Воронеж. 26.12.2012. ABIREG.RU – Аналитика – Председатель Воронежской областной Думы оптимистично смотрит на результаты уходящего года: бюджет утвердили заранее, срывов не было и политическая ситуация стабильна. Но есть проблемы, над которыми в следующем году депутатам придется серьезно подумать. И не только региональным.
- Политические итоги года - мы не допустили провалов в социальной сфере.
- А что касается вашей непосредственной работы – как сложилось законотворчество в уходящем году?
- Областная дума работает в определенных рамках. Есть круг законов, который обязателен. В первую очередь, это закон о бюджете и законы, связанные с социальной поддержкой населения. В 2012 году мы приняли 159 таких законов. При этом 25% являются полноценными законами, остальные – поправки, внесенные в связи с изменением федерального законодательства. Федеральный законотворческий процесс идет очень быстро, и на региональном уровне все должно соответствовать. В рамках нашей повседневной работы бюджет и его корректировка – самые важные направления, по которым мы работаем. В этом году бюджет был принят в первой половине декабря - до Нового года дали возможность всем районам области принять свои бюджеты и осуществить инвестиционную программу в районе и иметь на то поддержку областного и местного бюджетов. Параметры бюджета известны: 61 млрд доходов, 66 млрд расходов, 5 млрд с небольшим дефицит.
- Не кажется ли вам, что 5 млрд рублей – слишком большой дефицит?
- Хочу заметить, что мы все время исполняем бюджет на 100%. И этот дефицит в 5 млрд рублей не такой уж и большой. Дефицит допустим в 15%, у нас нет и 10%. Ситуация такова, что 77% расходов приходится на социальные нужды. Все, что могли выжать, мы выжали. Дальше - критическая цифра. 77% - для нас потолок, предел. Не можем больше увеличивать долю расходов на социальные нужды. Зарплату учителям повысили более или менее (средняя - 24 тыс. рублей). Среднемедицинскому персоналу - на 23% (до 12 тыс. рублей). Мы понимаем, что это мало, но больше пока не можем.
За рождение третьего ребенка региональная поддержка в размере 100 тыс. рублей. Только-только у нас показатель смертности и рождаемости сравнялись. Лет 10 до этого было падение. Миллионного мальчика родили, для многих пример – четвертый ребенок в семье. Мы практически закрыли проблему по ремонту жилья для участников войны. Дальше сироты – их 1758 на очереди. В 2013 году свое жилье появится у 350 ребят. Аварийное жилье. Я вообще думал, мы не вылезем из этой проблемы, но с помощью федерального центра понемногу выкарабкиваемся: четыре года работала программа, и в следующем году будет работать. Дальше – детские сады. У нас 4 тыс. мест не хватает в Воронеже. К 2015 году решить надо – минимум 20 садов. Где брать деньги? 700 млн рублей по договоренности губернатора с Дмитрием Медведевым нам выделит федеральный бюджет на строительство детсадов в Воронеже, в том числе и мы еще финансировать будем.
ЖКХ, тарифы, непрозрачность, управляющие компании – все это тоже поле деятельности нашего законодательного собрания. Пытаемся внести поправки в Жилищный кодекс, полагая, что все-таки рано отдали на откуп управляющим компаниям все, что связано с ЖКХ. Законодательство оставило власть в стороне от этой проблемы. В работу УК можно вмешаться только силовыми способами. Или губернатор вмешивается. Но это не метод решения проблемы - значит, в законе что-то не то.
- Одной из основных тем года стал никель…
- Никеля еще нет в Воронеже и, может, даже не будет. А буря в стакане есть. Еще надо доразведку произвести (а это минимум восемь лет), которую 30 лет назад делали. Если они поймут, что это затратно, они сами никогда сюда не придут. К серьезным делам должен быть серьезный подход. Если так, как копают в Финляндии, Швейцарии, то есть цивилизованно, то, пожалуйста, пусть копают. Если по-варварски, то я официально заявляю: здесь мы не дадим возможности построить фабрики по переплавке, комбинаты и т.д. Пока они не покажут, что будут делать, делать они там ничего не будут.
- Есть еще один масштабный региональный документ кроме бюджета – программа социально-экономического развития. Серьезные изменения в нем произошли за год?
- В программу социально-экономического развития включено 80 с лишним проектов. Один недавно исключили. Но не потому, что не хотели реализовывать. Просто мы в России не созрели еще до использования биоэтанола, производство которого предполагал проект. И инвесторы, видимо, пришли к таким же выводам и свернули проект. В целом программа развития живая и постоянно наполняется. Этот процесс продолжится и в следующем году.
- В марте облдума приняла законопроект, предусматривающий льготы для инвесторов, вкладывающих средства в экономику депрессивных районов? Потекли ли рекой инвестиции в эти районы?
- У нас во всех районах жизнь разная: где-то лучше, где-то хуже. Но работу всех районов будем оценивать по двум показателям: наличие КРС, что дает, как правило, рабочие места, и развитие предпринимательства. Затащить сегодня инвестора в район непросто. В Липецке подсуетились – создали зоны, где нет федеральных налогов. Мы попытались создать: на сегодняшний день заявок для реализации проектов в этих районах 24, но реально сказать, чтобы заработал закон – ничего подобного. Все инвесторы хотят под производство землю, а ее уже все поделили. И это самый большой тормоз, ведь все районы сельскохозяйственные. Закон сам по себе неплохой – мы дали инвестору удочку, дело за землей и условиями. Но надо «кружиться» вокруг этого закона, чтобы был толк. Я думаю, заработает.
- В нынешнем году заработал региональный дорожный фонд. По-вашему, хватит ли средств на решение всех дорожных проблем?
- У нас большая область и много дорог. Налоги, которые были до создания фонда, не были целевыми средствами. В дорожном фонде 6,5 млрд рублей. И для нас это большие деньги. Они будут розданы по муниципалитетам. Да, 6 млрд – большая цифра, но все равно нам этого мало. Нам надо хотя бы 15 млрд рублей. А где их взять, когда 77% расходов бюджета приходится на социалку? Но тем не менее с появлением дорожного фонда появилась возможность целенаправленно и планомерно заниматься дорожной деятельностью. У нас очень много аварийных мостов, нам нужны дороги. А другого источника решить эту проблему просто нет. Возможно, введение экологического сбора поможет. Такой сбор, судя по всему, появится.
- В 2012 году облдума приняла несколько законов, призванных облегчить жить малому и среднему бизнесу. Например, закон о патентной системе налогообложения… Серьезно ли помогут воронежским предпринимателям подобные документы?
- Закон по патентной системе налогообложения только принят. Поэтому говорить о том, пойдет он или нет, еще рано. Скажу одно: все методы хороши, чтобы повысить активность людей. Если по-честному, вот такой бизнес – чтобы сидеть в торговом центре на аренде и накручивать больше 100%, мы такой бизнес не должны поддерживать.
- А что мы можем сделать, чтобы не поддерживать?
- Вот, проходит промышленная выставка. Смотришь – на средних и малых предприятиях делаются вещи высшего мирового уровня: приборы, арматура, насосы и т.д. Сколько талантливых людей! При этом продают свой товар по относительно невысоким ценам. Если сравнить – в два-три раза дешевле, чем импортные аналоги. И мы приняли такой закон, чтобы уменьшить налоги с этих предприятий. Многое от государственной политики зависит, нет всеобъемлющего закона. Но мы будем это поддерживать в меру своих возможностей.
- Изменит ли что-то принципиально, по вашему мнению, закон о всенародных выборах губернатора?
- Закон прошел незаметно для общества, а он очень важен. И его принятие висело на волоске. Надо было изменить устав области, а для этого необходимо три четверти депутатского корпуса. 39 голосами мы приняли этот закон. Порог — 38. Я был против. Люди могут попасть на выборы противоречивыми лозунгами, авантюристы. И ведь могут даже избраться. Ну, а дальше что?