WorldClass

01 октября 2024, 04:37
Экономические деловые новости регионов Черноземья

BMW 5

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

De Facto // Удержаться на плаву

15.05.2013 14:24
Рынок частных и государственных бассейнов в регионе растет. Будет ли удовлетворен спрос? У руководителя программы MBA-Intensive in fitness Государственного университета управления (Москва) Ольги МАЛЫГИНОЙ от посещения воронежских бассейнов остались противоречивые впечатления: - Есть вполне достойные проекты в премиум-сегменте. правда, в некоторых из них технологии и оборудование устарели.

Рынок частных и государственных бассейнов в регионе растет. Будет ли удовлетворен спрос?

У руководителя программы MBA-Intensive in fitness Государственного университета управления (Москва) Ольги МАЛЫГИНОЙ от посещения воронежских бассейнов остались противоречивые впечатления:

- Есть вполне достойные проекты в премиум-сегменте. правда, в некоторых из них технологии и оборудование устарели. а вот в бассейне одного из фитнес-клубов «средний - средний плюс» вода цвела!
На волне

В прошлом году в Воронежской области было открыто сразу 5 новых бассейнов: 2 в районах области (Аннинский и Подгоренский) и 3 в Воронеже:

■ первый в городе открытый бассейн — при теннисном клубе «Адмирал». Площадь 7 х 20 м, очистка с помощью хлора;

■ бассейн при велнес-клубе «Янтарный» 5 х 20 метров, очистка песчаными и угольными фильтрами, озонирование;

■ бассейн в фитнес-клубе Alex fitness 10 х 25 метров, очистка гидрохлоридом.

Теперь, по данным Управления физической культуры и спорта Воронежской области, в регионе 64 бассейна, из них 44 в Воронеже. Тренд налицо — увеличение количества прежде всего частных бассейнов.

Нырнуть на глубину

С чем связан такой всплеск предложения на рынке? Рассмотрим основные причины тренда.

Причина 1. Бассейн — эффективный инструмент для конкурентной борьбы в других спортивных проектах. Практически все из новых бассейнов появляются при фитнес-клубах. По мнению экспертов, такой комплексный подход помогает привлечь гораздо больший трафик посетителей.

— Да, это дорогостоящий проект, — говорит Ольга Малыгина. — Но при росте конкуренции в фитнес-индустрии потребитель выберет только тот клуб, где есть и бассейн.

Владелец теннисного клуба «Адмирал» Геннадий ПАНТЕЛЕЕВ открыл свой бассейн как дополнительный элемент к своему спортивному комплексу:

— Водные процедуры — хорошее средство восстановления после занятий теннисом. Поток клиентов должен возрасти благодаря тому, что они смогут получить все услуги в одном месте.

Причина 2. Неудовлетворенный спрос. Несмотря на всплеск на рынке, наша область, по данным Управления физической культуры и спорта Воронежской области, обеспечена бассейнами всего на 9,2% от нормативов. Однако, по оценкам замдиректора Областного совета профсоюзов Сергея ШЕВЧЕНКО, дело даже не в количестве:

— Бассейнов недостаточно. Но при этом все равно необходимо бороться за потребителей. Дело в качестве.

О том, что потребители думают о качестве предложения, мы поговорим ниже.

Причина 3. Мода на здоровый образ жизни. Сергей Шевченко говорит, что повышение спроса на услуги бассейнов — это еще и дань моде:

— Первые лица страны рассказывают, что начинают день с бассейна. После этого ходить в бассейн или даже открыть свой собственный для некоторых — имиджевый момент.

Заболачивание

Вместе с тем на рынке бассейнов наблюдаются проблемы роста. Какие они?

Проблема первая. Мало бассейнов с возможностями для профессионального плавания

— Многие из вновь открытых объектов даже не бассейны, а отдельные короткие плавательные дорожки, — делится наблюдениями Сергей Шевченко. — Не меньше же половины посещающих бассейн «Спартак» — это обучающиеся плаванию в ДЮСШ и спортсмены в прошлом на профессиональной основе, которым нужны бассейны, соответствующие стандартам — с дорожками длиной не менее 25 м.

Также эксперт подчеркивает, что далеко не все фитнес-клубы с бассейнами сертифицированы для обучения и проведения соревнований.

А вот что говорят потребители. Приведены отзывы с Большого воронежского форума (орфография и пунктуация сохранены).

BEER MARKET: «По моему мнению у нас городе на сегодняшний день существует всего 3 нормальных спортивных бассейн , Факел. Дворец на Димитрова и Спартак. Все остальное купальни, толком не поплаваешь , дорожек нет и молодежь по углам зажимается, достаточно высокая температура воды, что с одной стороны безусловно комфортно, но способствует стремительному размножению бактерий, от чего опять же замечательно спасают ударные дозы хлора».

Проблема вторая. Отсутствие качественного предложения в сегментах «эконом» и «средний»

Цена одного часа плавания в «Спартаке» — от 200 рублей. В прайм-тайм — 300. В «Адмирале» минимальное продаваемое время — 2 часа по общей цене 450 рублей.

— В США и Европе бассейнами пользуются 25% населения, — рассуждает Ольга Малыгина. — В городах, сопоставимых с Воронежем, — всего 3-4%. Это связано с покупательской способностью. Только муниципальные бассейны с социальными льготами доступны основной массе населения. Фитнес-центров с бассейнами, рассчитанных на «эконом» и даже «средний», нет. Это объяснимо высокими затратами на строительство и содержание бассейнов.

Проблема третья. Низкий уровень сервиса

Но даже в бассейнах, которые можно отнести к сегменту «средний плюс», качество не всегда устраивает потребителей.

Mr. Pepper: «Сантехника несовременная, душ как в армейской бане, ключи от шкафчиков на аптечной резинке с нарисованным фломастером (!!!) номером, вода в бассейне холодная, играет непонятная оглушающая музыка, очень темно. Бассейн мелкий и короткий, в таком только детей учить плавать, сам удовольствия от плавания точно не получишь. Доставила ситуация с фенами: стационарных нет, нужно идти самому в плавках брать обычный фен на стойке администратора и шлепать обратно к раздевалке. И все это за очень приличные деньги. Больше туда ни ногой».

Проблема четвертая. Низкое качество в сегменте детских бассейнов

Он, на наш взгляд, заслуживает отдельного внимания. Вот какие эмоции вызывают у родителей посещения таких спортивных объектов.

Ирина: «Отвратительный бассейн! грязный и совковый! и отношение тренеров аналогичное!!! работают по принципу: мы одни в Воронеже, никуда не денетесь, придете!!! Нравится ребенок или мама— вымолвят словечко, не нравятся — могут все занятие у себя в каморке просидеть!!! Может, они и профессионалы, но человеческий фактор отсутствует напрочь!!! Я сама своего ребенка плавать научила, училась у других мамочек, которым повезло больше и до них снизошли!!!»

Цена воды

Может ли сложившаяся ситуация на рынке (рост предложения) бассейнов быть связана со стоимостью строительства и эксплуатации этих объектов?

Рассмотрим структуру расходов на строительство бассейна (цифры приведены по оценке Ольги Малыгиной):

■ само строительство объекта с оформлением разрешения на него (30 тыс. рублей на кв. м),

■ оснащение и оборудование (сушки, системы очистки, тренажеры для водных занятий),

■ отделка,

■ предзапуск (затраты на подбор и обучение персонала, разработка программ),

■ маркетинг.

Последние 4 пункта вместе — еще минимум 40 тыс. рублей на кв. м. При этом если затраты на строительство примерно одинаковы для всех сегментов, то остальные пункты могут сильно варьироваться по цене. Общая стоимость 70 тыс. рублей на кв. м — это далеко не предел. Таким образом, на бассейн средней вместимости затраты составят около 70 млн рублей.

Бассейн построен. Во сколько обойдется его эксплуатация? По подсчетам Ольги Малыгиной, от 1,5 до 2 млн рублей в месяц. Статьи расходов следующие:

■ фонд оплаты труда (30-40% от всей суммы при условии работы достаточного количества обслуживающего персонала и тренеров-профессионалов),

■ эксплуатация здания и оборудования,

■ налоги,

■ коммунальные платежи,

■ реагенты для очистки (например, хлор),

■ маркетинг.

Срок окупаемости, если не брать период строительства, составляет около 5 лет. Но он может быть существенно снижен при наличии широкого спектра дополнительных услуг.

— Бассейн окупается на несколько лет быстрее, если продавать не абонементы в него, а клубную карту, как это делают, например, в «Янтарном», — поясняет Ольга Малыгина. — На строительство «сухой» площади при бассейне затраты гораздо меньше, как и на эксплуатацию. При этом подобные услуги будут приносить не меньше 50% прибыли.

Геннадий Пантелеев говорит об «абсолютной нерентабельности своего бассейна» (конкретных сумм расходов на строительство и прибыль под предлогом коммерческой тайны бизнесмен не называет). Правда, с начала работы проекта прошло только около года. Но предприниматель считает, что открытый бассейн может остаться только имиджевым проектом из-за сезонности спроса на него (посетители есть только в жаркую погоду). У закрытых бассейнов, по словам Сергея Шевченко, ситуация со спросом противоположная: с середины июня по сентябрь бассейн закрывают на профилактический ремонт, так как в эти месяцы он нерентабелен.

Если бассейны — это «длинные» деньги, то как будет развиваться этот рынок дальше? Продолжится ли столь же бурный рост?

В ожидании шторма

Рассмотрим, в каком направлении будет расти рынок и начнется ли на нем реальная конкуренция.

Прогноз первый. Появятся коммерческие бассейны в сегментах «средний» и «эконом»

Ольга Малыгина считает, что потенциал у рынка есть только в этом направлении. Если цена не снизится, то потребителей больше не станет. Этот же сценарий возможен только при государственно-частном партнерстве, над проектом которого сейчас работают в MBA-Intensive in fitness. Конкуренции новые объекты не добавят. Это отдельный сегмент со своим потребителем.

Прогноз второй. Рост числа спортивных объектов не изменит существующей ситуации на рынке

Сергей Шевченко считает, что увеличится число коммерческих бассейнов, конкуренция усилится. Сегодня, по его словам, «Спартак» загружен на 85% (с октября по апрель). Если эта цифра снизится до 70%, то бассейн перестанет быть рентабельным.

Однако Шевченко считает, что ситуация, когда конкуренция станет жесткой, еще далеко.

— Вспомните о запланированном строительстве в Воронеже Дворца спорта имени Саутина с бассейном. В последнее время о развитии этого проекта даже не слышно!

Выходит, и в том, и в другом случае качество останется на прежнем уровне? Что ж, доплывем — увидим.

Игорь СУРОВЦЕВ, президент ВГАСУ

Конкуренция на рынке бассейнов начнется нескоро

— О количестве предложения я могу судить по нашему бассейну: он загружен более чем на 100%! За год в нем проходит 8 тысяч наших студентов и более 40 тысяч горожан. Когда ко мне с просьбой о тренировках обратилась паралимпийская чемпионка Нина Рябова, то я с трудом нашел для нее свободную дорожку. Обычно все занято до предела! Вывод: рынок не насыщен. Какая конкуренция? Ее просто нет. И в ближайшее время не будет. Бассейны — нерентабельный бизнес. У нас действуют скидки для студентов, сотрудников, льготные категории занимаются бесплатно, поэтому о прибыльности проекта речь не идет. Но и коммерческий бассейн — очень длинные и трудные деньги. Его может открыть либо человек с высокой социальной ответственностью, либо тот, кто будет зарабатывать больше не на самом бассейне, а на сопутствующих услугах — например, сауне. Пока наши бизнесмены могут быстро заработать на офисных и торговых центрах, вряд ли они ринутся строить бассейны.

Наталья Андросова
De Facto, май, 2013.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0