WorldClass

21 сентября 2024, 01:04
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Хуже Таллина, или Чем опасна социодинамика культуры

06.06.2013 12:05
Автор:
Аналитика - Скандал вокруг постановки «Педагогическая поэма» таллинского Театра №099, в ходе которой актеры изображали однополый секс и ругались матом, со всей ясностью показал, что Воронеж окажет сопротивление любым прививкам авангардного искусства. А с арт-хаусными экспериментами по типу пермского культурного проекта, направленными на изменение духовного состояния воронежцев, региональным властям нужно быть поаккуратнее.

Воронеж. 06.06.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Скандал вокруг постановки «Педагогическая поэма» таллинского Театра №099, в ходе которой актеры изображали однополый секс и ругались матом, со всей ясностью показал, что Воронеж окажет сопротивление любым прививкам авангардного искусства. А с арт-хаусными экспериментами по типу пермского культурного проекта, направленными на изменение духовного состояния воронежцев, региональным властям нужно быть поаккуратнее. Воронеж более интеллектуальный город, чем может показаться после скандала на Платоновском фестивале. Он в состоянии отличить искусство от фейка.

В том, что постановка по мотивам произведений Антона Макаренко и Константина Станиславского оказалась похабщиной, меня убедили мнения двух специалистов, которых не упрекнешь в отсутствии литературно-художественного вкуса, – профессоров Воронежского госуниверситета Дмитрия Чугунова и Бронислава Табачникова.

«Педагогише поэма содержала в себе поцелуи девочек с мальчиками, мальчиков с мальчиками, девочек с девочками, поцелуи со своим кулаком, поцелуи чужого кулака, которым только удовлетворяли себя, мечтая о чужой девочке, групповые поцелуи… Были еще смелые хватания за грудь друг друга… – такова оценка Дмитрия Чугунова, между прочим, доктора филологических наук и крупного специалиста по германской литературе. – Несомненным творческим шедевром стала двухминутная пламенная истерика на эстонском нецензурном. Русские субтитры были идентичны, так что Константин Станиславский поверил бы сразу, когда прочитал бы все вариации матерных обозначений попы и писи и все вариации их взаимного употребления… А чтобы темный русский зритель хоть чуть-чуть прикоснулся к европейской культуре и повысил свою духовность, один вдохновенный актер снял штаны совсем. И трусы снял, тоже совсем. И всем показал свой талант! А чтобы и его коллеги талант почувствовали, он с талантом наперевес стал за ними гоняться и одного таки догнал, повалил…».

Ну, вот и как тут не вспомнить Андрея Платонова? «Неурегулированный пол есть неурегулированная душа - нерентабельная, страдающая и плодящая страдания».

Театральный критик и педагог Бронислав Табачников оказался более сдержан. Но в разговоре со мной объясняя, почему половина зрителей ушли в середине первого акта спектакля, все-таки употребил слова «похабщина» и «примитивизм»: «Воронеж силен театральными традициями, в хорошем смысле консервативен. Но горожане способны отличить талантливый авангард от фейка, и поэтому, естественно, не приняли постановку эстонского театра. На мой взгляд, дирекции Платоновского фестиваля нужно тщательнее подходить к отбору спектаклей, учитывая вкусы местной публики».

Интересен контекст, в который оказался вписан скандал вокруг «Педагогической поэмы». Губернатор Алексей Гордеев заказал группе специалистов во главе с Эдуардом Бояковым, теперь уже и.о. ректора Воронежской академии искусств, исследование культурной среды и политики региона. А потом, выступая на открытии Платоновского фестиваля, заявил, что считает развитие культуры более важным, чем развитие экономики: «Платоновский фестиваль стал не только главным культурным событием Воронежского края, но и мощным импульсом для развития культурной сферы региона и духовного состояния воронежцев. Во многом благодаря фестивалю Воронеж признан одной из культурных столиц России. Анализируя развитие нашей страны и понимая, что сегодня непросто строить рыночную экономику, на вопрос о том, что важнее, я бы все-таки ответил, что экономика на втором месте, а на первом – культура».

Я, конечно, понимаю, что губернатор, скорее всего, имел в виду под культурой не только профильные учреждения, театры, музеи и фестивали, но и инфраструктуру, урбанистику, дизайн, архитектуру. Словом, все, что отличает современный город от деревни. Наконец, бытовую культуру. Как писал Владимир Маяковский, «товарищи – люди, будьте культурны – не плюйте на пол, плюйте в урны!». И все-таки факты убедительно показывают вторичность культуры в плане ее финансирования. В консолидированном бюджете области прошлого года ее доля составляла 3,4%, или 3 млрд рублей. Для сравнения: на образование было израсходовано 20,9 млрд, на здравоохранение – 17,6 млрд, на национальную экономику – 15,9 млрд рублей.

Наиболее крупные траты, связанные с культурой, представляли собой расходы на сохранение памятников истории и архитектуры (780 млн), финансирование областных государственных учреждений (710 млн) и завершение реконструкции исторического здания Театра драмы (589 млн рублей). И ради справедливости надо отметить, что активная просветительская деятельность губернатора и его супруги приносит свои плоды. По данным Воронежстата, число посетителей воронежских театров увеличилось в 2008-2012 годах с 365 до 446 тыс., а музеев – с 512 до 549 тыс. человек.

Но меня смущает высказывание Эдуарда Боякова как главы комиссии, готовящей для Алексея Гордеева план культурных преобразований, о спектакле «Педагогическая поэма». Он счел его вполне себе вегетарианским, рассчитанным на тех, кто молод, свободен, ищет. В общем, бунтарь. Между тем сильно уж напоминает постановка в описании профессора Чугунова пропаганду общечеловеческих ценностей и свободной (а значит, и однополой) любви. Однако наше общество и так фрагментировано. Поэтому от вектора культурной политики, который предложат Бояков и Ко, будет зависит дальнейшая атомизация населения Воронежа или, напротив, его сплочение, единение.

Эдуард Бояков позиционирует себя как сторонник социодинамического типа культурной политики, характерной для буржуазных, отличающихся от сословных, обществ и формирующей мозаичную культуру. Но именно она порождает человека массы (его крайнее состояние – толпа), которым проще манипулировать. В мозаичной культуре, как писал Абраам Моль, автор знаменитого труда «Социодинамика культуры, «знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации».

Ну, и вот как тут опять не вспомнить Андрея Платонова? «В век социально-экономических кризисов, когда материально затруднен брак, в век алиментов, когда почти невозможно деторождение, когда женщина стала вновь лишь призраком поэтов, благодаря нищете мужчин, мы призваны решить мировую проблему пола и души человека. Из грубой стихии наша фирма превратила половое чувство в благородный механизм».

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 6