СМИ облетела новость: в Воронежской области вдруг подешевело горючее на автозаправочных станциях одной из крупнейших нефтяных компаний России! Но вряд ли это станет началом снижения заоблачных цен на топливо в регионе в целом
Независимые эксперты объясняют факт удешевления бензина не щедростью коммерсантов, а падением мировых котировок на нефть. Скорее всего, это временное явление, поскольку у российского рынка «своя особенная поступь», а Премьер-министр Дмитрий Медведев недавно признал: «Если говорить о ценах и таких дешёвых видах альтернативного топлива, как сжатый и сжиженный газ, то надо честно признать: мы здесь почти ничего не делаем. А ведь есть мировые тренды, и мы не должны их больше игнорировать».
«Долгое время наш рынок жил сам по себе, - говорит эксперт Валерий Семикашев. – Ныне он становится более конкурентным: торговцам нефтепродуктами приходится гибче устанавливать цены».
«Рынок сейчас иной и в силу того, что усилилась роль биржи, - уточняет руководитель УФАС по Воронежской области Владимир Рохмистров. – Ныне действует совместный приказ ФАС и Минэнерго, обязывающий доминирующие на рынке компании продавать фиксированную часть продукции через биржу».
Однако рынок рынком, а существует ещё и Минфин РФ, который не намерен «пускать всё на самотёк, поскольку объёмы поступлений в дорожные фонды не должны снижаться». Чтобы пополнить эти самые фонды, надо повысить акцизы на бензин четвертого и пятого классов, считают в ведомстве. Но ведь следом пойдут в рост и цены на заправках! С января акцизы на бензин и дизтопливо и без того выросли на 4,7 процента, а во втором полугодии планируется повысить их ещё на 11,8 процента. Это аукнется ростом цен на бензоколонках минимум на 12-14 процентов.
«А что делать? – пишет в своём блоге глава Минфина Антон Силуанов. – Минэнерго хотело простимулировать производство топлива высокого класса, но из-за этого произошёл перекос в ставках между бензином марок евро-3, евро-4 и евро-5. В итоге общий объём поступлений в дорожные фонды за три года может сократиться на 100 миллиардов рублей».
А что же Минэнерго? Оно недовольно намерением Минфина повысить акцизы на бензин четвёртого и пятого класса.
«Мы анализируем ситуацию, смотрим, как она отразится на отрасли и потребителях, и в ближайшее время сможем обсудить её с нашими коллегами из Минфина», - сказал в интервью «РГ» заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов.
А вообще-то, рост акцизов на топливо класса евро-4 и евро-5, который запланирован на 1 июля, не приведёт к резкому взлёту цен на АЗС, уверен господин Молодцов. Увеличение по евро-5 составит «всего лишь» около 10 процентов, по евро-4 – и вовсе 5 процентов. К 2016 году Россия должна перейти на топливо экологического класса евро-5, и замминистра полагает, что этот срок сдвигаться не будет.
Между тем, нет способа, с помощью которого можно повысить налоговую нагрузку на тот или иной продукт и при этом не увеличить его цены в рознице.
Более того, практически в любом продукте есть так называемая топливная составляющая. И рост цен на бензин в итоге подстегнёт инфляцию, заметно опустошит кошельки россиян.
В любом случае, воронежцам не позавидуешь хотя бы потому, что наш регион уже сейчас имеет цены на бензин, которые мало чем отличаются от цен московских.
Да, по количеству автомобилей на каждую тысячу человек мы почти не отстаём, но среднемесячная зарплата в столице в 2012 году составляла 47876 рублей, а в Воронежской области – 19831 рубль.
«Выход всё же есть, хотя он и затратный по времени и финансам, - считает ветеран труда из Воронежа Виктор Николаевич Волков. – Надо наладить производство в регионе альтернативного топлива. Я даже обращался по этому поводу с конкретными разработками и предложениями в областное правительство. Но там, как я понимаю, сейчас делают ставку на привлечение в субъект Федерации мощных топливных компаний - чтобы они имели у нас свои головные офисы, заключали договора на прямые поставки топлива сельхозпроизводителям, делали свои инвестиции в производство оборудования и горючего на воронежских предприятиях. Всё это хорошо, но ведь Премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев ставит вопрос иначе…»
Наш читатель имеет в виду выступление Председателя Правительства РФ на апрельском выездном совещании, которое состоялось на Горьковском автомобильном заводе. Премьер высказался за целевые программы по строительству газозаправочных станций и спецмастерских, предоставление налоговых льгот и многое другое, касающееся региональных и муниципальных властей.
«Переход на дешёвое альтернативное топливо способен изменить ценовую ситуацию, - сделал вывод Дмитрий Медведев.– И в этом смысле мы должны использовать этот переход как наше естественное конкурентное преимущество с учётом наших газовых возможностей. Я дам соответствующие поручения и надеюсь, что это будет фактором повышения конкурентоспособности экономики страны в целом».
Мне почему-то кажется, что всем нам надо набраться терпения и держать наготове кошелёк с солидной «бензиновой» заначкой.
Николай Старых
Коммуна, №58 (26080), 26.04.2013 г.