29 ноября 2024, 15:48
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Гендиректор воронежской ГК «Регион-Терминал-Центр» Надежда Мазалова: «Наша деятельность направлена на снижение таможенных пошлин»

07.10.2013 18:24
Автор:
Эксклюзив - Когда речь идет о проекте стоимостью в миллионы или даже миллиарды рублей, цена «растаможки» имеет большое значение. Ведь изменение этой суммы всего на 1% для инвестора может быть равнозначно стоимости, например, одного станка или единицы техники. И почти все здесь зависит от компетенции таможенного брокера.

Воронеж. 07.10.2013. ABIREG.RU – Эксклюзив – Когда речь идет о проекте стоимостью в миллионы или даже миллиарды рублей, цена «растаможки» имеет большое значение. Ведь изменение этой суммы всего на 1% для инвестора может быть равнозначно стоимости, например, одного станка или единицы техники. И почти все здесь зависит от компетенции таможенного брокера. Простыми словами о сложном – процессе таможенного оформления товаров – в эксклюзивном интервью «Абирегу» рассказывает владелец ГК «Регион-Терминал-Центр» Надежда Алексеевна Мазалова.

– На каком этапе сегодня находится реализация проекта строительства таможенно-логистического терминала на международном автомобильном пункте пропуска (МАПП) на границе с Украиной?

– Прежде всего, необходимо отметить, что данный проект позволит решить основные задачи по организации таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границы Российской Федерации.

Эти задачи являются одним из направлений деятельности Правительства РФ и закреплены в концепции государственной политики в сфере обустройства границы, транспортной и внешнеэкономической стратегии России до 2020 года.

С целью реализации указанной концепции строительство таможенно-логистического терминала «Черноземье» будет осуществляться на границе с Украиной, в непосредственной близости с МАПП «Бугаевка» Кантемировского таможенного поста Воронежской таможни.

Сметная стоимость проекта оценивается в 150 млн рублей, объект будет размещаться на участке площадью 25 тыс. кв. м. Инфраструктура таможенно-логистического терминала включает в себя: складские помещения, открытые складские площадки, административное здание и вспомогательные постройки. ТЛТ «Черноземье» будет оснащен новейшим оборудованием для осуществления таможенного контроля: мобильным инспекционно-досмотровым комплексом (МИДК), системой радиационного контроля, рентгеновской техникой.

Планируется строительство объектов и социальной инфраструктуры, таких как гостиница, кафе, автозаправочная станция.

В настоящий момент проект находится на завершающем этапе подготовки проектно-сметной документации. Получены все технические условия на объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, проведены необходимые инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания.

Строительство таможенно-логистического терминала планируется начать уже осенью этого года. Тогда как земляные работы на участке начнутся до наступления холодов, для того чтобы ранней весной можно было начать строительство основных объектов, а также внешних сетей инженерной инфраструктуры в полном объеме. В зимний период будет проведен тендер на выбор генерального подрядчика создания таможенно-логистического терминала, заключены договоры с сетевыми компаниями на период строительства.

Основной этап строительства намечено осуществить весной-летом 2014 года, в третьем квартале будут произведены следующие работы: ввод в эксплуатацию основных объектов строительства, сдача в эксплуатацию внешних сетей инженерной инфраструктуры, завоз оборудования, техники, благоустройство территории. В четвертом квартале 2014 года – открытие.

– Ввод в эксплуатацию ТЛТ приведет к новым преобразованиям в таможенном администрировании?

– Поясню, мощности МАПП «Бугаевка» рассчитаны на пропускную способность до 500 автотранспортных средств в сутки, однако реальный среднесуточный поток составляет порядка 30-40. Одной из причин такого положения является отсутствие возможности таможенного оформления непосредственно в приграничной Кантемировке.

Строящийся ТЛТ, оснащенный современным оборудованием, использующий передовые таможенные технологии (удаленный выпуск, предварительное информирование, электронное декларирование) позволит существенно упростить процесс таможенной очистки и сократить логистические расходы.

Создаваемые комфортные условия для экспортеров и импортеров будут способствовать увеличению товарооборота и являться реальным механизмом для улучшения транзитной привлекательности региона.

По состоянию на сентябрь 2013 года в России функционируют 45 таможенно-логистических терминалов, расположенных вблизи госграницы. В том числе в соседних регионах на российско-украинском участке границы их насчитывается 13: по три ТЛТ в Белгородской, Ростовской и Брянской областях, четыре – в Курском регионе.

Воронежская область имеет общую границу с Украиной протяженностью около 100 километров, МАПП «Бугаевка» включен Федеральной таможенной службой в перечень приграничных пунктов пропуска, где целесообразно создавать таможенно-логистические терминалы.

– С какими проблемами чаще всего сталкиваются на таможне участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД)?

– В первую очередь стоит отметить слабую подготовку реализации заключенных внешнеторговых договоров, отсутствие понимания у компаний тех вопросов и сложностей, с которыми приходится сталкиваться при пересечении товарами границ Таможенного союза, а также в процессе их декларирования. Основной ошибкой участников ВЭД является то, что вначале товар ввозится и только после этого решается вопрос, что нужно сделать для того, чтобы осуществить таможенное оформление. И, как следствие, – непредвиденные или незапланированные расходы, которые обуславливаются непроработанной в плане таможенного оформления сделки.

Также следует отметить непрозрачность и непредсказуемость деятельности таможенных органов, которая связана с применением системы управления рисками. Например, если сумма сделки окажется чуть ниже средней по рынку, управление рисками может внести в нее корректировку. В этом случае наша задача – отстоять обоснованность суммы и доказать свою правоту.

В нашей деятельности основным приоритетом является сокращение издержек наших клиентов. Такого результата можно достичь только в случае планирования хода таможенного оформления. В этом случае наши клиенты могут заранее оценить все возможные риски, связанные с ценой товара, страной происхождения и другой информацией о грузе, которую необходимо учитывать в связи с особенностями таможенной очистки в России. Все, что может повлиять на скорость таможенного оформления, нам известно заранее и доступно нашим клиентам.

– Какое количество таможенных операций зафиксировано в Воронежской области по итогам первого полугодия 2013 года, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года?

– Если говорить об объемах импорта Воронежской области, произошло его увеличение на 18-20 процентов в общем массиве деклараций за счет роста количества участников ВЭД и индустриально-аграрной направленностью развития нашего региона. Что касается экспорта, то происходит снижение показателей. В балансе товарооборота соотношение импорта к экспорту составляет 75:25.

Если говорить о повышении деловой активности импортеров Воронежской области, мы отмечаем повышенный интерес всех крупных предприятий к модернизации производства, которая напрямую связана с ввозом технологического оборудования. Немаловажное значение для нашей области имеет ее аграрная составляющая. В этой связи нами также отмечается повышение активности компаний. Динамично ввозятся семена сельскохозяйственных культур. Кроме того, осуществляется активный ввоз автомобильного, сельскохозяйственного и специализированного транспорта. Приток данной группы товаров объясняется исключительной компетенцией Воронежской таможни в рамках Центрального таможенного управления на таможенное оформление колесных транспортных средств. В этом плане мы хорошо работаем с импортерами из других регионов.

– Какая группа товаров наиболее выгодна для работы таможенного брокера в лице вашей компании?

– Мы работаем по всем категориям товаров и не делим наших клиентов на выгодных и невыгодных. С точки зрения коммерции, для таможенного брокера наиболее выгодно оформлять однотипные товары, ввозимые и вывозимые с периодичностью и в больших объемах. В этом случае при минимальных рисках и с минимальными усилиями брокер получает стабильную прибыль.

Но наша компания пошла по иному пути, более сложному и интересному. С самого начала нашей деятельности было принято решение о специализации на ввозе многокомпонентного технологического оборудования. Это наиболее сложная, трудоемкая и рискованная в плане таможенного оформления категория товаров. Ведь мы должны не только быстро и профессионально произвести декларирование товара, но еще и доказать таможенному органу право участника ВЭД на нулевую ставку пошлины, а иногда и НДС, а значит – учесть его экономические интересы.

Поставленная задача потребовала определенным образом структурировать нашу компанию, сейчас в ней работают грамотные технические специалисты, юристы, программисты и, конечно, аттестованные сотрудники по таможенному оформлению.

– Как вы реагируете на выявленные нарушения различных ведомств?

– Вы знаете, серьезных нарушений у нас нет. Наша компания работает уже 15 лет на рынке таможенных услуг, мы законопослушны, входим в реестры надежных деловых партнеров и добросовестных налогоплательщиков.

С другой стороны, за время работы у нас возникали разные ситуации. Из-за противоречивости законодательства и желания различных ведомств Федеральной таможенной или налоговой службы трактовать закон в свою пользу бывают и спорные вопросы. Если урегулирование проблемы во внесудебном порядке не приносит результатов, вопрос передается на рассмотрение в суд.

– Помимо профессионализма, что еще необходимо в работе таможенного брокера?

– Прежде всего – лицензия на осуществление деятельности таможенного представителя. Ее получение – достаточно сложный процесс, который предполагает соблюдение ряда существенных требований и процедур в данной сфере. Одним из самых главных требований является предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму эквивалентную 1 млн евро.

Около трех лет назад из-за увеличения обеспечительных мер не все таможенные брокеры смогли соответствовать такому требованию. Одни вылетели из бизнеса, другие ушли в тень и начали работать «в серую», без лицензии, перекладывая таможенные риски на клиентов. В это же время в сфере околотаможенного бизнеса произошел определенный передел рынка. Он был связан с изменением таможенного законодательства, которое дало право участникам ВЭД не быть привязанными к региональным таможням.

– После передела рынка оборот компании значительно увеличился?

– Мы планомерно увеличиваем выручку примерно на 5-8% в год. Я думаю, что именно наша репутация привлекает к нам новых клиентов. Кроме того, мы расширяем сферу услуг, которые оказываем постоянным клиентам. Передел рынка не сильно влияет на клиентскую базу. Ведь ни для кого не секрет, что в наше время самое важное – это оказать качественную услугу, обеспечить сервис и завоевать лояльность клиента.

– Какой процент от стоимости товара составляют таможенные расходы? И как их посчитать?

– Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Давайте немного отвлечемся от заданного вопроса и рассмотрим основную функцию таможенного органа – фискальную. Преимущественную часть таможенных расходов составляют обязательные платежи неналогового характера (таможенная пошлина, сборы) и налоги (НДС, акцизы). В свою очередь, таможенные расходы индивидуальны для каждой сделки и зависят от многих факторов (вида внешнеторговой операции, таможенной процедуры, характеристик перемещаемого товара и пр.).

Однако есть факторы, влияющие на величину таможенных расходов, а именно – квалифицированный подход к определению таможенной стоимости, страны происхождения товаров, условий применения той или иной таможенной процедуры, а также знание законодательной базы. Не могу не отметить коммерческую составляющую таможенных расходов, к которой следует отнести расходы по транспортировке товаров и их хранению в ходе таможенного оформления. Обычно товары хранятся на специальных складах временного хранения, находящихся под таможенным контролем. При этом существенно сократить указанные расходы помогают профессиональные решения при определении логистики и заблаговременная подготовка сделки к таможенному оформлению.

– Вы говорите, что стремитесь снижать расходы клиентов при ввозе товаров, но разве не с этих денег вы зарабатываете?

– Как я отмечала ранее, основные расходы, касающиеся таможенного оформления, все-таки связаны с уплатой таможенных платежей. Говорить об их снижении, конечно же, неуместно. Однако доказать право клиента на применение нулевой ставки пошлины или предусмотренной законом льготы, а также оптимизировать коммерческие расходы в рамках внешнеэкономической сделки мы считаем нашей приоритетной задачей.

Приведу пример. Сейчас мы получили лицензию на хранение иностранного товара на складе в течение трех лет. За это время он отдельными партиями растамаживается и реализуется прямо с таможенного склада, что очень выгодно и клиенту, и нам. Мы выбрали направление развития нашего бизнеса, подразумевающее расширение сферы услуг. Именно за счет этого происходит увеличение выручки.

– И все-таки, какой процент от сделки таможенного оформления вы зарабатываете, как говорится, «на карман»?

– В наши тарифы не заложены проценты от сделки. Все зависит от объема работ и вида заказываемой услуги. Очень часто, прежде чем оказать услугу, мы проводим переговоры с нашими клиентами, в ходе которых и приходим к пониманию вида и стоимости помощи. Иногда разговор идет об оказании услуги в комплексе на аутсорсинге.

Безусловно, анализируется и общий объем финансирования сделки. Сейчас я вас, наверное, удивлю: стоимость сделки учитывается при ее незначительности. В этом случае мы можем предоставить скидки, так как понимаем, что издержки по статьям расходов при таможенном оформлении могут сделать товар неконкурентоспособным.

Если брать крупные сделки, то наш процент укладывается в рамки 0,5-1,5 процентов.

Вы знаете, как это ни пафосно звучит, но мы работаем на страну, а не на карман, так как исправно платим налоги и работаем «в белую».

– Какие крупные сделки вам запомнились больше всего?

– Очень хороший вопрос. Запомнились значимые проекты Воронежской области, в которых принимало участие ГК «Регион-Терминал-Центр». Сюда входят инвестиционные проекты индустриального парка «Масловский», в частности, строительство новых заводов – «Сименс Трансформаторы», «Воронежсельмаш», создание холдингом ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» производства стройматериалов в Россоши (Воронежская область). Кроме того – модернизация производства на предприятиях Воронежской области, входящих в состав ООО «Продимекс-Холдинг», создание собственной производственной базы ОАО «ДСК», оснащение развлекательного комплекса «Сити-парк «Град», увеличение объемов продаж шин компанией «Пирелли Тайр Руссия».

Все указанные проекты связаны с инвестициями в основной капитал предприятий.

Нами подписано соглашение о сотрудничестве между ООО «Регион-Терминал» и ОАО «Воронежская индустриальная корпорация» – управляющей компанией индустриального парка «Масловский». Таким образом, мы договорились об оперативном обмене информацией, оказании консультативной и информационной поддержки. Со своей стороны, компания «Регион-Терминал» выразила готовность оказывать резидентам парка полный спектр логистических и сопутствующих услуг. В свою очередь, корпорация поможет организации нашего офиса на территории индустриального парка.

– Надежда Алексеевна, как вы пришли в сферу таможенного бизнеса?

– Все произошло в 1991 году, когда таможенная служба только зарождалась. В это время было плановое ведение народного хозяйства, я занималась аналитическими расчетами финансово-хозяйственной деятельности в системе электронной промышленности, имела дело с импортом товаров и занимала значительную должность.

Я понимала, что плановая экономика обречена и ее место займет рыночная экономика. Мне поступило предложение участвовать в конкурсе на должность главного бухгалтера во внешнеэкономическом предприятии, напрямую связанном с таможенной деятельностью. Это было абсолютно новое направление, заинтересовавшее меня. Кроме того, присутствовала доля риска и ощущение, что в этом новом деле многое зависит от меня. Мне пришлось много учиться и получать знания в новых сферах: финансовой, валютной, управленческой, юридической. В этом смысле я оказалась первопроходцем.

– Я поняла, бизнес у вас достаточно трудоемкий. Справляетесь в одиночку с руководством компанией?

– Бизнес не только трудоемкий, он связан с огромной долей риска, мои методы управления авторитарны. Тем не менее я нахожусь в тесной связке с моей командой. Это коллектив единомышленников, связанных многолетней совместной деятельностью, знающих нашу общую цель. Это надежные и ответственные люди, обладающие знаниями и квалификацией. За долгие годы работы я воспитала прекрасных управленцев, за будущее своего бизнеса я уверена.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0