Воронеж. 24.06.2013. ABIREG.RU – Аналитика - Нехватка оборотных средств при достаточном количестве заказов — довольно распространенная ситуация в современных экономических условиях. Конечно, никто не хочет отгружать продукцию или оказывать услуги с отсрочкой платежа, но конкуренция вынуждает это делать. В итоге создается опасная ситуация: продавец, не желая терять клиентов (или стремясь приобрести новых), соглашается на отсрочку оплаты и накапливает дебиторскую задолженность. При этом ситуация на рынке кредитования остается сложной. Банкиры с большой неохотой предоставляют средства предприятиям, а последние все реже готовы идти на условия банков. Эта ситуация вынуждает обе стороны искать способы для эффективного сотрудничества. Тем более что отечественная и иностранная практика знает достаточно много возможностей. Наверняка первое, что приходит многим на ум, – это факторинг.
Начать следует, впрочем, с того, что такое факторинг. Многие воспринимают его упрощенно – как возможность финансирования под свою дебиторскую задолженность. Так оно и было достаточно длительное время, пока факторинговые компании и банки не были готовы брать на себя риски, связанные с управлением долгами клиента и отказом от регресса. Однако сейчас уже можно выбрать кредитную организацию, способную предоставить весь комплекс услуг по организации работы с дебиторской задолженностью и обеспечением бесперебойного финансирования текущей деятельности. Для торговых организаций, которые в силу специфики своей деятельности редко когда имеют достаточные для обеспечения активы, факторинг – вообще панацея от дефицита оборотных средств. В чем же отличия разных видов факторинга? Начнем с того, что доля средств от суммы переданной задолженности, которые предоставляют по факторингу, может быть различной – от 50% (в некоторых небольших банках) и до 100% (например, в Альфа-Банке). То есть сразу можно получить до 90% суммы, которую вам должен клиент (при факторинге с регрессом), остальное (разумеется, за вычетом комиссии) поступит после того, как задолженность погасит дебитор.
Другой важный параметр – возможность регресса, то есть возможность финансовой компании отдать вам финансирование, по которому еще не поступил платеж. Понятно, что тем самым фактор (так называется сторона, оказывающая услуги факторинга) снижает свои риски, но и клиенту длительная отсрочка с покупателями создает только лишние проблемы. Возможно финансирование и в размере 100% (безрегрессный факторинг). Впрочем, понятно, что цена факторинга с регрессом несколько ниже. Выбор всегда за клиентом и лучше всего, если его клиенту дают, что бывает далеко не всегда. Эксперты отмечают, что именно безрегрессный факторинг будет основным драйвером рынка в ближайшие годы. Именно за счет него будут расти и основные игроки. Тем более что сейчас преобладает факторинг с регрессом.
Ожидается, что структурные изменения на рынке потребуют изменения подходов в работе банкиров. Критическим для нормального функционирования станет умение работать с дебиторами. Именно профессионализм фактора здесь играет главную роль, ведь реакция покупателя, запоздавшего с оплатой, на информацию о том, что отныне он будет должен банку, может быть разной. «Общение с дебитором – вопрос тонкий и неразрывно связан с интересами бизнеса клиента, - рассказывает Алина Маренкова, управляющая операционным офисом «Липецкий» Альфа-Банка. – У наших сотрудников присутствует понимание особой важности учета в своей работе с дебитором интересов клиента. Они способны сочетать интересы банка с заинтересованностью клиента в культуре банковского общения с дебиторами. Эта работа требует глубокого знания и понимания факторинга, его особенностей в привязке к конкретному клиенту и дебитору».
Госпожа Маренкова указывает на причины формирования разных технологий факторинга: «Малый бизнес заинтересован в финансировании, так как его источники ограничены. Ему нужен усеченный факторинг, представляющий собой кредитование под залог дебиторской задолженности. Средний же бизнес заинтересован в инструменте увеличения объема продаж, а потому ему нужен полный коммерческий факторинг».
Кстати, мировой факторинг развивается сразу по трем направлениям. Это факторинг с регрессом, факторинг без регресса и факторинг, предусматривающий только финансирование под уступку права денежного требования без оказания каких-либо сопутствующих услуг, например, по административному управлению дебиторской задолженностью и кредитному менеджменту (invoice discounting).
Третья значимая характеристика – это ценовая политика. Факторинг долгое время был одним из самых дорогих способов финансирования. В принципе, это не удивительно: по сути беззалоговое кредитование с повышенными рисками дешево стоить не может. Однако сейчас ситуация на рынке начинает меняться. Как отмечают аналитики Альфа-Банка, одной из основных тенденций прошлого года стало четкое структурирование рынка по сегментам. В каждом из них – свои условия. Понятно, что «Газпром» имеет дебиторов надежней, чем ИП Иванов, торгующий запчастями к комбайнам. Это, а также финансовое положение клиента определяет, по какой цене будет оказываться услуга. Впрочем, на цену влияют и иные факторы, в том числе степень риска, объем уступаемой задолженности, деловая репутация должников, сроки отсрочки платежа. В любом случае, у надежных банков стоимость факторинга сопоставима со стоимостью краткосрочного кредитования.
Преимущества факторинга, в принципе, хорошо известны всем участникам этого рынка. Прежде всего это гораздо меньший пакет документов. Хотя процедура получения факторинговых услуг похожа на оформление кредита, отсутствие необходимости оформлять залог ведет к значительному сокращению количества подаваемых в банк документов, снижает затраты, сокращает сроки получения денежных средств. Не нужен в пакете документов и бизнес-план.
Другим значимым преимуществом факторинга является то, что он предоставляется ровно на тот срок, который нужен получателю. Клиент предоставляет документы по факторингу и практически сразу (обычно в тот же день) получает необходимые средства.
Еще одно достоинство – отсутствие необходимости подтверждать целевое использование средств. Отпадает необходимость предоставления дополнительного набора документов, что тоже является значительным удобством.
«Факторинг создан для обслуживания дебиторской задолженности, и лучшего механизма для решения проблемы отвлечения денежных средств покупателями еще не придумано», — отмечает Алина Маренкова. Это подтверждают и аналитики «Эксперт РА», которые указали, что российский рынок в 2013 году вырастет до суммы в 1 трлн рублей. Впрочем, факторинг – это не только финансирование, но и сервис, качество которого очень важно. «У нас есть программа «Альфа-Фактор», которая предусматривает в том числе и реестровое финансирование, организацию расчетов клиента, продленный операционный день, в том числе и для клиентов внутри банка до 23.00, это очень удобно», - подчеркивает Алина Маренкова.
Другим способом относительно дешевого привлечения средств (кстати, в отличие от факторинга, чаще всего долгосрочным) является торговое финансирование. Суть его в том, что кредит на покупку, к примеру, оборудования привлекается у хорошо знакомого банка, но источником денег для этого является фондирование иностранного банка, готового таким образом способствовать экспорту своего клиента. Это грубое описание. Схемы могут быть значительно изящней и сложней.
Впрочем, то, что происходит внутри банка, интересно, наверное, только самим банкирам, а вот для клиента преимущества кроются в ряде выгод. Первая выгода – цена финансирования: она значительно ниже, чем уровень ставок, характерный для нашей страны. Достигается это за счет того, что источником являются деньги из-за рубежа. Второе преимущество – сроки: часто кредитование осуществляется на срок до 10-12 лет, иногда еще больше. Недостатки тоже известны хорошо – достаточно длительный срок рассмотрения и то, что средства чаще всего привлекаются в иностранной валюте. Однако, преимущества столь велики, что большинство предпочитает рискнуть. «Выгода – главный язык, на котором мы объясняем преимущества именно такого варианта финансирования», - подчеркивает руководитель операционного офиса «Воронежский» Альфа-Банка Константин Снигирев.
Еще одна сложность – необходимость структурировать сделку. Под этими словами скрывается задача по определению сроков и сумм траншей, базовых условий договора, технологий перечисления денег, гарантий поставки и, даже определение обеспечения, которое бы устроило и иностранный, и наш банк. Задача непростая, так как требует большой и нудной работы по согласованию позиций больших организаций с различными внутренними структурами, требованиями и технологиями корпоративного управления. Важно, чтобы это делалось качественно и профильными специалистами, поэтому в этом деле централизация – положительный момент. Опыт Альфа-Банка и связи с кредитными организациями по всему миру дают возможность быстро и предельно дешево организовывать привлечение средств. Именно опыт большинство банкиров называют главной характеристикой, определяющей выбор кредитной организации.
«Торговое финансирование – удел не только крупных компаний. Можно быть предприятием малого бизнеса и при покупке, например, станка в Европе привлечь профильное торговое финансирование на небольшую сумму в 0,5 млн евро (именно от этой суммы начинаются предложения по финансированию), - рассказывает управляющий ОО «Воронежский» Константин Снигирев. - К сожалению, пока небольшие региональные предприятия не в полной мере используют потенциал этой услуги, типичным клиентом остается все-таки средний и крупный бизнес, средняя сумма сделки в регионах – 5 млн евро».
Важно, конечно, чтобы у отечественного банка были партнеры по всему миру, только в этом случае можно организовать финансирование сделки быстро и эффективно. У крупных кредитных организаций таковых может быть до нескольких сотен, на всех континентах.
Кроме классического долгосрочного кредитования работа с экспортно-импортными операциями подразумевает краткосрочное финансирование российских предприятий, а также сделок по закупке импортной продукции на территории РФ за счет средств иностранных банков, а также предоставление банковских гарантий в пользу иностранных компаний и вендоров. Финансируются и аналогичные экспортные операции. Впрочем, это уже специфические продукты интересные участникам внешнеторговой деятельности и о них необходимо рассказывать отдельно.
Однако, как отмечает господин Снигирев, «у торгового финансирования большое будущее – его использует весь мир, и наша страна вряд ли будет исключением». Рост по итогам прошлого года в данном сегменте бизнеса в целом в Российской Федерации составил 16,7%, а общий объем привлеченного финансирования составил 37 млрд долларов. Одним из лидеров рынка был Альфа-Банк, впрочем, серьезную конкуренцию ему составляют госбанки.