Воронеж. 22.02.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Пресс-конференций, публикаций в СМИ и телесюжетов о безопасности доразведки никелевых залежей оказалось все-таки не достаточно для того, чтобы Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), став победителем конкурса на освоение месторождений, наконец-то приступила хоть к каким-то исследованиям. Хотя бы к взятию пробы грунта и воды на территории Новохоперского района. Как мы знаем, 8 февраля геологи, попытавшиеся сделать такие изыскания, были избиты активистами «Движения в защиту Хопра». Эмоции продолжают бить ключом и управлять ситуацией. Члены Президиума общественного совета по контролю за разработкой никелевых месторождений решили положить этому конец. Они взялись за составление меморандума о взаимопонимании. Уральская горно-металлургическая компания и члены Общественного совета совместно выработали принципы и подходы к организации работ на Еланском и Елкинском месторождениях никеля.
Документ до 1 марта остается подвижным, открытым для обсуждения и внесения поправок членами общественного совета. Нисколько не сомневаюсь, что замечания будут. Поскольку совет работает серьезно и активно и сам его состав (виднейшие ученые, законодатели, представители исполнительной власти Воронежской области, политологи, активисты общественных движений и организаций), без сомнения, отражает масштабность изучаемого вопроса. Но уже сейчас, на стадии рассмотрения, можно отметить, что в меморандуме есть ответы на самые острые вопросы жителей Воронежской области.
Самый главный, конечно, – зачем нам все это нужно?
«Успешная доразведка и освоение Еланского и Елкинского рудопроявлений откроют новую страницу в истории Воронежской области, – записано в меморандуме. – С учетом других перспективных рудопроявлений добыча никеля в регионе имеет перспективы работы на период более 100 лет. Это позволит создать целый производственно-технический и научно-исследовательский комплекс, мощную, современную отрасль промышленности, обеспечить интересную работу и достойную жизнь жителям Воронежской области на несколько поколений вперед».
Как не раз подчеркивал председатель общественного совета Николай Михайлович Чернышов, прежде чем говорить громкое «Нет!», надо хоть немного узнать суть. А она заключается в том, что в мире никеля мало, во многих местах он уже отработан, а там, где еще есть, ведутся его разработки даже при очень низком содержании, финны сейчас переходят к добыче при содержании 0,3%. А у нас содержание никеля в руде составляет до 2,1%, это очень высокий показатель. Никель используется в 3 тыс. сплавов, при его добыче в Воронежской области обязательно найдут еще и медь, и серебро, и кобальт, и палладий, и платину. Не воспользоваться этими возможностями просто нельзя. Воронежская область – в основном сельскохозяйственная, а благодаря разработками Еланского и Елкинского месторождений мы сможем создать совершенно новое направление в ее развитии. В довершение этой мысли приведу еще один пример.
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев на одной из встреч с ведущими журналистами региона, отвечая на многочисленные вопросы о возможности разработок месторождений, заметил, что «антиникелевое» начало этого проекта его лично очень удивило. Еще не проведено никаких доразведывательных работ, а уже потоком полилась негативная информация а-ля «А нам не надо». «В любой стране мира, – заметил губернатор, – известие о том, что на ее территории обнаружено и может быть разработано какое-то месторождение, воспринимается совсем иначе, с учетом всех возможностей подъема экономики, развития производства и как следствие – повышения уровня жизни».
Пресс-служба УГМК недавно сообщила, что в Новохоперском районе будет создано 4 тыс. новых рабочих мест. Средняя зарплата составит 30 тыс. рублей. Общие налоговые поступления в бюджеты Воронежской области от всех субъектов экономической деятельности в рамках проекта освоения месторождений составят 3-3,5 млрд рублей ежегодно. Уже сегодня компания готова выделить 240 млн рублей на строительство любого социального объекта для Новохоперска.
В проект меморандума о взаимопонимании не были включены никакие масштабные показатели. Это и понятно: когда речь идет о договоренности относительно согласованных действий, важно все-таки научиться управлять эмоциями. Пожалуй, это самое главное на современном этапе. И поэтому меморандум о согласованных действиях дает ответ на вопрос, насколько добыча никеля будет безопасна для экологии Новохоперского района. Читаем: «Сохранение уникальной экологии в районе проведения работ является абсолютным и неоспоримым приоритетом для Уральской горно-металлургической компании». УГМК представила Общественному совету тексты разделов «Охрана окружающей среды» из проектов поисково-оценочных и разведочных работ, получивших положительные заключения государственных экспертиз. Из этих документов следует, что имеющиеся у УГМК технические, строительные и организационные решения являются в основном достаточными для обеспечения производства работ в рамках природоохранных нормативов.
На сегодняшнем этапе достигнута абсолютная договоренность, что добыча руд будет производиться исключительно подземным (шахтным) способом, без использования открытых карьеров. В принципе, УГМК всегда говорила именно об этом методе. Во всех своих выступлениях и Николай Чернышов настаивал на этом. И тем не менее закрепленная в меморандуме отдельная статья, надеюсь, может успокоить многих не очень сведущих в этом вопросе людей и уже не будет «козырем» в руках «псевдоактивистов -экологов», пророчащих экологическую катастрофу и гибель всего живого. По поводу водоносных горизонтов. Проходка шахтных стволов будет осуществляться с использованием метода заморозки грунтов, что обеспечит полную неприкосновенность водоносных горизонтов. Изменения уровня подземных вод не будет. Для обеспечения безопасных условий ведения добычи полезного ископаемого под водоносными горизонтами верхней гидродинамической зоны и минимизации ущерба запасам питьевых подземных вод в кровле рудных тел будут отстроены предохранительные целики, запасы руд в которых будут законсервированы.
Для защиты горных работ от минерализованных подземных вод проектом будет разработана система осушения рудно-кристаллического водоносного горизонта и утилизации минерализованных дренажных вод методом обратной закачки. Проектом будет предусмотрено создание развернутой системы мониторинга окружающей среды с информированием государственных организаций и общественности.
Ну и наконец, о санитарной зоне. В соответствии с государственными санитарными нормативами, санитарно-защитная зона ГОКа (территория, на которой предприятие может оказать влияние на окружающую среду) не превысит 500 м в радиусе. За пределами санитарно-защитной зоны влияния предприятия на окружающую среду не будет. Предприятие будет иметь систему замкнутого водооборота. Сброс загрязненных вод в поверхностные объекты будет исключен.
Абсолютно исключено и металлургическое производство на территории Воронежской области. Обогащенные руды в форме медно-никелевого концентрата будут направляться для дальнейшей переработки на новое предприятие в Свердловской области. Плавки концентратов, выделений и выбросов серы, кислотных дождей, загрязнений черноземов и природных вод в Воронежской области не будет.
В соответствии с действующим законодательством, проект строительства горно-обогатительного комбината до его утверждения в 2016 году пройдет обязательную государственную экологическую экспертизу, госгеолэкспертизу, экспертизу промышленной безопасности и главгосэкспертизу, а также общественные слушания в рамках оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
ООО «УГМК-Холдинг» обязуется ежеквартально предоставлять правительству Воронежской области и Общественному совету информацию о состоянии проводимых работ и охране окружающей среды.
Проект меморандума будет готов к подписанию первого марта. Среди всех документов, разрешающих и регламентирующих работу УГМК на территории Новохоперского района, он все-таки будет самым важным именно для населения Воронежской области. Там, где заканчивается противостояние, как правило, начинается конструктивная работа, в данном случае – научные исследования, которые на крупнейшем в Европе месторождении никеля начинались и в семидесятых, и в восьмидесятых годах, но так ни разу и не были завершены.