Воронеж. 13.06.2013. ABIREG.RU – Аналитика – На федеральном и региональном уровне возобновились разговоры о необходимости децентрализации бюджетной системы. В частности, председатель Совфеда Валентина Матвиенко, выступая на заседании президиума совета законодателей, констатировала, что 80% российских финансов сосредоточено в Москве, а многие регионы живут, затянув пояса. Более 80% местных бюджетов уходит на выплаты зарплат бюджетникам, тогда как экономика и инфраструктура финансируются по остаточному принципу. В Воронеже аналогичную тему поднимает будущий кандидат в мэры от КПРФ депутат облдумы Константин Ашифин. Несмотря на определенный налет предвыборного популизма в его критике федеральной и областной бюджетной политики есть рациональное зерно.
Обеспокоенность депутата Ашифина выглядит небеспочвенно. После недавнего внесения поправок в облбюджет-2013 его доходы, повысившись на 609,67 млн, составили 62,97 млрд рублей. Расходы потяжелели на 2,68 млрд - до 72,57 млрд рублей. Таким образом, дефицит бюджета увеличился на 2,07 млрд, достигнув, по словам Константина Ашифина, «предельно допустимого значения» в 9,59 млрд рублей. С учетом того что общий долг региона составляет 15,4 млрд рублей, наблюдается, как считает Ашифин, бюджетный кризис. Накапливая задолженность, власти отнимают потенциал у будущего.
Конечно, есть пример соседней Белгородской области, госдолг которой более чем вдвое превышает воронежский. На 1 января он составлял 34,8 млрд рублей, из них 17,7 млрд приходилось на госгарантии региона, то есть фактически на поддержку инвестпроектов и инвестиционной активности экономики, а 17 млрд – на прямые заимствования средств в банках, на финансовых рынках, в том числе 4,7 млрд – кредиты Минфина. Но, по Ашифину, белгородский опыт не сопоставим с воронежским. Если белгородцы влезают в долги, вкладывая средства в инвестиционные проекты с заведомо известной отдачей, то воронежцы направляют деньги прежде всего в социальную сферу. Такая, во многом вынужденная, политика губернских властей ограничивает инвестиции в реальный сектор экономики. По официальным данным областного департамента финансово-бюджетной политики, почти 77% расходов облбюджета имеют социальную направленность.
Рост бюджетного дефицита в облправительстве объясняют необходимостью исполнения предвыборных обещаний президента Владимира Путина, которые вылились в серию его указов, подписанных в мае 2012 года. На федеральном – как, впрочем, и на региональном – уровне они выполняются со скрипом. А Путин за последнее время раскритиковал и социально-экономический, и силовой блоки правительства Дмитрия Медведева. Главная причина – расплывчатость и неточность формулировок, определяющих планы конкретных министерств, их неспособность освоить бюджетные средства.
Несмотря на то что Воронежская область начинает влезать в серьезные долги, масштабы ее экономики явно не соответствуют задаче повышения качества жизни, которую ставят перед собой чиновники. По размеру валового регионального продукта в 2012 году (492 млрд рублей) регион занимал 32-е место, по объему бюджетной обеспеченности (37,5 тыс. рублей на человека) – 60-е, а по эффективности экономики, то есть производству товаров и услуг на душу населения (211 тыс.) – 57-е.
Но особняком стоит Воронеж, в котором уровень бюджетной обеспеченности гораздо ниже. Исходя из доходов горбюджета (13,5 млрд рублей) и численности населения (1 млн жителей), он составляет 13,5 тыс. рублей на одного человека. Как заявляет Ашифин, именно город является локомотивом развития экономики региона, но из собираемых на территории Воронежа 45 млрд рублей налогов ему остается не больше 15%. И если в 2000 году областной и городской бюджеты были сопоставимы по объемам, то в 2013-м доходная часть облбюджета почти в пять раз больше, чем у горбюджета.
«На обслуживание кредитов, взятых мэрией, уходит миллиард в год, – говорит депутат Ашифин. – Речь идет об огромной сумме, которая вполне могла бы послужить более важным целям. Я не против кредитов: понятно, что они – кровь экономики и весь мир прибегает к такой форме финансового обеспечения. Но мне хотелось бы понимать и более глубокие вещи. Например, какими ресурсами мы будем за них расплачиваться».
Безусловно, в словах Ашифина присутствует определенный предвыборный популизм. Но ряд его заявлений коррелируются с тезисами и.о. мэра Геннадия Чернушкина. Сравним. «Если провести аналогию с поездкой на машине, то мы рассказывали о том, сколько времени в пути провели, сколько потратили денег на бензин и что видели в окно, - прокомментировал Чернушкин бюджетную политику города, заслушав на одном из совещаний доклады подчиненных. - Но никто не сказал: а куда же мы ехали? Нет стратегической цели». Ну, и теперь оргвыводы Ашифина: «Печально, что управление городом ведется частично в механизме ручного управления, то есть наобум, либо четко спланировано, но непонятно кем и с какими целями. Мы не понимаем, кто управляет городом. Нас очень обрадовали информацией о том, что на дороги в 2013 году выделена рекордная сумма, превышающая 1 млрд рублей. Но не очень понятно, войдут ли такие объемы финансирования в систему или они носят предвыборный характер».
Одна из серьезнейших проблем муниципалитета – кредиторская задолженность МКП «Воронежтеплосеть» (2,5 млрд рублей), благодаря которому было выведено из процедуры банкротство водоканализационное имущество города, переданное по договору концессии «РВК-Воронеж», структуре «Альфа-групп». В ходе осуществления операции по спасению водоканалов региональные власти обещали избавить от долговой нагрузки «Теплосеть». Но все пошло не так, как изначально планировалось. Из проекта уже вышел Центрально-Черноземный банк Сбербанка России, долги предприятия не уменьшаются, и депутаты гордумы регулярно одобряют выделение ему очередного кредита. Ситуация, очевидно, патовая. И не только на «Воронежтеплосети», но и на других муниципальных предприятиях, в частности, в «Воронежпассажиртрансе». Городская инфраструктура деградирует – при нищенском местном бюджете. Но, судя по всему, дело идет к тому, что «Воронежгорэлектросеть» войдет в структуру госхолдинга «МРСК Центра», а спасением «Воронежтеплосети», как уже заявил губернатор Алексей Гордеев, займется «Газпром» - через купленную у олигарха Михаила Прохорова «Квадру» (бывшую ТГК-4). «Форма деятельности в виде муниципального предприятия неэффективна, потому что, как правило, каждый менеджер пытается там что-то украсть», - считает Гордеев.
Впрочем, требовать от региональных властей изменения бюджетной политики в условиях жесткой централизации средств на уровне Федерации было бы, пожалуй, неправильно. Губернатор Гордеев тоже заложник системы. В аналитическом обзоре международного рейтингового агентства Fitch «Регионы РФ: стабилизация показателей на фоне усиления централизации» подчеркивается, что операционные расходы регионов и муниципалитетов сейчас находятся под давлением. Речь прежде всего идет о повышении зарплаты бюджетникам (следствием чего и стал рост дефицита облбюджета), расходов на здравоохранение, а также о новых тратах на строительство и эксплуатацию дорог.
Давление на расходы, констатирует Fitch, происходит на фоне усиления бюджетной централизации, которая ограничивает финансовые возможности городов и регионов. Централизация проявляется в постоянном росте доли целевых трансфертов из центра – в основном на выполнение программ модернизации в здравоохранении и образовании. Тогда как на развитие города, говорит Ашифин, требуется как минимум 30-40% собственных доходов при реально остающихся у него (без учета областных трансфертов) 15%.
На федеральном уровне время от времени появляются громкие заявления о необходимости децентрализации полномочий. Какое-то время назад с ними выступал премьер Дмитрий Медведев, а на недавнем заседании президиума совета законодателей глава Совфеда Валентина Матвиенко выразила мнение, что принципы дележа бюджетного пирога требуют кардинального пересмотра, поскольку централизация не дает регионам возможностей для эффективного стимулирования экономического роста. С другой стороны, что бы ни говорили Медведев и Матвиенко, курс на укрепление бюджетной вертикали уже закреплен в государственной программе повышения устойчивости региональных и местных бюджетов. Подготовивший ее Минфин сообщал, что из-за неравномерности размещения налоговой базы по стране основным способом делить деньги более или менее поровну остаются межбюджетные трансферты. Как полагает ведомство, в разделе налоговых доходов между центром и регионами сложился относительный паритет (52% на 48%), и возможности для передачи на места новых отчислений от федеральных налогов ограничены.
Ради справедливости надо сказать, что Воронежская область не входит в группу регионов с наиболее тяжелой ситуацией по долговой нагрузке. Самое высокое соотношение регионального долга и собственных доходов в Мордовии - 179%. У десяти субъектов Федерации объем долга составляет 70%, а у 19 – колеблется в диапазоне от 50 до 70% их доходов. Так что положение Воронежской области, у которой аналогичный показатель составляет 25%, не настолько критично, как подают его коммунисты. Но кто бы ни выиграл в сентябре выборы мэра Воронежа, ему так или иначе придется решать проблему скудости городских финансов и выводить из кризиса муниципальные предприятия. В идеале, разумеется, в партнерстве с губернатором.