WorldClass

20 сентября 2024, 19:46
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Как видят Воронеж уехавшие в Москву специалисты?

17.01.2013 10:51
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Как выглядит сегодня Воронеж глазами чиновников, журналистов и «пиарщиков», уехавших за счастьем в Москву? Более аполитичным, чем ранее, по-прежнему консервативным и косным. Некоторые земляки  отмечают, что город освежился в плане архитектуры, другие указывают на информационный голод и отсутствие сенсаций, третьи скучают по его размеренности.

Воронеж. 17.01.2013. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Как выглядит сегодня Воронеж глазами чиновников, журналистов и «пиарщиков», уехавших за счастьем в Москву? Более аполитичным, чем ранее, по-прежнему консервативным и косным. Некоторые земляки отмечают, что город освежился в плане архитектуры, другие указывают на информационный голод и отсутствие сенсаций, третьи скучают по его размеренности. И, пожалуй, только уличные пробки и знакомые лица вокруг роднят эти два города, позволяя «москвичам» чувствовать себя как дома.

Нет связей – нет бизнеса

Некоторые уехавшие из Воронежа в Москву бизнесмены считают различия между предпринимательской деятельностью в этих городах иллюзорными. Ведь при ближайшем рассмотрении оказывается, что в Москве все то же самое, только на другом уровне.

Взять, к примеру, самое простое и яркое различие: степень завязанности бизнеса на отношениях. Понятно, что в провинции плотность отношений выше, чем в центре. «Воронеж в этом смысле вообще большая деревня: в любом пространстве, и реальном, и виртуальном, и на совещании в правительстве, и в престижном клубе, и в гламурном журнале – все знакомы, все друг с другом пили, каждый к тебе как-то да относится, – рассказывает управляющий партнер московской консалтинговой компании «Контакт-Эксперт», владелец консалтинговой компании «Столица» (Воронеж) Игорь Романов, – Первый вопрос – не что специалист умеет, а чей он человек. И это, безусловно, влияет на бизнес. Москва в этом смысле гораздо менее «субъективный» город. Настолько, что здесь даже принято в поисках нового сотрудника писать заявку в кадровое агентство, а не терзать знакомых вопросом «а у тебя нет хорошего бухгалтера»? Город, в котором людей интересует не твоя принадлежность к клану/касте, а твои способности и портфолио. И оценивают тебя сравнительно объективно, а не по «пацанскому» принципу «Ты в каком районе живешь? А Вована знаешь?». Для Воронежа понятие верхушки типа «бизнес-сообщество» означает для Москвы – ну, если не совсем малый, то, во всяком случае, очень-очень средний бизнес. А «наверху» – на настоящем «верху» – все так же: все друг друга знают, пили, спали, вопросы решаются не маркетингом, а звонком».

Получается, и в столице, и в Воронеже никто никого не пустит в серьезный (по московским меркам) бизнес, если нет достаточного ресурса отношений.

Купеческий город

Считается, что крупные деньги в Воронеже «крутятся» в строительном секторе. В частности, наглядные «движения» здесь связаны с открытием новых торговых центров. В то время, как за последний год новые производственные объекты, за исключением, наверное, Siemens, «Воронежсельмаш» и нового Подгоренского цементного завода, к сожалению, не появились. Поэтому выходит, уровень благосостояния горожан растет во многом за счет коммерческой деятельности. По данным Воронежстата, денежные доходы горожан на душу населения за последние пять лет выросли почти в 11 раз, составив в 2011 году 15,9 тыс. рублей. Интересно, что обыватели чаще всего оценивают этот уровень по количеству дорогих машин на дорогах.

«Для меня по-прежнему остается загадкой, за счет чего город живет? Ведь производство окончательно упало на колени. Тем не менее, если в 2005 году на дорогах Воронежа по большей части встречались «Жигули», то буквально за несколько последних лет, куда ни глянь – одни иномарками. Город заметно стал богаче. Появилось множество новых районов, торговых центров и гипермаркетов – «Ашан», «О,кей» и другие», – считает главный редактор московского издания «Мой район» (бывший воронежский собкорр «Комсомолькой правды» Алексей Синельников).

Известно, что Воронеж выглядит провинциальным и тихим по московским меркам городком с недоразвитыми инфраструктурой и промышленностью, но избыточным количеством торговых центров. В то время как Москва дает реальные возможности карьерного роста, но «давит» атмосферой соперничества и бешеной гонки, поэтому рассчитана для людей мобильных, стрессоустойчивых и главное – удачливых.

О воронежском консерватизме

О достоинствах и недостатках профессиональной деятельности в Воронеже бывшие его жители рассуждают с высоты своих успехов в Москве. Ведь неудовлетворенность именно с позиции самореализации, как правило, вынуждает перебираться с периферии в столицу.

«Воронежу, как и многим другим провинциальным городам, свойственна тяга все делать «по-старому». И в то же время я работала и до сих пор общаюсь с воронежцами, которые стараются перенимать и применять новые методики ведения бизнеса. Уверена, это непросто в среде консерваторов, – рассказывает экс-советник директора Агентства по инновациям и развитию Воронежа (сегодня – управляющий директор венчурного фонда Formula.VC) Рената Ахунова. Она считает, что невосприимчивость среды к нововведениям выталкивает новаторов. И это очень плохой тренд для регионов, поскольку любовь к малой родине «не должна и не может убивать стремление к личностному росту», а значит, люди, которые с удовольствием бы остались «дома», с высокой вероятностью покинут его по необходимости. Профессионализм не стоит на месте и обязательно должен развиваться и обновляться.

«Если руководство региона хочет растить и удерживать высокопрофессиональные кадры, ему необходимо быть примером. Среди субъектов РФ есть отличные регионы, помимо столиц, с которых можно брать пример», – добавляет госпожа Ахунова.

Видимо, Воронеж пока не входит в их число, раз специалисты уезжают и, спустя время, ничуть об этом не жалеют. «Скажу прямо, в Москве я получаю больше морального удовлетворения от работы, чем в Воронеже. Думаю, связано это с тем, что я могу видеть результаты своего труда – к примеру, количество и качество отремонтированных лавочек и тротуаров, очищенных прудов. Помимо этого я должен контролировать, насколько эффективно тратятся выделенные мэром средства, – бывший главный федеральный инспектор по Воронежской области (ныне – возглавляет управу района Чертаново Северное российской столицы) Павел Кораблев. – Моя деятельность в органах исполнительной власти Воронежской области заключалась в осуществлении контрольно-надзорных функций. И, понятно, результат труда не был нагляден, его нельзя было потрогать, оценить со стороны».

Очень часто в Воронеже, как и в любой другой провинции, не могут достойно состояться как профессионалы представители масс-медиа. Некоторые уехавшие в мегаполисы в поисках «настоящей» журналистики специалисты описывают ее, как более свободную и интересную с точки зрения наличия информповодов, чем в Воронеже.

«Журналистика на периферии значительно отличается от московской. Во-первых, тем, что там сильно ощущается пресс властей. Во-вторых, информационное поле гораздо меньше и слабее, в том числе из-за небольшой конкуренции среди СМИ. Работать в Воронеже было сложно, потому что не происходило ничего значимого в масштабах страны – ни хорошего, ни плохого», – рассказывает Алексей Синельников.

В противовес этому мнению другие эксперты отмечают неделимость журналистики на федеральную и региональную. Особенно, если учесть, что, зачастую, проблемы оказываются одними и теми же: например, степень открытости власти и компаний для прессы. Как выяснилось, она всегда индивидуальна для каждого предприятия и определяется руководством, в зависимости от его лояльности к СМИ в целом и конкретному изданию.

Толки о политике – дурной признак?

Существует мнение, что независимых СМИ в городе стало меньше из-за административного ресурса «сверху». «Я уезжала, когда команда Владимира Кулакова менялась на команду Алексея Гордеева. Четыре года назад контроль чиновников над «четвертой властью» был довольно высоким. Размер степени свободы прессы так же, как и в столице, обратно пропорционален величине издания. Все просто. Маленьким изданиям быть независимыми проще», – говорит главный редактор портала недвижимости RealEstate.ru Ольга Александрова (ранее работала в Воронеже в газетах «Комсомольская правда» и «Коммерсантъ»).

Вообще обосновавшиеся в Москве воронежцы считают, что горожане лет 20 назад были гораздо сильнее политизированы, чем сейчас, и всюду муссировали каждое высказывание и действие «народных избранников». Тогда как, по мнению господина Синельникова, маркер нормального благосостояния города – отсутствие разговоров о политике.

Вместе с тем, такое молчание может свидетельствовать также о тотальном равнодушии общественных масс к правящему политическому режиму, неверии в силу своего голоса как избирателя. Особенно это актуально для Воронежа, который входит в так называемый «красный пояс» страны.

Достоинства Воронежа, помимо «коня с яйцами»

Считается, что в российскую столицу уезжают самые амбициозные и талантливые провинциалы, желающие построить «настоящую» карьеру. И, попав в московские будни, здесь им в первую очередь приходится жертвовать комфортом и размеренностью провинциальной жизни.

«Москва есть Москва, со своими проблемами, крупными оборотами финансовых средств, бизнес сообществами, масштабными целями и задачами. Жить здесь тяжелее в плане удобства. В частности, вызывают дискомфорт транспортные проблемы с пробками из-за низкой пропускной способности. Единственно, столичные дворы мне кажутся все-таки более благоустроенными. Но я уехал из Воронежа в 2009 году, поэтому мне сложно оценивать и сравнивать его с сегодняшней Москвой», – говорит Павел Кораблев.

За относительную размеренность уклада оценил Воронеж и руководитель компании T-Systems в Воронеже Владислав Елисеев: «Недавно переехал в Воронеж и пока наслаждаюсь отсутствием перманентной атмосферы стресса».

Однако это же спокойствие города оборачивается против его жителей и туристов, когда касается темпов создания оригинальных архитектурных «шедевров». Новоиспеченные жители Москвы замечают, что Воронеж сильно отстает от столицы тем, что долгое время в нем не появляются примечательные и выдающиеся городские объекты.

«Воронеж стал более ухоженный, приобрел лощеный вид, помолодел, – делится наблюдениями господин Синельников. – От исторической части осталось всего несколько улиц в центре, остальное – по сути, весь Воронеж – фактически заново отстроенный после войны город. Тогда, кажется, люди потратили всю свою энергию на его восстановление. С тех пор, складывается такое ощущение, ничего яркого и запоминающегося не появилось. Чем город сегодня может удивить? Памятником «Ярыж», именуемым в простонародье просто – «Конь с яйцами»? Или «Котенком с улицы Лизюкова?».

Удивиться в Воронеже, действительно, сложно – разве только размеру уличных пробок и количеству мусора. А вот наслаждаться жизнью здесь – запросто. Для этого в городе есть все – старинные здания в центре, воронежский камерный театр, пожалуй, с лучшими для провинции актерами, романтичная набережная, «Каменный мост», памятники Петру I, Мандельштаму, Кольцову, Есенину, кинотеатр «Иллюзион», где показывают умный арт-хаус, футбольный стадион с огромной посещаемостью, множество прекрасных церквей и соборов и даже свой колоколитейный завод, известный на весь мир. От себя отмечу, что Воронеж уже потому по праву может считаться столицей Черноземья, что здесь дышится свободнее, чем в благоустроенных Белгороде или Липецке. Ибо чем больше город, тем больше внутренней свободы у его жителей.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0