Воронеж. 14.01.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Второй тур выборов мэра, внедрение которого инициировал воронежский губернатор Алексей Гордеев, станет референдумом о его поддержке. Несмотря на наличие в словах Гордеева про народовластие доли лукавства, нельзя не признать, что предложенная им схема действительно более демократична, она придает избирательному процессу и механизму формирования власти большую основательность, репрезентативность, а, соответственно, легитимность. С другой стороны, при идеальных для региональной власти раскладах она гарантирует поражение действующего мэра Сергея Колиуха и, кроме того, является защитой от дурака.
«Двухтуровая схема выборов позволит избранному главе города убедительно подтвердить свое право на управление Воронежем, ведь за него выскажется более половины избирателей, - заявил губернатор Алексей Гордеев, встречаясь с председателем Воронежской гордумы бизнесменом Владимиром Ходыревым. - К тому же она послужит гарантией от прихода во власть случайных людей, которые, используя вбросы и подкуп, могли бы серьезно повлиять на голосование. И, самое главное, двухтуровая система более демократична и отвечает принципам народовластия».
Нет никаких сомнений в том, что думское большинство, состоящее в «Единой России», поддержит инициативу губернатора Гордеева по введению новой схемы. Даже если повторится история Александра Зенина, которого депутаты только со второй попытки (как считается, с подачи бывшего вице-спикера Леонида Зенищева) утвердили руководителем городского управления муниципального заказа, вполне очевидно, что главу города воронежцы изберут не 8 сентября, а чуть позже.
Предложенная Алексеем Гордеевым схема действительно демократична, но - в современном понимании слова «демократия», являющегося не меньшим штампом, чем, скажем, фашизм. Вопреки общераспространенному заблуждению Адольф Гитлер был не фашистом, а национал-социалистом. В СССР миф про обыкновенный фашизм потребовался для того, чтобы у советского человека не возникло нездоровых ассоциаций с развитым социализмом-коммунизмом, который тогда строился.
Однако если быть до конца честным, двухтуровая система выборов не так уж и демократична. Точнее, совсем не демократична, как, собственно, практически любая система выборов в современном мире. Чтобы убедиться в обоснованности моего тезиса, достаточно напомнить передовой – в кавычках - венецианский опыт XVII-XVIII веков. Выборы национального, так сказать, лидера в Венеции проходили сложно. Из большого совета в несколько тысяч членов назначалась особая комиссия в 30 человек. Она отбирала девять кандидатов. Кандидаты, в свою очередь, назначали 40 человек, те 40 - других 12 человек, а те - 25. Из 25 отсеивалось 16. Оставшиеся девять выбирали 45 человек, из них отсеивалось 34. И только последние 11 выбирали наконец 41 избирателя, которые определяли правителя.
Но мы будем исходить из того, что Воронеж – не Венеция, да и на дворе все-таки не XVII-й и не XVIII век. Что Гордеев – далеко не демократ, а просто топ-менеджер с министерским опытом, и занимается он realpolitik. Поэтому надо признать: губернатор слукавил, когда заявил, что при двухтуровой системе за избранного мэра проголосует более половины избирателей. Опыт воронежских избирательных кампаний свидетельствует, что во втором туре к урнам придет в лучшем случае 20% горожан, имеющих право голоса. Электорат все-таки – не армия. Его и один-то раз будет сложно отмобилизовать, что уж говорить про два раза, особенно в силу слабой развитости в наших палестинах институтов демократии.
Если предположить, что явка будет низкой, как в 2004 году, когда выборы мэра Воронежа не совмещались ни с какими другими выборами (в 2008-м, к примеру, Россия выбрала исполняющего обязанности президента). А тогда она составила 31%. Но в 2004-м, как и в 2008-м, выборы были однотуровые. И даже при 60% у победителя в его поддержку во втором туре, исходя из общей численности избирателей в 809 тысяч, выскажутся 90-100 тыс. человек. То есть 12-16%. И для сравнения: за Колиуха в 2008 году проголосовало около 150 тыс. горожан.
Тем не менее, по словам политолога Владимира Слатинова, в политической науке модель с двухтуровыми выборами почти единодушно считается более репрезентативной и, следовательно, легитимной. «Система относительного большинства, когда в одном туре побеждает тот, кто просто опередил конкурентов и не набрал более 50% при умеренной, а тем более скромной явке довольно своеобразно отражает волю избирателей и при определенных обстоятельствах ее искажает, ведь победителем становится представитель арифметически большей доли, а не большинства, - утверждает господин Слатинов. - В условиях отсутствия минимального порога явки, как в Воронеже, подобная практика может вообще обрести комические формы».
«Двухтуровая система, - продолжает политолог, - выявляет фаворитов, и дополнительный раунд конкуренции между ними придает результатам голосования весомости. Она дает простор для коалиционной игры, для примыкания проигравших кандидатов к фаворитам, инкорпорирования в команды лидеров гонки представителей проигравших, что тоже придает избирательному процессу и механизму формирования власти большую основательность, репрезентативность и, значит, легитимность. Так что Гордеев в принципе прав, когда говорит о предпочтительности двухтуровой системы. Но власть в России так устроена, что те или иные политические и электоральные модели она использует не с точки зрения ценностей, а своих интересов. В воронежской ситуации двухтуровая схема позволит губернатору застраховать своего кандидата от неожиданностей в случае, например, выдвижения сильного соперника и активной политтехнологической игры на понижение».
Иными словами, в инициативе губернатора Гордеева есть здоровый прагматизм, завуалированный за словами про народовластие. Чего, кстати, он и не скрывает, заявляя про страховку от прихода к власти в миллионном городе случайных людей.
Всерьез претендовать на победу на предстоящих выборах, очевидно, смогут трое - Сергей Колиух, если он после публичного унижения со стороны губернатора решит баллотироваться на второй срок, креатура Гордеева (например, спикер Воронежской гордумы Владимир Ходырев, владелец мебельного холдинга «Ангстрем» Геннадий Чернушкин или директор областного департамента имущественных и земельных отношений Максим Увайдов) и консолидированный кандидат от оппозиции, если коммунисты выдвинут депутата облдумы бизнесмена Константина Ашифина, а «Справедливая Россия» окажет ему поддержку, вступив в коалицию с КПРФ.
Понятно, что при идеальных для региональной власти раскладах во второй тур выйдут нынешний мэр Колиух и креатура губернатора. И вот здесь – при грамотном использовании политтехнологий – отсеивается, сами понимаете, кто. Так что в краткосрочной инициативе инициатива Алексея Гордеева нацелена на отсечение действующего мэра, поскольку оппозиционного кандидата, вероятнее всего, нейтрализует Галина Кудрявцева или группа спойлеров. Впрочем, фактор пиарщика Олега Пахолкова, лидера реготделения «Справедливой России», тоже не стоит недооценивать.
Что касается долгосрочной перспективы, то двухтуровая схема, которая, по идее, серьезно затрудняет избрание мэром таких неоднозначных политиков, как флегматик Борис Скрынников или холерик Александр Ковалев, пожалуй, оправданна. При некоторых ее объективных минусах она сработает на интересы города.
«Можно предположить экзотический вариант, - рассуждает Слатинов, - если губернатор дистанцируется от поддержки кандидатов – во всяком случае, открытой, а во втором туре определится с тем, в чью пользу включить административный ресурс. В любом случае двухтуровая система дает Гордееву больше уверенности в собственном выигрыше и придает выборам легитимности. С последней у нынешней власти явные проблемы, так что предложение Гордеева вполне рационально».
Если исходить из версии, что инициатива губернатора направлена на поражение Колиуха, она, кроме всего прочего, свидетельствует, что у него нет серьезных оснований, чтобы убедить Сергея Михайловича не участвовать в выборах. Например, потому, что администрация президента не хочет складывать все яйца в одну корзину, исповедуя проверенную временем политику сдержек-противовесов. К тому же, зачистив администрацию города и гордуму от родноворонежцев, команда Гордеева уже получила власть в городе. Но Колиуху предъявить ей по факту нечего.
Так или иначе, а в наиболее двусмысленной ситуации накануне выборов оказалась «Единая Россия». В отличие от 2008 года, когда вопрос о поддержке Сергея Колиуха продавил на федеральном уровне бывший депутат Госдумы Александр Сысоев, сейчас у нее нет причин для его официального выдвижения. Колиух вроде как из клана родноворонежцев, пусть и частично разгромленного, друг Леонида Зенищева. Да и вообще выдвигать кого-либо в оппозиционно настроенном городе (на выборах в Госдуму в Воронеже КПРФ, набрав 32,9%, выиграла у «Единой России» с 30,7%) было бы равносильно медвежьей услуге - и в прямом, и в переносном смысле. Поэтому мне думается, что вариант, о котором сказал Слатинов, отнюдь не экзотичен. Мой прогноз состоит в том, что партия выдвинет Ходырева, а господин Чернушкин пойдет на выборы как независимый кандидат, хотя не исключено, что его поддержит, скажем, «Родина». Не случайно же в один день с Ходыревым Гордеев принял лидера реанимированной «Родины», депутата Госдумы от Воронежской области Алексея Журавлева. А в случае чего один из бизнесменов снимется в пользу другого.
Как и в истории с никелевыми протестами, при двухтуровой системе губернатор оказывается как бы над схваткой, в роли арбитра. От Штирлица мы знаем, что запоминается последнее слово, и его Алексей Васильевич, судя по всему, оставляет за собой. Тем боле, что избирательная кампания обещает много контрпропагандной грязи. Если все так и произойдет, второй тур станет по факту референдумом о поддержке Гордеева. Ему явно не хочется войти в историю политиком с имиджем Журавлева, по вине которого город не стал образцовым. И его понять можно.
Журналист Константин Чаплин: «Двухтуровая система выборов мэра Воронежа станет референдумом о поддержке губернатора»
14.01.2013, 13:08
Аналитика - Второй тур выборов мэра, внедрение которого инициировал воронежский губернатор Алексей Гордеев, станет референдумом о его поддержке. Несмотря на наличие в словах Гордеева про народовластие доли лукавства, нельзя не признать, что предложенная им схема действительно более демократична, она придает избирательному процессу и механизму формирования власти большую основательность, репрезентативность, а, соответственно, легитимность.
Комментарии 0
Самое читаемое