Воронеж. 17.06.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Воронежская региональная конференция КПРФ большинством голосов утвердила Константина Ашифина, предпринимательская деятельность которого связана со скандально известными бизнесменами Николаем Улановым и Дмитрием Андреевым, кандидатом в мэры Воронежа. Ашифин, таким образом, стал кандидатом №1 вообще и кандидатом №1 от системной оппозиции. Пока он единственный, у кого есть предвыборная программа, но ее положения уязвимы. В отличие от ряда однопартийцев, Ашифин не критикует политику губернатора Алексея Гордеева, а множество предложений бизнесмена-коммуниста носят если и не популистский, то утопический характер.
Выдвижение
Конференция реготделения компартии проходила в большом зале воронежского Дома актеров 16 июня. Все здесь было совковым. Бронзовый Ильич, накрытый красной скатертью стол президиума, перлы от первого секретаря обкома КПРФ, депутата облдумы Сергея Рудакова. Например, «кто заснул, прошу проголосовать, товарищи!». По обеим сторонам президиума стояли щиты, рекламирующие культурный проект Ашифина.
Обращало на себя внимание, что плюрализма у коммунистов будет, пожалуй, побольше, чем у «Единой России», которая, кстати, отказалась от проведения праймериз по определению своего кандидата в мэры Воронежа. Скажем, руководитель борисоглебского отделения КПРФ Александр Сухинин открыто возмущался позицией руководства обкома, поддерживающего отвратительную политику региональных властей (чем грешит в том числе товарищ Рудаков лично), в то время как коммунисты Борисоглебска, ничего не стесняясь, ведут «подрывную деятельность» против губернатора Алексея Гордеева.
Делегаты жаловались на сложность участия, а тем более победы своих выдвиженцев на предстоящих 8 сентября местных выборах. Сыпали камни в огород Уральской горно-металлургической компании, выигравшей конкурс на разработку никелевых месторождений в Новохоперском районе. По выражению товарища Рудакова, «добыча никеля в условиях олигархической России означает высокие риски и минимум экологических гарантий».
В кулуарах партконференции обсуждалась программа КПРФ. Отдельные журналисты утверждали, что она имеет социалистическую направленность с уклоном в национализм и православие (в противовес космополитизму и язычеству Владимира Ленина), на что Ашифин рассказал историю о том, как Сергей Рудаков спорил со своим коллегой из Красноярска, есть ли Бог. В результате позиции атеиста Рудакова и его однопартийца оказались противоположными. Вообще, в КПРФ, насколько можно было судить, ведутся реальные дискуссии. Партийцы не боятся критиковать не то что руководство обкома, а и руководство ЦК КПРФ тоже. В частности, за слабую юридическую службу, которая не смогла отстоять свободу собраний и забастовок на территории России.
Выдвижение Константина Ашифина в мэры Воронежа (за проголосовало 72 делегата из 73) было не единственным вопросом повестки дня региональной конференции. Коммунисты закрыли все четыре округа на предстоящих 8 сентября довыборах в облдуму и гордуму Воронежа. Как выяснилось, по шестому областному избирательному округу, мандат от которого стал вакантен из-за перехода Сергея Лукина, считающегося основным владельцем Домостроительного комбината, в Совфед, они выставят бывшего лидера реготделения «Яблока» Владимира Кузнецова, а по округу №18, включающему территории Грибановского, Терновского и Поворинского районов, пойдет некий Владимир Кравц. От округа №18 в облдуму в 2010 году баллотировался собственник холдинга «Молвест» Аркадий Пономарев. Но он перешел в Госдуму, и кресло освободилось.
Программа
После завершения партконференции состоялось общение Константина Ашифина с массами, преимущественно левых, само собой, взглядов.
Сергей Рудаков, модератор встречи, представил выдвиженца КПРФ как «молодого руководителя современного типа» и «будущего мэра Воронежа». «Пожалуй, у нас впервые появился достойный кандидат», - сказал Рудаков, как будто депутат гордумы Андрей Померанцев, баллотировавшийся в градоначальники пять лет назад, был недостойным.
Ключевые позиции, с которыми выступал Ашифин, - низкая бюджетная обеспеченность на душу населения в Воронеже и сохранение за городом муниципального имущества ради снижения или заморозки коммунальных тарифов. А если, как в случае с водоканализационным хозяйством, оно передано на 30 лет по договору концессии фирме «РВК-Воронеж», то его необходимо вернуть или добиться пересмотра условий контракта.
Дело в том, что реальность прозаичнее обещаний областных властей о серьезных инвестициях со стороны концессионера. По договору свои вложения «РВК-Воронеж» компенсирует за счет роста тарифов на воду. Нельзя допустить, считает Ашифин, чтобы «Воронежгорэлектросеть» получил на аналогичных условиях госхолдинг «МРСК Центра», а «Воронежтеплосеть» - компания «Квадра», с недавних пор - структура «Газпрома». Горожан, по мысли депутата облдумы, надули. И даже президент России Владимир Путин, обещавший максимально допустимый рост тарифов в 6%, не имеет возможности контролировать процессы в ЖКХ. Реально тарифы выросли недавно на 12-15%.
Уязвимость позиции Константина Ашифина здесь очевидна. И дело даже не в том, что он не дает ответа на вопрос, как расшить кредиторскую задолженность «Теплосети» в 2,5 млрд рублей. У города, кто бы ни был его главой, не получалось эффективно управлять своими муниципальными активами. Правда, Ашифин рассчитывает, что ему удастся изменить бюджетную политику федерального центра и облправительства. Если в прошлом году на территории города было собрано налогов и сборов на сумму 45 млрд рублей, а в Воронеже осталось всего 6,5 млрд, то есть 13-14%, то он рассчитывает на 40-50%.
В качестве примера того, что муниципальное предприятие может быть успешным, Ашифин привел МУП «Воронежпассажиртранс». Им руководит коммунист, бывший депутат облдумы Андрей Зоткин. Вот на кого, по мысли Константина Ашифина, и нужно равняться. А поскольку ни один из 32 частных перевозчиков Воронежа не имеет необходимой базы и инфраструктуры, в городе требуется наращивать долю муниципального транспорта.
Отвечая на вопросы аудитории, кандидат от КПРФ громил реформу образования, тот же злополучный единый госэкзамен, превращающий молодежь в функции, строителей, которые продолжают застраивать Воронеж уродливыми типовыми коробками (при том что генеральный план – профанация), и неработающие механизмы одного окна: «Моей супруге понадобилось две недели для получения справки, что мы – многодетная семья».
Перспективы
Как представляется, уязвимость позиции кандидата Ашифина заключается в двух моментах. Во-первых, он не собирается идти на конфронтацию с региональными властями и губернатором Алексеем Гордеевым, рассчитывая на то, что главу области во всем можно убедить. Но с удовольствием ругает гордуму. Хотя, изберись он мэром, ему с ней придется договариваться.
Во-вторых, у Константина Ашифина нехороший бэкграунд, связанный с сомнительными сделками по уводу имущества того же «Воронежпассажиртранса» времен бурной деятельности в Воронеже группы компаний «Новые строительные технологии» бизнесменов Николая Уланова и Дмитрия Андреева, сына экс-начальника воронежского управления ФСБ Александра Андреева, или территории летней площадки Центрального рынка под торговый центр «Атмосфера». Топ-менеджеры НСТ, кроме всего прочего, контролировали Юго-западный рынок, и его трясло от скандалов. Был недоволен тот самый коммерческий пролетариат, который Ашифин теперь защищает по ситуации на Центральном рынке.
Естественным образом слабые места официального выдвиженца КПРФ прекрасно понимают его потенциальные оппоненты на выборах. В частности, портал «Блокнот-Воронеж», принадлежащий лидеру реготделения «Справедливой России», депутату Госдумы Олегу Пахолкову, уже выкатил один контрпропагандный материал, направленный против Ашифина. Ничего нового, того, о чем бы не писала воронежская пресса, там нет. Упоминаются и увод муниципального имущества, и строительство «Атмосферы», и даже не всегда стабильная деятельность авиакомпании «РусЛайн» Николая Уланова. При всем при том что программа Константина Ашифина в той же бюджетной части зачастую отличается здравомыслием, ее характеризует некоторая утопичность. А сам кандидат находится под ударом из-за того бизнеса, с которым его связывают длительные отношения.
Первый секретарь обкома КПРФ Сергей Рудаков пообещал заказать портрет Ашифина в полный рост, если тот станет мэром. Но далеко не факт, что его придется рисовать.