приходит, например, человек с больной собакой или кошкой, и студенты или ассистируют преподавателю, или смотрят, как проходят все оперативные мероприятия. Они также участвуют в постановке диагноза, дифференциации диагноза и назначении лечения.
- Александр Васильевич, вы тоже заканчивали аграрный университет?
- Да. Ветеринарный факультет.
- Как в ваше время проходило обучение практическое?
- Так же показывали на животных в ветеринарных клиниках, проходили занятия в анатомичке, где мы изучали кости скелета, черепа и т.д., мышцы, сосуды, нервы. А вечерами в свободное от занятий время все студенты сидели и изучали сами дополнительно видовые особенности строения органов и тканей продуктивных и непродуктивных животных и птиц. И тогда требования предъявлялись, и сейчас предъявляются такие, что необходимо все это знать. Сейчас совершенствуется процесс: раньше не было мультимедийных установок и компьютерных программ, с которыми возможны популярные сегодня альтернативные методы.
- Но тем не менее животных настоящих видели и студенты советских времен, и нынешние студенты…
- Конечно. Как можно на картинке научиться делать ту же операцию? Ведь животное - как младенец. Мы же приходим к врачу, жалуемся, что что-то у нас болит. А они же сказать не могут, молчат. Мы расспрашиваем хозяина: как содержались, чем кормились?.. На основании анамнеза и клинической картины ставим диагноз, потом подтверждаем лабораторными исследованиями. И, конечно, важен непосредственный контакт с животными. На сегодня у нас в виварии содержатся, кроме собак, лошади, телята, кролики, морские свинки, мыши, крысы, лягушки.
- Как вы с ними работаете?
- Когда на 3-м курсе начинаются специальные дисциплины, животных приводят на занятия по физиологии, клинической диагностике, терапии и т.д. Во-первых, студенты учатся фиксировать животное, измерять температуру, пульс, дыхание, осматривать слизистые оболочки и наружные покровы, и затем применяют такие методы исследования, как, например, кардиограмма, УЗИ-диагностика, да и многое другое, что пригодится в самостоятельной практической работе ветеринарного врача. Главная цель профессиональной деятельности ветеринарного врача – защита жизни и здоровья человека, животных и всего общества.
Только дома кошка может вести себя как потревоженная хозяйка, лениво сходя с насиженного местечка. А до блеска вычищенные лошади в стойлах факультетского вивария, казалось, старались продемонстрировать нам свою масть и породу.
Александр Аристов, декан:
- Кстати, в планах развития факультета – создание на его базе конноспортивной школы с выдачей нашим студентам удостоверений наездника или инструктора по спортивному коневодству, строительство манежа. И уже есть масса желающих студентов принять участие как в учебе, так и в подготовке детей.
- Александр Васильевич, а вообще должен ветеринар уметь ездить на лошади? Вы обучаете не спортивной, а обычной езде на лошади ваших студентов?
- Наверное, плох тот ветеринар, который не может запрячь лошадь.
В вольере нас весьма дружелюбно встретили друзья человека, виляя хвостами и кидаясь навстречу, что в свою очередь, свидетельствует о сложившихся здесь добрых отношениях с нашими меньшими братьями. А вот вольеры для прогулки более крупных животных в тот день пустовали: на улице было холодно и гулять им не полагалась.
Еще один музей, на экспонатах которого обучаются студенты, поразил нас разнообразием видов животных и птиц: оказалось, здесь есть даже скелет слона!
Александр Аристов, декан:
- Вот здесь экспонаты представлены: легкие, преджелудки жвачных животных, вот желудки, строение сосудов… Особенности строения, допустим, нижней челюсти лошади, коровы, собаки… Их берут отсюда на занятия.
-То есть эти экспонаты рабочие? Их можно трогать, брать - в отличие от экспонатов других музеев?
- Да, и даже нужно!
Итак, абсурдность утверждений людей, к тому же не представивших никаких доказательств к собственным утверждениям и называющих себя защитниками животных, очевидна. По словам Александра Аристова, если бы на ветфаке практиковали такие методы, как убийство, в Воронеже давно не осталось бы бродячих собак.
Александр Аристов, декан:
- Если мы будем на занятиях их убивать, то представляете, сколько нам нужно собак?! На первый курс нашего факультета ежегодно поступают 120 человек. Минимум пять собак нам надо убить, чтобы показать им в группе работу отдельных органов. Вот, сегодня мы изучаем работу мышц - пять собак; дальше идет строение органов пищеварения – опять пять собак убить?..
- Как вы считаете, почему вокруг факультета был инициирован весь этот конфликт? Почему это стало возможным и кому это нужно?
- На мой взгляд, это не студенты. Может быть, надо пропиариться кому-то – что есть такие борцы за права животных… Сложно в этой ситуации сказать, кому это нужно. Но явно не студентам.
Кстати, некоторым студентам факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства приходится пройти, как говорится, тернистый путь к профессии.
Александр Аристов, декан:
- Вот, допустим, с прошлых лет случаи были: поступает студент на первый курс, и некоторые уже с первого дня, попав в виварий, говорят: «Ой, здесь плохо пахнет, это не мое». – «Ну, вы ж хотели врачами быть?» - «А мы думали, что это в белом халате сидеть и выписывать рецепты, назначать лечение»... Но прежде чем лечить, надо этому научиться. Начиная от родов, и пошли дальше изучать процесс развития организма… Ухаживать тоже надо уметь за животными, а не только сидеть на Центральном рынке, отбирать пробы и делить: это можно продавать, а это мы отправим на анализ. Ну, это единичные случаи. Есть случаи, что они поступают в мединститут, поучатся там, и снова приходят сюда. Есть ребята – доучиваются до 3 курса, а с практики приезжают, говорят: «Нет, очень тяжело на практике в производстве, наверное, мы пойдем туда, где полегче». В пединститут, были случаи, уходили.
- Но на любом факультете ведь есть люди, которые отсеиваются в процессе, которые понимают при более глубоком изучении, что не хотят иметь эту профессию и уходят куда-то еще…
- Есть ребята, которые уходят в армию, отслуживают год, возвращаются, говорят: «Я буду продолжать учиться, я посмотрел на жизнь другими глазами, хочу получить высшее образование именно ветеринарного врача». Разные случаи есть.
Только вот среди этих случаев Александр Аристов не припомнил ни одного, когда уход был бы мотивирован жестокостью обращения с принимающими участие в учебном процессе животными. Подавать в суд на инициаторов проверок за клевету декан факультета ветеринарной медицины не намерен. И так уже и преподаватели, и студенты, говорит он, отвлекаются от учебного процесса в связи с поднятым вокруг факультета ажиотажем. Инициаторы которого, активисты названного движения, по его мнению, могли бы как раз заняться организацией приютов для бездомных животных, которые подвергаются пыткам на улицах города, которых бьют и порой убивают – и именно подобная картина часто травмирует не только детей, но и людей вполне зрелых, а тем более – врачей-ветеринаров.