WorldClass

01 октября 2024, 07:11
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

BMW 5

АиФ-Черноземье // Мне бы в небо...

17.04.2013 18:08
Останется ли Россия космической супердержавой? Большинству из нас космос знаком скорее по фантастическим романам, чем по научным исследованиям. Насколько мы близки к тому, чтобы отправляться в путешествие на другие планеты? Какую роль в ракетостроении нашей страны играет Воронеж? Почему мальчишки сегодня не стремятся быть космонавтами? Об этом и многом другом мы спросили Юрия Сасина, кандидата экономических наук, первого заместителя гендиректора «Конструкторского бюро химавтоматики» (КБХА).

Останется ли Россия космической супердержавой?

Большинству из нас космос знаком скорее по фантастическим романам, чем по научным исследованиям. Насколько мы близки к тому, чтобы отправляться в путешествие на другие планеты?

Какую роль в ракетостроении нашей страны играет Воронеж? Почему мальчишки сегодня не стремятся быть космонавтами? Об этом и многом другом мы спросили Юрия Сасина, кандидата экономических наук, первого заместителя гендиректора «Конструкторского бюро химавтоматики» (КБХА).

Космоколыбель

- Юрий Евгеньевич, можно ли назвать наш город колыбелью отечественной космонавтики?

- Насчёт колыбели я бы не говорил, Калуга обидится (улыбается. - ред.). Ракетно-космическая техника - это не только двигатель, а ещё и система управления, и спутники, и многое другое. Воронеж - это мощный двигателестроительный центр. В России более крупных, пожалуй, и нет.

- Какую роль в развитии космонавтики сыграл Воронеж?

- К Луне летали на наших двигателях. Но, конечно, самое значимое - это первый полёт человека в космос. Гагарин выходил на орбиту на нашем двигателе. Сейчас все пилотируемые пуски, которые проводятся в стране, осуществляют с помощью наших двигателей. Основная масса боевых ракетных комплексов также оснащена жидкостными ракетными двигателями нашей разработки.

- А какие направления ракетостроения развиваются у нас сегодня?

- Одно из направлений - это замена компонентов топлива. Если раньше использовались достаточно вредные компоненты, которые плохо влияют на здоровье людей, атмосферу, экологию, то на смену им приходят экологически чистые жидкий водород, метан. Последний достаточно дешёвый и перспективный.

- Хватает ли работы на предприятиях вашего профиля сегодня? Насколько активно страна использует воронежский потенциал?

- У нас другая забота: количество заказов превышает наши возможности. Мы достаточно активно занимаемся техническим перевооружением, реконструкцией, потому что в новых разработках заложены идеи и технологии, которых раньше не было.

В советские годы, когда проектировали мощности заводов-изготовителей, одна ракета выводила одну полезную нагрузку, грубо говоря, один спутник, который работал на орбите сравнительно недолго. Сейчас одна ракета выводит несколько спутников, и срок их действия доходит до 15-20 лет. Техника совершенствуется, поэтому мощности заводов надо пересчитывать. Я думаю, что космонавтика придёт к тому, что мы будем строить новые промышленные площадки. Потому что та база, которую мы имеем, уже устаревает - многим заводам по 50-70 лет.

Перейдём на автомат?

- Хватает ли в настоящее время кадров, каково их качество?

- Молодые люди идут к нам достаточно активно. В ВГТУ есть кафедра ракетных двигателей, которая каждый год выпускает порядка 25 узких специалистов. Есть настоящие самородки, но попадаются и такие, что плакать хочется. Пусть это прозвучит нескромно, но, чтобы двигаться вперёд, нам нужны не просто специалисты среднего уровня, а таланты, которые могут придумать то, что не придумают другие.

- А вообще охотно молодёжь идёт в эту профессию?

- Кадровая проблема скорее не в инженерно-технических специалистах - их достаточно, а в рабочих. Раньше была так называемая смычка между городом и деревней: в деревенских семьях было по 5-7 детей, все они рвались в город, шли в училища, устраивались на работу. Сейчас в деревнях подпитки нет. Люди сегодня тоже изменились - они не хотят быть рабочими, считают, что это не престижно.

И здесь опять же стоит сказать о техническом перевооружении, о «безлюдных» технологиях. Маловероятно, что вдруг откуда-то возьмутся токари, слесари. Будущее за автоматизированным производством.

Куда ушла романтика?

- Воронеж дал миру двух космонавтов. Но сейчас романтика этой профессии утеряна. На ваш взгляд - почему?

- Романтика вернётся, как только мы начнём осваивать дальний космос. Разработки для этого ведутся уже сейчас. Еще в прошлом веке мы создали ядерный ракетный двигатель, технологии которого нужны для дальних межпланетных перелётов, есть проекты лазерных ракетных двигателей, а также электроракетные двигатели, способные разгонять космические аппараты в дальних экспедициях.

- Когда-то наша страна была космической супердержавой. А что можно сказать о её современном положении?

- Почему была? Она и есть! Другое дело, что подтянулись и другие. Мы же не можем запретить им делать ракеты. В своё время мы вместе с американцами ушли далеко вперёд, постепенно в «космос» включились европейские страны, а затем и азиатские. Это закон прогресса, мы не сможем это остановить. По конструкторским разработкам, по характеристикам ракетных двигателей мы точно не отстаём от других.

- Есть мнение, что ВТО ударит, прежде всего, по наукоёмким и высокоточным областям.

- Я считаю, что ВТО опасно для тех направлений, где наша страна не конкурентоспособна. Например, автомобилестроение. Если к нам придёт беспошлинная торговля машинами, то никто не будет покупать наши авто. А что ВТО может сделать нам в космонавтике? Мы будем продолжать работать так же, как и раньше.

Досье

Юрий Сасин родился 25 мая 1961 года в Воронеже. С 1983 года прошёл в КБХА путь от инженера до первого заместителя генерального директора по экономике и финансам. Награждён знаком Федерального космического агентства «За международное сотрудничество в области космонавтики», орденом Юрия Гагарина от Федерации космонавтики России.

Елена Деревянкина
АиФ-Черноземье, №16, 17 апреля 2013 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0