WorldClass

20 сентября 2024, 19:48
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежской промышленности нужно побороть отсталость

11.02.2013 15:49
Автор:
Аналитика - Российская, да и воронежская промышленность медленно оправляется от последствий распада СССР - крупнейшей, по словам Владимира Путина, геополитической катастрофы XX века. Впрочем, если на федеральном уровне так и не стартовала модернизация в медведевском и индустриализация-2 в путинском варианте, то строительство под Воронежем «Масловского», пожалуй, сопоставимо с индустриализацией-1, пусть и в меньших масштабах.

Воронеж. 11.02.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Российская, да и воронежская промышленность медленно оправляется от последствий распада СССР – крупнейшей, по словам Владимира Путина, геополитической катастрофы XX века. Впрочем, если на федеральном уровне так и не стартовала модернизация в медведевском и индустриализация-2 в путинском варианте, то строительство под Воронежем «Масловского», пожалуй, сопоставимо с индустриализацией-1, пусть и в меньших масштабах. Локомотивами региональной промышленности служат не только внешние инвесторы (германский концерн Siemens или группа Suntero), но и местные холдинги – «Ангстрем» или «Молвест», развившиеся до уровня федеральных.

«Нужно совершить такой же мощный комплексный прорыв в модернизации оборонных отраслей, как в 30-е годы», - заявил в конце минувшего лета Владимир Путин на заседании совбеза. Отдельно президент подчеркнул, что Россия имеет последний шанс на индустриализацию промышленности, ведь ее отставание уже составляет около 30 лет. Новой возможности и новых средств не будет. Проекту с кодовым названием «индустриализация-2» (а может, даже и «3», учитывая масштабы послевоенного восстановления советской экономики) не хватает сплоченности общества, бизнеса и власти, чему мешают как внешние, так и внутренние системные факторы. Та же злополучная коррупция, те же административные барьеры. Наконец, прозападная ориентированность части российской элиты, в том числе бюрократии.

Хорошим поводом поговорить о проблемах российской экономики стала актуализация «Стратегии-2020». В ее воронежском аналоге, в частности, констатируется, что по ключевому показателю развития – валовому региональному продукту – Воронежская область занимает только 11-е место в Центральном федеральном округе. Отставание от Липецкой области составляет 1,8 раза, а Белгородской – 1,7 раза. Степень износа основных производственных фондов колеблется в регионе у отметки 50%.

Собственно, и без количественных показателей каждый воронежец сам в состоянии оценить глубину той ямы, в которой оказалась местная промышленность. Перестали существовать, к примеру, завод Калинина, «Упмаш» имени Ленина, оборонный концерн «Энергия». Многие производства, даже такие мощные, как Воронежское акционерное самолетостроительное общество или «Тяжмехпресс», нуждаются в серьезной модернизации и испытывают дефицит заказов. И если раньше общесоюзное значение имели выпуск в Воронеже телевизоров и радиоприемников, то сейчас город славен, к примеру, молочными брендами «Вкуснотеево» и «Иван Поддубный» от компании «Молвест» депутата Госдумы Аркадия Пономарева, мебелью группы «Ангстрем» Геннадия Чернушкина и холдинга «Мебель Черноземья» Николая Послухаева.

Продолжают сохранять свою специфику воронежский авиазавод, «Рудгормаш», НИИ связи, головная контора оборонного концерна «Созвездие», и двигателестроители - КБХА с Воронежским мехзаводом. Однако, занимая лидирующее место в округе по научному потенциалу, область отстает от признанных инновационных центров - Самары, Нижнего Новгорода и Новосибирска. В принципе, Воронеж относится к старопромышленным центрам России, которые слабо адаптированы к условиям развивающейся конкурентной среды. В регионе доминируют традиционные производства, основанные на четвертом технологическом укладе, а элементы пятого внедряются ограниченным, так сказать, контингентом. Более того, сложившая в Воронежской области структура промышленности ориентирована прежде всего на местные рынки, что ограничивает возможности интеграции предприятий в национальное – не говоря уж про мировое – экономическое пространство.

С другой стороны, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды степень износа инфраструктуры области выглядит оптимистичнее в сравнении с данными по России и ЦФО. Благодаря правильной федеральной политике, нацеленной на развитие России как энергетической сверхдержавы, строится Нововоронежская АЭС-2, а олигарх Аркадий Ротенберг вроде бы готовится утроить производство аммиака и наладить выпуск карбамидов на россошанских «Минудобрениях».

Что касается оборонного комплекса, то его будущее в Воронеже связано, конечно, с объединением КБХА и Воронежского мехзавода в единый холдинг. Речь идет о строительстве нового научно-производственного центра под Воронежем стоимостью 40 млрд рублей. Также нельзя забывать про перспективы строительства никелевого ГОКа под Новохоперском и активное развитие индустриального парка «Масловский».

Впечатляют замыслы группа Suntero, которая специализируется на производстве панелей, труб, модулей, ламп и лент, по созданию в «Масловском» 15 LED-заводов по выпуску светодиодной продукции. Недавно компания подписала договор с губернатором Алексеем Гордеевым. К 2015 году, согласно ряду исследований, на LED-технологиях будет основано 50% освещения в мире, к 2020 году - 75%.

Примечательны успехи группы «Ангстрем», являющейся одним из лидеров российской мебельной отрасли и демонстрирующей ежегодный рост продаж на 18-20%. Холдинг с шестимиллиардным оборотом осуществляет оптовые и розничные продажи в 81 регионе России (кроме Калининграда, Кабардино-Балкарии и Чечни), в Белоруссии, Литве, Казахстане и Украине. Собственная розничная сеть «Ангстрема», объединяющая 230 фирменных магазинов площадью до 300 кв. м, развернута в 70 городах. За два ближайших года Геннадий Чернушкин планирует в полтора раза увеличить число торговых точек - из расчета одна точка на 100 тыс. городского населения. Начато развитие сети гипермаркетов интерьера Hommy, их уже два – в Курске и Липецке.

Причем, что интересно, «Ангстрем», начинавший производственную деятельность с детского тренажера с характерным названием «Прыгунки», бросает вызов шведскому концерну IKEA. Концепция Hommy предлагает альтернативное икеевскому, но все же свое – комплексное и стилевое – решение жилого пространства. Хоть и в локальной сфере, а мы имеем системный инновационный подход со стороны бизнеса.

И самое главное: «Ангстрем», наряду с «Воронежсельмашем», Siemens, Suntero и Armax Group, выступает одним из ключевых резидентов индустриального парка «Масловский». Строящийся комплекс для изготовления корпусной мебели стоимостью более 2 млрд рублей рассчитан на переработку 4,5-5,3 тыс. кв. м плитного материала в смену. В него также войдет крупный распределительный центр.

Есть успешный пример федерального развития из другой сферы. Холдинг «Молвест» депутата Госдумы Аркадия Пономарева, основанный на базе молочного комбината «Воронежский», включает восемь предприятий в России и одно на Украине и входит в пятерку лидеров отечественного рынка. В ближайшие годы компания планирует построить новый молокозавод в Ульяновской области, а также минимизировать зависимость от поставщиков сырья, занявшись возведением молочно-товарных ферм.

Вообще, разведение коров – либо само по себе заразная штука (при длительных сроках окупаемости), либо губернатор Алексей Гордеев обладает каким-то особым даром убеждения. Но вот пошло крупнорогатое поветрие по воронежским палестинам. Молочным производством, явно используя кэш от продажи «Минудобрений», занялся сенатор Николай Ольшанский. Своя ферма (правда, с догордеевских времен) есть у того же Геннадия Чернушкина. Как мне кажется, несмотря на то что бизнес не имеет, по выражению Путина, национальности, в России все-таки появились отечественноориентированные бизнесмены, которые не мыслят категориями сиюминутной выгоды. Точнее, мыслят, но не только ими. Иное мышление демонстрировала разгромленная в прошлом году группировка «родноворонежцев».

На мой взгляд, «Масловский» следует рассматривать как один из первых этапов индустриализации-2, если и не в масштабах всей страны, то хотя бы в пределах конкретно взятой области. Если сравнивать с докризисным 2008 годом, рост промышленности составил в регионе 112,6%, тогда как в Российской Федерации – 103,7%. То есть Воронежская область демонстрирует неплохие темпы. А в 2012 году индекс промышленного производства, по данным Воронежстата, составил 129,4%. Наибольшие показатели были в сферах производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Динамику показали обработка и добыча полезных ископаемых.

Вместе с тем воронежскую промышленность продолжает лихорадить. В качестве примеров следует привести и затянувшийся процесс смены собственника на «Павловскграните», и простой с выходом на банкротство ЛВЗ «Висант», и финансовые трудности Евдаковского масложиркомбината, и уголовное дело владельца «Рудгормаша» Анатолия Чекменева, и неопределенность государства в отношении ВАСО, и фактически второй запуск одной и той же линии на шинном заводе. А после смерти Евгения Окулича-Казарина и продажи американской Kellogs холдинга United Bakers (торговая марка – «Любятово»), одного из лидеров российского рынка крекеров и готовых завтраков, заметно притормозилось его развитие.

Между тем воронежская «Стратегия-2020», включающая решение таких важных задач, как структурная и техническая модернизация регионального индустриального-аграрного производственного комплекса, формирование единого и взаимоувязанного с сектором реальной экономики научно-образовательного и инновационно-технологического центра, снова нуждается в актуализации. И прежде всего в свете последних посланий Владимира Путина. Нам, конечно, не привыкать ждать решений партии и правительства. Но главное – не упустить того самого шанса на индустриализацию-2, который действительно может оказаться последним.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0