Конезавод сокращает поголовье лошадей
Ещё один бренд нашего региона грозит уйти в прошлое. Знаменитый на всю Россию Хреновской конезавод, единственное предприятие, занимающееся разведением орловских рысаков, планирует значительно уменьшить численность табуна. Причина - содержать лошадей стало невыгодно. А новым хозяевам уникальной конюшни не до филантропии.
И если при графе Орлове, создателе эксклюзивной породы, в Хреновом содержался табун в 4000 голов, в советское время - в 1500, то скоро, по видимости, счёт пойдёт на десятки. По крайней мере, в 2005 году, когда предприятие было приобретено в частную собственность современным инвестором, оно насчитывало 450 лошадей, а сейчас - 270. И в течение этого года поголовье должно сократиться до 200.
В прошлом году конезавод распродал почти всех арабских скакунов, теперь очередь за орловскими рысаками - гордостью и славой Воронежской области.
Государство не поддержит?
Настроение у жителей близлежащих посёлков Хреновое и Слобода нерадостное.
- 200 лет конезавод работал: и при царях, и при коммунистах. А сегодня от него почти ничего не осталось, - грустят селяне. Работу в этих местах найти не так уж легко
Сейчас предприятие принадлежит Андрею Бесхмельницкому, гендиректору «Данон-Юнимилк» - производителю молочной продукции. Конезавод и выживает, в основном, за счёт коровьего стада и растениеводства.
- Растениеводство приносит компании основную долю прибыли, - соглашается Сергей КОБЯКОВ, и.о. гендиректора ЗАО «Хреновской конезавод». - При этом наше предприятие «съедает» около 30 млн руб. в год. Коневодство сегодня не рентабельно.
Не удивительно: во всём мире отрасль развивается благодаря государственной поддержке, которая у нас составляет смешные 3000 руб. на матку в год. А в 2008 году отечественное коневодство подкосил закон о регулировании игорного бизнеса. Воду выплеснули вместе с жеребёнком. Тотализатор был приравнен к азартным играм и запрещён везде, кроме специально выделенных зон. А между тем именно на доходы от тотализатора и существуют конные заводы по всему миру.
Обещают сохранить
Но если орловские рысаки всё-таки частично отрабатывают свой овёс, выигрывая бега, то разведение воспетого поэтами арабского скакуна признано совершенно бесперспективным. В России плохо следят за чистотой породы. В итоге, эти удивительно изящные, но не самые сильные кони не могут соревноваться с полукровками -потомками арабов и лошадей других пород, которых разводят в своих конюшнях бизнесмены-любители.
Тем не менее, как уверяют на предприятии, сокращение поголовья - лишь оптимизация: орловский рысак будет сохранён. Как рассказала Татьяна КАЛУГИНА, зоотехник, конезавод стремится к тому, чтобы оставить 60 маток и 70-80 производителей. При этом планируется принципиально изменить профиль: не выращивать жеребёнка до 4-5 лет, а выставлять его на продажу уже шестимесячным.
Курсирующие слухи о сокращении сотрудников руководство не подтверждает. Увольнять некого: конезавод испытывает кадровый голод. На конной части трудятся 72 человека, большинство - пенсионеры. Зарплата всего 8 тыс. Люди покидают конезавод быстрее, чем лошади.
Юрий Голубь
АиФ-Черноземье, №10, 6 марта 2013 года.