Воронеж. 16.08.2013. ABIREG.RU – Светская хроника – «Могу сказать, что там конь не валялся», - прокомментировал скандальный галерист Марат Гельман назначение Эдуарда Боякова ректором Академии искусств.
Как конь?! У нас и Платоновский фестиваль есть, и театр Драмы отремонтировали, и Камерный на очереди! В общем, все у нас с культурой хорошо. А вам, московским деятелям, надо бы проникнуться нашей провинциальностью, пардон, патриархальностью. Традиции у нас, понимаете, или как там говорилось про монастырь и устав, ну, в общем, вы поняли…
Конечно, поняли и, может быть, пообещали, памятуя все о том же Марате Александровиче, не сильно революционировать – не Пермь все-таки. Но историей доказано: новшества тяжело приживаются на российской земле.
Вот, к примеру, муза. Не какая-то там абстрактная покровительница поэтов и писателей, а вполне себе реальная скульптура. Висела она 20 лет над фасадом Академии искусств. Вдохновляла! Ведь сколько знаменитых выпускников могли ее лицезреть за время своего обучения! Кстати, правда, сколько?
Пришел новый ректор и демонтировал. При этом еще и пообещал отдать ее детской музыкальной школе. Обидно как-то получилось. Висела 20 лет, а тут раз – и не удел. И пусть она больше напоминает гипсовые статуи из моего пионерского прошлого (да пусть простит меня скульптор – понимаю, тогда он творил в мэйнстриме), многих это огорчило.
Не поддержали демонтаж «Музы» и студенты. В группе «Вконтакте» они провели опрос. И 69 проголосовавших высказались против, хотя и с оговоркой, что, если для музы найдут достойное место, – тоже хорошо.
Более категорично высказались представители воронежского отделения Союза художников России.
По мнению руководителя Союза Алексея Смирнова, решение демонтировать скульптуры и памятники надо принимать исключительно с участием профессионалов – скульпторов, художников и архитекторов, а также простых горожан.
Так безобидное, на первый взгляд, решение вызвало волну негодования.
Ремонт, создание совершенно новой творческой среды – это было первое, что запланировал сделать господин Бояков. «А через год, надеюсь, у нас будет набор на новые специальности», - отметил он в интервью.
Может быть, не с того начал? Критиков на пути нового ректора, наверное, найдется еще немало. Но мне лично хочется наедяться, что воронежская культура разделится на два этапа: до Боякова и после. А воинствующий консерватизм сойдет на нет и все-таки «переварит» новую культурную реальность.
Как отметил когда-то губернатор Алексей Гордеев, «мы проводим очень много «культурных» мероприятий: поем, танцуем, ездим, снова пляшем, потом «обмываем»... А фундаментальные вещи упускаются из виду».
«Одна из моих главных задач — вывод академии в город. Она должна стать городским брендом. Академия должна иметь право проводить экспертизу. Если вам понадобится консультация по культурной политике, по содержанию мероприятий в парках или выставочных залах, вы должны знать, что получите в академии квалифицированный совет, рекомендацию. Академия может присутствовать во всех сферах и во всех городских событиях — от Дня города до инаугурации нового мэра. Этот экстравертный момент очень важен, потому что академия, ее студенты должны быть белой костью нации», - рассказал Эдуард Бояков редакции «Московских новостей».
Кстати, по поводу некоторых критиков господин Бояков высказался довольно категорично на своей странице в «Фэйсбуке»: «И теперь эти молчаливые вчера «профессионалы» запрещают нам ковыряться в носу)))... Говорят, что надо было посоветоваться с «искусствоведами и специалистами, как 25 лет назад было»... О чем посоветоваться? Как терять выставочные залы и сносить особняки? У нас нет искусствоведов в Академии искусств, в ученом совете?.. Или, может, «задетые профессионалы» подскажут мне лично, у кого подучиться?»
Ради справедливости стоит отметить что к мастерским того же Союза художников на улице Лизюкова недавно пристроили здание магазина техники и электроники. А жителей на моей памяти никто ни разу не спрашивал, застраивать или нет исторический центр города.
Жизнь, как говорится, - театр, и в ней бывают дешевые спектакли, но вот поменьше бы таких.