Воронеж. 02.10.2013. ABIREG.RU – Аналитика – В конце сентября в Москве на расширенном заседании комитета российской ТПП по предпринимательству в легкой и текстильной промышленности, правления Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности и отраслевой Комиссии РСПП представители воронежского ЗАО «Промтекстиль» попробовали пролоббировать несколько предложений, как в условиях ВТО поддержать отечественные предприятия текстильной промышленности. Коммерческий директор «Промтекстиля» Константин Мизгунов утверждает, в частности, что без помощи государства осуществить модернизацию, в которой так нуждается легкая промышленность, невозможно.
- О каких предложениях идет речь? Какие меры поддержки вы хотите получить от государства?
- По итогам прошедшего в Москве совещания, в котором мы приняли участие, были выработаны предложения для правительства по поддержке нашей отрасли. Что-то уже сейчас предпринимается – субсидирование 2/3 ставки рефинансирования закупок хлопкового сырья и инвестиции в перевооружение и оборудование. Но этого недостаточно.
Так, на рассмотрение правительства вынесено предложение по субсидированию затрат на электро- и теплоэнергию, затрат на транспортировку сырья и производимой продукции и выставочную деятельность. Кроме этого, мы попросили предпринять меры по поддержке студентов, обучающихся нашим, текстильным специальностям, - чтобы выпускникам техникумов доплачивали первое время стипендии.
Понимаете, осуществляемая сейчас государством поддержка - скорее «рыба», а мы попросили «удочку». Основное предложение, с которым выступил «Промтекстиль», - рассмотреть возможность совместного финансирования инвестпроектов по принципу 50 на 50. Соответственно, мы готовы поделиться с государством долей собственности - также в 50%.
- В текстильной промышленности настолько все плохо, что вы готовы даже делиться собственностью?
- Чтобы вы понимали... Когда к нам приезжают немцы и итальянцы, они удивляются: «Как вы на таком оборудовании умудряетесь делать такие конфетки?» Банки оценивают состояние в легкой промышленности достаточно критично. Поэтому взять кредит на техперевооружение с той нормой рентабельности, которая есть в текстильной промышленности, невозможно, чтобы его потом без проблем отдать. Соответственно, техническое перевооружение под большим вопросом. И тем не менее, производя продукцию на этом устаревшем оборудовании, уже сейчас мы начинаем выдавливать с рынка иностранные компании. Возьмем, например, фильтровальные ткани на горно-обогатительных комбинатах. Мы сейчас заключили контракт с «Норильским никелем», выдавив финнов. Их ткань прошла 900 часов испытаний при работе на фильтрах, наша – 800 часов. Притом что наша ткань в два раза дешевле. Но чтобы уж совсем конкурировать с западными компаниями, чтобы ткань была на уровне мировых стандартов, нужно оборудование. Мы отдаем себе отчет в том, что, если нет технического перевооружения, долго мы так не протянем.
На сегодняшний момент правительство признает две самые проблемные отрасли, которые нужно дотировать, - сельское хозяйство и легкая промышленность.
- Вы надеетесь, что ваши предложения кто-то будет рассматривать?
- Да, конечно. Более того, уже существует конкретный перечень поручений президента, какие конкретные меры поддержки легкой промышленности должны быть проработаны.
- Это вас так вступление в ВТО так подкосило? Почему такая критическая ситуация сложилась?
- Тому много причин. ВТО - совсем не главная. «Промтекстиль» существует с 49-го года. Проверяющие органы прекрасно знают, где мы располагаемся, и посещают нас с завидной регулярностью. А ИП через дорогу, которое выпускает перчатки не пойми на какой пряже, - нет, поскольку их даже в реестре нет. У нас месяца два назад в Вышнем Волочке пропала машина с пряжей. Нашли. Возбудили уголовное дело. Выяснилось: мы покупаем эту пряжу по 97 рублей, а эти ребята «дернули» у нас фуру на 1,5 млн рублей, отправили ее в Кинишму (там есть порядка 10 предприятий, которые в подпольных цехах выпускают ткань), продали там пряжу по 50 рублей. Не забываем, что все эти нелегальные предприятия платят черную зарплату и не платят налоги.
Для «Промтекстиля» ВТО ничем серьезным не грозит. Мы на самом деле в этом режиме живем уже 10 лет. Границы у нас, считай, открыты за счет контрафакта, который хлынул из Китая. Контрафакта, заходящего в Россию по смешной цене, - около 36% от общего объема рынка. В производстве технических тканей, где мы работаем, поменьше - 15-18%. Большинство предприятий, которые выпускали чулочно-носочную продукцию, разорились. Лишь немногие научились выживать и лавировать. А от того, что мы теперь официально стали работать в ВТО, на мой взгляд, только польза - стали более понятными правила игры. Если будет заходить легальный товар по легальным пошлинам, которые согласованы с западными партнерами, в этом я не вижу ничего страшного.
- Когда вы рассчитываете, что эти меры будут приняты?
- Следующее совещание совместное с Минпромторгом, Минэкономразвития и Минфином состоится в конце октября. Уже должно быть принято какое-то решение.
ЗАО «Промтекстиль» специализируется на выпуске текстильных материалов, является ведущим предприятием России и входит в тройку лидеров по производству технического текстиля. В ассортименте предприятия свыше 40 видов хлопчатобумажных, синтетических и смесовых тканей, отвечающих запросам современного рынка. Уставный капитал – 20,6 млн рублей. Выручка от продажи за 2012 год – 362 млн рублей. По данным компании, «Промтекстиль» занимает 80% российского рынка по производству абразивных материалов на тканевой основе, около 3% - фильтровальных тканей, около 20% - тканей для резинотехнических изделий (транспортерные ленты, клиновидные ремни).