Липецк. 15.10.2013. ABIREG.RU – Светская хроника – 12 октября в рамках «блогерской субботы» состоялась экскурсия по Новолипецкому металлургическому комбинату, организованная БлогоМедиаЦентром. Маршрут пролегал через цеха комбината, показывая весь производственный процесс от сырья до профлиста с небольшим экскурсом в историю комбината и его предшественников.
За 80 лет металлургический гигант превратил небольшой райцентр Воронежской области в полумиллионный областной центр. Сам комбинат стал городом в городе – со своими улицами, транспортом, железнодорожной сетью, протяженностью 550 км и даже своим зоопарком. Сейчас комбинат занимает 28 квадратных километров, на нем работает каждый 16-й липчанин. Ежедневно на комбинат поступает 1000 вагонов сырья и отгружается 520 вагонов готовой продукции.
Обо всем по порядку.
Местом сбора блогеров был выбран памятник металлургам, называемый в народе «чугунки». К назначенному часу сюда подтянулась пишущая и фотографирующая братия из Липецка, Воронежа и даже Пензы, откуда блогеры добирались более пяти часов.
Здесь нас встретили организаторы мероприятия – блогер Алексей Логинов и специалист пресс-службы НЛМК Людмила Караваева. Убедившись, что все в сборе, мы забрались в экскурсионный автобус и отправились на заводскую территорию.
Охрана комбината контролирует всех входящих-выходящих не хуже таможни какого-нибудь «братского государства». Сличив экскурсантов с паспортными данными, поданными за несколько дней до события для получения пропусков, охрана впустила нас на территорию комбината.
Нашим экскурсоводом стал один из инженеров комбината, на объектах передававший слово специалистам конкретных цехов. Так что описание технологических процессов было подробным и изобиловало цифрами.
Первая остановка. ДП №6
Первым объектом экскурсии стала домна №6 - вторая по мощности печь комбината. Она огромна - ее высота более 30 метров, а ширина около 20.
Проведя краткий инструктаж по технике безопасности и настоятельно порекомендовав не трогать раскаленный металл, нам раздали каски, перчатки, халаты с логотипом НЛМК и провели в цех.
Вообще, на комбинате уделяется большое внимание технике безопасности. Кругом развешаны таблички по охране труда, с текстами, напоминающими детские страшилки, убеждающие рабочих не отрезать себе руки и ноги различными изуверскими способами, а за отсутствие средств защиты мастера ругают работников нехорошими словами.
Доменная печь построена в 1978 году, последний раз останавливалась на реконструкцию в 2001 году и вот уже 12 лет работает непрерывно, производя в год 2,9 млн тонн чугуна, который выплавляется из сырья, поставляемого принадлежащим НЛМК Стойленским ГОКом. По оценкам геологов, его запасов хватит еще на 200 лет работы комбината. Твердое топливо - кокс - поставляется ОАО «Алтай-кокс», также входящим в группу компаний НЛМК.
Сырье подается в верхнюю часть домны. За восемь часов, после череды химических реакций, увеличения температуры и давления, капельки чугуна и шлак доходят до горна - нижней части домны. По четырем желобам расплавленный чугун разливается в огромные ковши, которые везут его в другие цеха. Вслед за металлом отправились и мы.
Вторая остановка. Стан-2000
Территория комбината столь огромна, что передвигаться между цехами предприятия приходилось на автобусе. Но и на транспорте перемещение между объектами занимает около 10 минут.
Стан-2000 горячей прокатки НЛМК введен в строй 1970 году. Производит прокат шириной до 1850 мм, толщиной от 1,45 мм до 16 мм и массой до 36 тонн. Длина прокатного стана - 880 метров, а самого цеха более километра. Здесь привезенные по железной дороге заготовки разогреваются в специальной печи до 1200 градусов и прокатываются в стальные листы, проходя через множество валков. При каждом проходе толщина листа уменьшается, сам лист охлаждается водой, свертывается в рулон и отправляется в цех холодной прокатки.
Третья остановка. Цех холодной прокатки
При холодном прокате стальной рулон снова проходит через множество валков и становится еще тоньше - минимальная достигаемая на заводе толщина 0,15 мм. Здесь же металл оцинковывают и покрывают полимерами. Оцинковка листа происходит, когда он проходит через специальную цинковую ванну, а толщина покрытия регулируется газовыми ножами, издающими сильный шум.
Достигший нужных для заказчика свойств лист отправляется на покраску. Нужный цвет листу придают валки, находящиеся в ванной с краской. Покрашенный участок проката просыхает в специальной печи.
На протяжении всего пути сопровождавшие нас работники комбината следили, чтобы никто не терялся, и сгоняли наиболее ретивых блогеров оттуда, где им быть не положено.
Четвертая остановка. «Лебединое озеро»
25 октября 1978 года рядом с цехами сталеплавильного и прокатного производств создано «Лебединое озеро» - заводской живой уголок. Помимо озера, наполняемого очищенными технологическими водами предприятия, здесь расположился небольшой парк и вольеры для птиц.
По озеру плавают утки, лебеди и гуси различных видов, в самом водоеме живет рыба. В вольерах содержится множество неводоплавающих птиц: страусы, журавли, аисты, павлины, фазаны и другие.
Три часа экскурсии пролетели незаметно. На выезде охрана вновь проверила автобус. Убедившись, что мы не прихватили с собой 30-тонный сляб, автобус пропустили через проходную и он благополучно доставил нас к тому же памятнику «чугункам», где мы еще долго фотографировались на фоне местных достопримечательностей и делились впечатлениями. Как выяснилось, в последние время НЛМК регулярно организует экскурсии для блогеров, однако впервые она стала столь многочисленной.
P.S. Благодарю Алексея Логинова и Людмилу Караваеву за организацию тура.