WorldClass

20 сентября 2024, 07:21
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Высокое бюджетное напряжение: власти регионов Черноземья столкнулись с бюджетным кризисом

14.11.2013 11:10
Автор:
Аналитика - Воронежское облправительство внесло в региональное заксобрание проект бюджета области на 2014 год, доходы которого составляют 67,8 млрд, расходы - 79,3 млрд, а дефицит, оказавшийся предельно допустимым, - 11,5 млрд рублей (14,5%). Его планируется покрывать за счет кредитов и выпуска облигаций. Верхний предел госдолга запланирован на уровне 27,4 млрд (при нынешнем уровне в 19,7 млрд). Столь критическую конфигурацию бюджета усложняет стагнация российской, и воронежской в частности, экономики.

Воронеж. 14.11.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Воронежское облправительство внесло в региональное заксобрание проект бюджета области на 2014 год, доходы которого составляют 67,8 млрд, расходы - 79,3 млрд, а дефицит, оказавшийся предельно допустимым, - 11,5 млрд рублей (14,5%). Его планируется покрывать за счет кредитов и выпуска облигаций. Верхний предел госдолга запланирован на уровне 27,4 млрд (при нынешнем уровне в 19,7 млрд). Столь критическую конфигурацию бюджета усложняет стагнация российской, и воронежской в частности, экономики. Она едва ли обеспечит устойчивое развитие области. Но белгородские власти предпринимают, похоже, более действенные меры, чем воронежские.

Уже не первый год говорится, что правила межбюджетных отношений непрозрачны по всей «владимиро-путинской» вертикали власти. Сбрасывать на регионы социальные расходы дальше невозможно, их бюджеты и так трещат по швам, что ярко иллюстрируют параметры воронежской областной казны-2013. С 2012 года добавилась необходимость выполнять предвыборные обещания Владимира Путина (повышение зарплат бюджетникам, обеспечение жильем детей-сирот, строительство детских садов, переселение граждан из аварийного жилья и так далее). Рост затрат на образование и здравоохранение, в свою очередь, не обеспечил адекватного развития человеческого капитала, да и эффективность огромных социальных расходов невысока.

К тому же бюджетные проблемы регионов по-прежнему разруливаются в ручном режиме. А те субъекты Федерации, которые пытались инвестировать в экономику, чаще всего сами себя наказывают вдвойне, их долговая нагрузка максимальна. В качестве примера можно привести Белгородскую область, где нынешний размер госдолга - 37,7 млрд рублей. То есть он почти в два раза больше воронежского. Параметры бюджета-2014, для сравнения, там следующие: доходы - 48,2 млрд, расходы - 54 млрд рублей.

Впрочем, на Белгородчине все не настолько критично, как может показаться на первый взгляд. Подавляющее большинство займов региона идет на инвестиционные проекты – осуществление замыслов таких крупных агрохолдингов, как, в частности, «Приосколье» Геннадия Бобрицкого, «Агро-Белогорье» Владимира Зотова или «Авида» Елены Романенко, и других структур - поменьше. Вложения и займы возвращались от них не только за счет серьезного расширения налогооблагаемой базы, но и от выкупа долей в их капитале в частную собственность. Изначально они создавались с госучастием.

С другой стороны, губернатор Евгений Савченко отмечает явный кризис в горнодобывающей промышленности, металлургическом комплексе, от которых во многом зависит наполняемость областного бюджета, а частично - в машиностроении. «Мы видим падение объемов производства, выручки, доходности ГОКов и меткомбинатов и уменьшение в два-три раза их прибыли. А основной налог, который мы от них получаем, - налог на прибыль, - объясняет Савченко. - Другой сектор, он менее уязвим и более защищен от влияния внешней конъюнктуры, - обрабатывающий комплекс, сельское хозяйство, малый бизнес, вся сервисная экономика. Вступление России в ВТО повысило риски в целом перед всей нашей экономикой: и той, которая была сориентирована на внешний рынок, и той, которая на внутренний, на областной».

По прогнозам Евгения Савченко, которые он делал в конце лета, облбюджет-2014 будет сопоставим с облбюджетом-2013. Но реальность оказалась чуть хуже ожиданий. Доходы-2013 - 51,9 млрд, а доходы-2014 - 48,2 млрд рублей. В Воронежской области ситуация в таком разрезе, пожалуй, лучше: рост поступлений в областной бюджет предусмотрен на уровне 5,6%. Из-за конъюнктуры цен на металлургическом рынке индекс промпроизводства за девять месяцев 2013 года на Белгородчине близок к 100%, а на Воронежской земле, где экономика более диверсифицирована, - 105,6%.

Несмотря на минимальный рост бюджетных доходов на следующий год, губернатор Алексей Гордеев уже призвал членов облправительства потуже затянуть пояса, напомнил им о необходимости теснее работать с профильными министерствами для привлечения в регион дополнительных ресурсов. А кроме того, дал поручение тщательно подходить к вопросу размещения государственных заказов, на которых можно сэкономить, и уделять больше внимания росту производительности труда. Он самым естественным образом связан и с увеличением валового регионального продукта, и с повышением зарплат. Между прочим, на Белгородчине производительность дает ежегодную прибавку на 10%, за что Белгород, а также Калугу неоднократно ставил в пример Владимир Путин.

«У нас есть огромный резерв экономии - подведомственные учреждения. Пока мы их плохо контролируем, особенно в городе, и все уговоры я прекращаю, - сказал Алексей Гордеев. - Там есть случаи, когда скрывают «мертвые души»: не работая, получают по ведомости зарплату. Теперь за нарушения или злоупотребления в подведомственных учреждениях будут нести личную ответственность руководители ведомств».

Впрочем, есть и другие резервы роста доходов области: борьба с теневым сектором экономики, в том числе нелегальной миграцией, малый и средний бизнес. На недавнем круглом столе в Воронежском госуниверситете, касающемся межнациональных отношений, политолог Александра Глухова констатировала, что только в нынешнем году в регион незаконно въехало до 100 тыс. мигрантов, что допустило, по ее мнению, коррумпированное чиновничество. К тому же многие работодатели, и в первую очередь строители и аграрии, берут на работу официальных мигрантов, их не трудоустраивая. Отсюда - черный нал и бюджетные потери от налога на доходы с физических лиц. Между прочим, минувшим летом на одном из совещаний они оценивались в 4 млрд рублей.

Где-то на 1 млрд упали поступления от обособленных представительств компаний, зарегистрированных за пределами Воронежской области. Львиная доля приходится на структуры «Газпрома» и РЖД.

Но больше всего настораживает в воронежском облбюджете-2014 его значительная социальная составляющая (80%). То есть речь ни в коем случае не идет о бюджете развития, а о бюджете выполнения госфункций и гособязательств. При том, что по доле бюджетных расходов на душу населения регион находился на 60-м месте в России, а, по данным статистики, доходы ниже среднего уровня в 2012 году имело 64,6% населения Воронежской области. На долю 10% наиболее обеспеченных граждан приходилось практически 30% всех денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченных - 2%.

Между тем белгородский губернатор Евгений Савченко начинает уже задаваться вопросами борьбы с теневым сектором. «Реальный сектор экономики дает нам поступления в бюджет в объеме примерно 200-250 тыс. и даже 500-700 тыс. рублей на одного работающего, - рассуждает он. - А в сервисной экономике, где работает преимущественно малый и средний бизнес, - 20-40 тыс. рублей на человека. Мы не должны никогда забывать, что из консолидированного бюджета области в расчете на одного жителя расходуется более 50 тыс. рублей в год. Значит, мы должны с тех, кто работает в экономике нашей области, получать для удовлетворения всех нужд региона минимум 150 тыс. рублей. А мы таких средств не получаем, особенно в текущем году». И действительно, только от металлургии регион недополучил 4 млрд рублей.

Понимая, что Россия скатывается в длительную стагнацию, Савченко требует от подчиненных анализировать работу юрлиц, которые сдают отчеты в налоговые органы с нулевым балансом. «Почему существуют индивидуальные предприниматели и прочие субъекты с нулевым балансом? - заявляет он. - Большинство из них, уверен, работают в серых схемах, не платят налоги, так же, как и их наемные работники. То есть находятся вне наших экономических отношений. Мы должны навести в экономике порядок».

В целом по России прогнозы довольны пессимистичны. Рост валового внутреннего продукта, как сообщают в Минэкономразвития, составит в среднем 3,1% до 2020 года, 2,5% - в 2020-2025 годах и 1,8% - в 2026-2030 годах. Иными словами, действующий кабинет Дмитрия Медведева демонстрирует абсолютную недееспособность.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0