Воронеж. 28.12.2012. ABIREG.RU – Эксклюзив – Двумя историями можно проиллюстрировать одну из игнорируемых проблем российской демократии - сказкой «Волшебник Изумрудного города» и дискуссией о вступлении нашей страны во Всемирную Торговую Организацию, решение по которому стало одним из важнейших итогов уходящего года. Они позволяют дать ответ на вопрос, почему решения по значимым вопросам развития страны принимаются без учета мнения оппозиции, не прибегая к банальной ссылке на «авторитарность» правления.
В сказке описывается цивилизованный механизм достижения общественного согласия. Расшифруем аллегорию. Девочке Элли (правительство) с ее песиком Тотошкой (пресс-служба) надо вернуться домой из Волшебной страны (совершить модернизационный рывок), куда ее занесло ураганом («лихие девяностые», мировая рецессия и т.д.). Ей по дороге встречаются Страшила, Железный Дровосек и Лев (различные политические силы), у которых совсем другие желания - получить мозги, обрести любовь, стать смелым (разные приоритеты). Но эта кампания объединяет усилия, чтобы у всех все получилось (общая цель), доходит до Гудвина, Великого и Ужасного (пусть символизирует ВТО). Желания друзей в конечном итоге выполняются, причем, как понимает проницательный читатель, - прежде всего благодаря их собственным усилиям, а не чарам волшебника Изумрудного города. Ведь герои (при всем расхождении их интересов) подружились и сплотились вокруг общего дела.
Вторая история – дискуссия о вступлении в ВТО – являет противоположный пример общественного диалога, ибо нарушает заключенные в сказке принципы хэппи-энда: твой оппонент должен быть другом, а не врагом; вас должны сплачивать общие цели, несмотря на расхождение в приоритетах. Подобное представление возникает по итогам ознакомления с публичным обсуждением данного вопроса. Особенно ярко это высветится, если многочисленные комментарии о присоединении России к всемирной торговой организации свести к нескольким емким позициям.
Начнем с официальной: «22 августа 2012 года вступил в силу протокол о присоединении РФ к ВТО, цель которой – обеспечивать всем своим членам максимально благоприятный режим торговли друг с другом путем взаимных договоренностей. Членство в этой международной организации открывает возможность цивилизованно, в правовом поле отстаивать наши интересы».
Теперь то же самое сообщение - на язык левых сил (фракции КПРФ и «Справедливой России» в Госдуме проголосовали против ратификации упомянутого протокола): «22 августа 2012 года вступил в силу протокол о присоединении РФ к ВТО, созданной мировым олигархическим капиталом для более жестокой эксплуатации бедных стран богатыми. Экономическая политика, проводимая под диктовку транснациональной буржуазии, погубит и промышленность, и сельское хозяйство». Такая позиция по своей сути отталкивается от того, что российские власти – это «враг», стоящий на стороне «абсолютного зла», диалог с которым на основе общих целей и ценностей невозможен. Вместе с тем при ином, конструктивном подходе левые усмотрели бы в принятом решении повод для отстаивания собственных политических приоритетов (социальная справедливость, защита прав трудящихся и т.д.). Например, потребовали бы принятия дополнительных мер по поддержке высвобождаемых работников неконкурентоспособных производств, нормативного закрепления гарантий снижения цен на потребительские товары массового спроса благодаря снижению таможенных барьеров.
А вот версия националистических сил (ультраправые группировки активно устраивали митинги против вступления России в ВТО): «22 августа 2012 года вступил в силу протокол о присоединении РФ к ВТО, являющейся очередным «фасадом», за которым мировая закулиса добивается планетарного господства и порабощения России в соответствии с протоколами сионских мудрецов. Ротшильды, Соросы и Мердоки будут навязывать ненавистной им России проведение невыгодной ей экономической политики». Градус враждебности еще более высокий, возможности диалога ради достижений общей цели также не просматриваются. Хотя и у националистов есть «поле для маневра»: вступление в ВТО предполагает не только обязанность соблюдать международные нормы, но и влиять на их изменение, тем самым противостоя формированию «однополярного мира» или борясь с ГМО и прочими «подрывающими традиционный уклад жизни» феноменами.
Обратимся и к позиции либеральных сил (не выступили с публичной поддержкой правительства по данному вопросу, хотя переговорный процесс начали «демократы первой волны»): «22 августа 2012 года вступил в силу протокол о присоединении РФ к ВТО, призванной установить во всем мире цивилизованные торговые отношения. Но вряд ли с нынешним автократическим и коррумпированным руководством эта страна сможет выжать из такого решения максимальные выгоды». Либералы могли бы и поддержать этот шаг, против которого по существу им возразить вообще нечего. Но опять – стена враждебности и отрицание общей цели с «этим режимом».
Если исходить из интересов общества, а не отдельных политических фигур и структур, зарабатывающих на теме политические дивиденды, присоединение к международной организации представляется далеко не однозначным событием. Модернизация экономики требует социальных жертв. Но баланс негатива и позитива от вступления в ВТО на данный момент точному подсчету не поддается. И правительству, наверное, было бы на руку взвесить все «за» и «против» в диалоге с оппозицией, достигнуть определенного консенсуса, чтобы не брать на себя всю ответственность. Но дискуссия с тем, кто воспринимает тебя как врага и отрицает наличие у вас общих целей, никогда не приведет к компромиссу. Для оппонентов в присоединении к ВТО важна только «зацепка», чтобы пошатнуть положение находящихся у власти, а не отстоять собственные приоритеты и интересы в рамках общего дела по «спасению страны». Правительству остается единолично, «авторитарно» отвечать на стоящие перед страной вызовы. Поэтому, возможно, проблемой российской демократии является вовсе не отношение власти к оппозиции, как принято считать в «креативном классе». А, напротив, отношение оппозиции - к власти. Противникам «режима», судя по всему, не хватает того же, чего и героям упомянутой сказки – мозгов, чтобы аргументировано отстаивать свою позицию, сердца, чтобы любовь к Родине перевешивала ненависть к правительству, и собственные амбиции и смелости признавать иногда свою неправоту.
Стоит вспомнить еще об одном персонаже «Волшебника Изумрудного города» - вороне Кагги-Кар, которая играла в сказке роль «начальника связи». Для диалога правительства и оппозиции, разумеется, нужен такой посредник, как свободная пресса, которая и должна определять степень конструктивности и компетентности сторон. Некоторые региональные издания сделали свой вклад в освещение темы: «22 августа 2012 года вступил в силу протокол о присоединении РФ к ВТО, еще одной напасти для нашего «острова невезения», ведь Воронежская область пострадает больше всех: по расчетам экспертов, потери в объеме ВРП составят 70 млрд рублей, будет сокращено 140 тыс. рабочих мест, потому что промышленность региона «рагромлена», а надежды на инновации – всего-навсего «иллюзии». Здесь возникает вопрос, почему публицисты, посчитав решение о вступлении крайне значимой темой, подошли к ней как к какой-то «халтуре».
Во-первых, не разобравшись самостоятельно в вопросе, они просто ретранслировали чужие мнения. Под «экспертами», как выяснилось, подразумевался ресурс «ВТО-информ», крайне тенденциозно критикующий решение о вступлении в международную организацию - видимо, по заказу лоббистских структур. А под «расчетами», судя по всему, - драматизация ситуации вплоть до полного искажения: закроется ВАСО – минус столько-то миллиардов и столько-то рабочих мест (очень сомнительный посыл, если не сказать - абсурдный) и т.д. Во-вторых, авторы даже не задались главными вопросами: как региональные власти могут минимизировать издержки данного решения и предпринимают ли что-либо для этого. Не говоря уже об упоминании возможных выгод, связанных с такими «точками роста», как запуск в индустриальном парке «Масловский» предприятий, выпускающих продукцию с высоким экспортным потенциалом (например, трансформаторного завода корпорации «Сименс»). Или формированием целой «селекционной» подотрасли в областном АПК, призванной дать отечественным животноводам возможность успешно конкурировать с продовольственным импортом (первой ласточкой стал центр племенного скотоводства в Бобровском районе).
Гудвин, Великий и Ужасный, оказался совсем не страшным и даже не волшебником, особенно если снять зеленые очки, которые обязательно носить в Изумрудном городе. В нашем публичном пространстве более популярны «черные линзы». Но через них так же плохо видно реальные проблемы, как и через «розовые». А самое печальное – не просматривает хэппи энд в общественном диалоге.