Воронеж. 20.09.2013. ABIREG.RU - Светская хроника - Воронежское облправительство присудило восемь грантов на создание творчески значимых проектов в области культуры и искусства в 2013 году. Пять деятелей культуры получат по 100 тыс. рублей, три творческих коллектива - по 300 тыс. рублей. Мы поговорили с Сергеем Болговым – преподавателем и идейным вдохновителем воронежской школы анимации «Телескоп», в которой будет осуществляться проект «Народная игрушка в современном медиа-творчестве: съемка мультфильмов на фольклорном материале с использованием изобразительных мотивов традиционной игрушки Воронежского края».
- В каком стиле будет сделан мультфильм? Кукольный?
- Это будет мультфильм, персонажи которого изготовлены из пластилина и расписаны под глиняную игрушку.
- Рисовать будут ученики?
- Ученики внесут свой существенный вклад в процесс работы над мультфильмом.
- В заявке записано, что это будут народные, воронежские игрушки. В чем уникальность воронежских игрушек?
- Это еще предстоит нам выяснить и выработать стилистику персонажей, которая основывалась на традиционных декоративных мотивах нашего региона.
- Почему вы выбрали именно народную игрушку, а не другую тематику?
- Мы к ней пришли последовательно, потому что первый такой сериал из коротких фильмов у нас был сделан вообще на иностранном материале. Мы взяли лимерики Эдварда Лира. Это был методически обоснованный шаг. Мы с ребятами от съемки фотокомиксов пришли к съемке этюдов мультипликационных, и заметили, что все то, что мы пытались им вложить относительно элементарной драматургии - у истории должно быть начало и конец а между ними завязка, развитие и развязка - у детей это сразу из головы вылетело, потому что они увлеклись игрой на станке - движением, которое получается. Поэтому возникла педагогическая задача: вернуть детей в правильное русло, чтобы они мыслили не игрой в куклы перед камерой, а хотели создать историю. И тут мы вспомнили про лимерики. Они, во-первых, короткие, во-вторых, там трехчастность драматургическая очень четко прослеживается. Лимерик состоит из 5 строчек: в первой мы четко знакомимся с персонажем, во второй узнаем, кто он и откуда, потом две строчки с ним происходит какая-то нелепица, в последней строчке мы узнаем, как он поплатился или какова была реакция окружающих. И вот мы сняли 12 или 13 лимериков, из которых в программу вошло 11, два еще не были готовы к релизу. Мы получили диплом с отличием на конкурсе в Санкт-Петербурге.
- А что это за конкурс был в Санкт-Петербурге? Какие еще существуют специализированные конкурсы или фестивали?
- Специализированные фестивали есть, их много. И существует еще такое мощно оформленное движение энтузиастов анимации за рубежом. То есть студии, которые постарше, помаститее, могут себе позволить регулярно выезжать на фестивали во Францию или Германию и показывать там свое творчество. Если брать Россию, то у нас есть много заметных событий в детской анимационной жизни. Например, в Ярославле проходит киношкола «Ярославский медвежонок», в Новосибирске проходит фестиваль «Жар-птица». Еще неподалеку, в Белгороде, проходит молодежный кинофорум «Бумеранг». Мы с ребятами в прошлом году ездили на киношколу в Ярославль, хорошо там выступили, и потом, мультфильм, который мы сняли в Ярославле, получил то ли первое, то ли второе место…Просто оба эти места – первое и второе – были наши. Потом уже на нашем воронежском фестивале детского и юношеского кинематографа «Мир в объективе», который проходил во Дворце творчества детей и молодежи.
- А сколько мультфильмов планируете сделать?
- Я думаю, их будет где-то от 8 до 12. Сейчас сложно сказать точно, потому что у нас занятия только 15 сентября начались, мы еще не знаем, кто из прошлогодних ребят с нами остался и кто такие новые ребята, которые к нам пришли. Надо на них посмотреть, подучить их, а потом уже предлагать серьезную задачу.
- Какой будет сюжет? Может, сказки?
- Это будет малая фольклорная форма, вроде потешек, частушек. Мультфильмы будут очень короткие – где-то секунд 12-15 –потому что, что-то более длинное ребята просто не успеют сделать за учебный год.
- То есть планируется это в течение года выпустить?
- Да. У меня есть смелая надежда увидеть что-то уже к новогодним праздникам. Посмотрим, сбудется или нет.
- Где вы планируете показывать свои мультфильмы? Так, они постоянно доступны на youtube, может, их когда-нибудь показывали по телевидению?
- Показывали, но только в рамках сюжетов о студии «Телескоп». А так, мне не известны такие явления, чтобы детская анимация самостоятельно выходила в эфир. Все-таки это не телевизионный формат.
- С какого года существует «Телескоп»?
- Как проект, «Телескоп» существует с 2010, как именно студия, с октября 2011.
- Сколько ребят ходят на занятия? Какого они возраста?
- Ходит к нам порядка пятидесяти человек, в возрасте от 8 до 18. Вообще, часто задают один вопрос: обязательно ли уметь рисовать, чтобы заниматься анимацией или преподаванием. Мы заметили такую странность, что наибольшего прогресса достигают не те дети, которые имеют художественную подготовку, а те, которые имеют музыкальную подготовку или хореографическую. Видимо, это связано с тем, что те, кто занимаются музыкой или танцами, они имеют дело с произведениями, которые разворачиваются во времени. Потом мы узнали, что первый российский мультфильм был снят балетмейстером, и все стало на свои места.
- Преподавателей вы находите сами или они к вам приходят по своему желанию?
- Преподавателей взять неоткуда, потому что тут каждый самородок. Два года назад преподавателей было два: я и Елена Николаевна Волкова, собственно, инициаторы проекта. С прошлого года стало три преподавателя, в этом году даже целых четыре. В прошлом году появился преподаватель Мария Чекменева, она к нам пришла от фотографии, в этом году мы оформили официально на работу нашу воспитанницу Бабкину Ксению, которая пришла полтора года назад. Замечательная девушка, в этом году в составе творческой группы она получила первую премию в номинации «Театр, кино, анимация» на областном конкурсе творчества молодежи «Культпоход».
- Какие у вас направления анимации? Только пластилиновая или рисованная тоже есть?
- Сейчас это в основном пластилиновая перелепка или перекладка. У нас была старшая группа учеников по рисованной анимации, но преподаватель ушел, и занятия на этом, соответственно, прекратились.
- Какое у вас финансирование? Государство помогает или фонд Прохорова – это первое серьезное вложение?
- Фонд Прохорова – первое серьезное вложение, но государство, конечно же помогает. Благодаря департаменту образования, науки и молодежной политики и нашему созаявителю по гранту арт-группе «Квадрат», нам предоставили помещение.
- А вы планируете расширяться как студия?
- Именно как студия, мы сможем расширяться тогда, когда будет достаточно преподавателей.
- Недавно вышел в прокат воронежский мультфильм «Снежная королева». Как вы к нему относитесь? Многие его ругают за упор на спецэффекты, а не сюжет.
- Я очень хорошо отношусь к этому. И думаю, что здесь нужно просто постучать по голове этого человека и сказать: «Алло, мультфильм сделали в Воронеже!» Полнометражный! Его за рубежом прокатывают! Какая разница, какого он качества в том или ином частном аспекте? Он сделан, он состоялся как проект. Теперь наш город входит в число тех городов, где есть анимация. А это дорогого стоит.
(фото GeosИнформ)