WorldClass

30 сентября 2024, 14:25
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Коммуна // «Фантомы» на дорогах

01.11.2013 19:06
Областное правительство взялось за решение крайне сложной задачи: ликвидировать во всём регионе нелегальные пассажирские перевозки По оценке Департамента промышленности и транспорта, годовой ущерб автотранспортных предприятий Воронежской области от деятельности нелегальных перевозчиков составляет более 180 миллионов рублей. При этом казна и внебюджетные фонды недополучают 26 миллионов рублей, а ведь их можно направить на развитие сельского пассажирского автопарка.

Областное правительство взялось за решение крайне сложной задачи: ликвидировать во всём регионе нелегальные пассажирские перевозки

По оценке Департамента промышленности и транспорта, годовой ущерб автотранспортных предприятий Воронежской области от деятельности нелегальных перевозчиков составляет более 180 миллионов рублей. При этом казна и внебюджетные фонды недополучают 26 миллионов рублей, а ведь их можно направить на развитие сельского пассажирского автопарка. Чтобы исправить создавшееся положение, губернатор Алексей Гордеев определил ряд мер – контрольных и штрафных. Одобряя такие действия, всё же надо признать: проблема куда шире, поскольку она носит всероссийский масштаб.

По мнению Алексея Гордеева, выходом из создавшейся ситуации может стать система межведомственного взаимодействия, создание специальной комиссии и целой сети районных рабочих групп по контролю и борьбе с нелегальными перевозками. Кроме того, он поручил региональному правительству разработать проект закона, который ужесточит санкции за работу перевозчиков на маршрутах регулярного следования без договора.

В принципе, тут нет ничего нового, однако таковы уж реалии властных полных полномочий субъектов Федерации.

Даже если ознакомиться лишь с заголовками свежих публикаций СМИ других российских регионов, то можно обнаружить схожесть подходов к исправлению вопиющего положения в сфере перевозочного бизнеса. Вот, скажем, электронные издания сообщают: «В Петербурге прошла облава на таксистов-нелегалов», «Сочинские полицейские открыли сезон охоты на такси без «шашечек», «В Костроме хотят заставить частных перевозчиков работать на внутриобластных маршрутах по установленным правилам».

Между прочим, костромской губернатор Сергей Ситников намеревался выступить на заседании Совета ЦФО, которое проходило в Воронеже в середине мая нынешнего года, но не «вписался» в повестку дня. О чём бы глава региона повёл речь, можно судить по его эмоциональному интервью, которое прошло накануне означенного заседания по местному телеканалу «Русь», и нашло отражение в Интернете.

– Регулярные и внеплановые рейды – это пока самая эффективная мера борьбы с нарушителями. Сейчас нелегалов ловят у нас прямо на трассе. В итоге автобус отправляется на штрафстоянку. Департамент транспорта информирует прокуратуру о том, что на трассе работает нелегал. Но далее происходит странное. Прокуратура заявляет: «В рамках тех материалов, которые нам представлены, мы никаких мер прокурорского реагирования принять не имеем права. У нас нет таких полномочий». Я отказываюсь это понимать! С кем мы завтра будем разговаривать, когда у нас разобьют людей, когда у нас будут трупы?! Надо обязательно усилить контроль надзорных органов за неукоснительным соблюдением правил безопасности при перевозке населения.

К слову, воронежский губернатор высказывается недавно в том же духе:

- Сегодня необходимо иметь поддержку со стороны всех надзорных органов - административных комиссий, судов, прокуратуры, УФАС, а также со стороны ГИБДД, Гостехнадзора и судебных приставов. В Воронеже есть опыт борьбы с нелегалами на маршрутах. Например, один из владельцев микроавтобуса собирал с пассажиров деньги в собственный карман. После двух предупреждений (с опросом свидетелей и составлением протокола) официальные документы были направлены мировому судье, и он вынес вердикт о конфискации «ГАЗели». Вот так и нужно действовать.

Кстати, в мае 2013-го Администрация Костромской области выступила с инициативой: провести специальное всероссийское совещание по автонелегалам в Минтрансе РФ. Регион даже намеревался внести предложение: ужесточить санкции в отношении недобросовестных предпринимателей и увеличить размер штрафа за работу без договора с 10 до 100 тысяч рублей. Но, увы… Получается, нужно не ждать милостей от вышестоящих властей, а действовать на уровне региональных парламентов.

Надо полагать, воронежские областные депутаты согласятся с губернатором, что предусмотренные ныне действующим областным законом штрафы (от 3 до 5 тысяч рублей на водителя, от 10 до 15 тысяч рублей на должностных лиц и от 20 до 50 тысяч рублей на юридических лиц) не пугают нерадивых перевозчиков, так как получаемые ими доходы не сопоставимы с фискальными санкциями.

А ведь нелегальный извоз существует практически во всех районах Воронежской области и растёт быстрыми темпами. Между сёлами и городами, в том числе от Воронежа до Москвы, курсируют «фантомы»: они вдруг появляются до прихода рейсового транспорта, загружают пассажиров без выдачи билетов и моментально исчезают. Или вот в прошлом сентябре департамент промышленности и транспорта проинформировал президиум облправительства: «Только за два месяца выявлено 50 автобусов и микроавтобусов, которые осуществляли перевозку пассажиров под видом заказных. Кроме того, нелегальными перевозками занимаются более 500 легковых автомобилей».

Можно предположить, что штрафы играют всё же большую роль, чем взывания к совести и правильные «программные» заявления. Ну, скажем, ещё 19 марта 2009 года состоялось заседание рабочей группы Комитета по предпринимательству Воронежской областной Думы. Кроме депутатов, в её состав входили специалисты-транспортники, представители бизнеса, милиции и прокуратуры. Речь шла о том, как обеспечить прозрачность перевозок и постепенно вытеснить с городских улиц «левые» такси.

Открывая заседание, председатель комитета Евгений Китаев сказал:

- Мы преследуем три цели: развитие бизнеса, обеспечение более полных налоговых поступлений в бюджет и безопасности граждан.

Результат, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Впрочем, любая рабочая группа – это всего лишь совещательно-рекомендательный орган, и спасибо людям уже за то, что они хоть как-то пытаются решить социальную проблему на общественных началах.

Благими целями руководствуется, надо думать, профессиональный парламентарий с солидной зарплатой - первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Александр Бурков, который заявил «Парламентской газете»:

- Проведением рейдов, штрафами порядок на этом рынке навести не удастся. Проблема в том, что стать «официальными» перевозчикам мешает, по сути, действующее законодательство.

В ответ так и хочется воскликнуть: «А чего же вы, дорогие наши избранники, не меняете это самое законодательство?!»

Ещё один зампред, но уже Комитета по энергетике, Олег Михеев тоже говорит умные вещи, но при этом лишь констатирует:

- Легальные компании оказались в более проигрышных условиях, чем «бомбилы». Им необходимо платить налоги, тратить деньги на содержание и эксплуатацию автопарка. Из-за этого стоимость проезда у нелегалов меньше, и, как результат, люди охотней пользуются услугами частных перевозчиков. А спрос, как известно, рождает предложение.

Минэкономразвития РФ точно так же обеспокоен нелегальным частным извозом. У ведомственного Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции есть небесспорный замысел: чтобы «бомбилы» легализовались, им достаточно будет купить по облегчённой схеме недорогой патент и спать спокойно, не боясь налоговой.

Какой именно может быть сумма патента, пока не понятно. В Министерстве надеются получить официальное поручение от Премьер-министра на проведение соответствующих расчётов. Как говорится, улита едет, когда-то будет? К тому же нынешние легальные индивидуальные предприниматели почувствуют себя обманутыми: они будут платить больше, чем владельцы патентов. Не пополнят ли законопослушные граждане ряды «бомбил», как это уже было при непродуманном введении повышенных налоговых ставок для ИП? При том, что среди нелегальных таксистов много людей случайных, большинство таксистов-предпринимателей тоже занимаются частным извозом не из любви к этому нелёгкому делу – на жизнь надо как-то зарабатывать, и желательно честным способом.

Кстати, «автоизвозчиков» и водителей «ГАЗелей» отнюдь не порадовал тот факт, что в конце августа в МКП «Воронежпассажиртранс» поступили 16 новых большегрузных низкопольных автобусов, которые во второй половине октября начали с успехом развозить горожан. Конкуренция, понимаешь! А что бы они сказали, интересно, если бы узнали, что городская управа Калуги разработала новую транспортную схему, объявила всеобщий конкурс и приняла решение: все, кто хочет впредь заниматься перевозкой пассажиров, должны отказаться от использования микроавтобусов «ГАЗель» и использовать более вместительные машины?

Трудно себе представить, чтобы подобное произошло в Воронеже. У нас среди владельцев маршрутов слишком много «крутых» и влиятельных господ, не готовых поступиться своими барышами.

Заместитель директора МКП «Воронежпассажиртранс» Андрей Тульников высказался на портале «Русская планета» так:

- Опыт других городов изучать, конечно же, надо. Допустим, нужно вводить электронные проездные билеты или осуществлять оплату проезда по электронным картам, как это делают в Москве и Липецке. Это было бы хорошо как для перевозчиков, так и для бюджета города.

В общем, под лежачий камень вода не течёт, и хорошо, если вся борьба с нелегальными перевозками от многообещающего замысла перейдёт к реальным и последовательным действиям.

Николай Старых
Коммуна, №162 (26184), 01.11.2013 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0