Воронеж. 21.11.2013. ABIREG.RU – Светская хроника – Культурная среда Воронежа развивается все динамичней: только в этом году на смену ежегодному летнему Международному Платоновскому фестивалю искусств пришел фестиваль «местный», «черноземный». Позже обстановка и вовсе накалилась в связи с презентацией доклада московских экспертов «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика». О том, как это происходит и чего же все-таки не хватает культурному Воронежу, рассказал «Абирегу» директор творческой группы «Квадрат» - организатор «Чернозема», а также многих других культурных событий города Дмитрий Большаков.
- За последние пять лет культурный Воронеж, с точки зрения потребителя, сильно изменился. Если раньше - например, в 2008 году - в городе бывали дни, когда не происходило ни одного события, то сейчас человеку, который интересуется культурой в ее «непопсовом» формате, предоставлен довольно широкий выбор: в городе постоянно что-то происходит. Скажем, недавно открылся Event Hall, и рок-музыка сразу вышла на новый уровень: приезжает очень много суперкоманд, звезд с мировым именем, таких как, например The Offspring, Limp Bizkit и так далее - список можно продолжать и продолжать. Также активно в городе развивается джаз: об этом свидетельствуют регулярные «местные» (впрочем, и не только) концерты в «ID кафе» или «Иллюзионе», концерты в зале филармонии. Взгляните на театральную сферу! Если раньше фактически единственным «признанным» театром был Камерный, то с приходом в драматический театр Владимира Петрова (худрук Воронежского театра драмы им. Кольцова, также лауреат «Золотой маски» и бывший профессор школы-студии МХАТ. – прим. ред.) здесь наблюдается значительное оживление – он стал более модным, более, так сказать, «продвинутым». Воронеж обрастает культурой со скоростью снежного кома. Воронеж сейчас уже вышел на уровень Москвы, Екатеринбурга и Питера. Но все же некоторые проблемы существуют.
- О каких проблемах идет речь?
- Основных проблем две: дефицит культурной инфраструктуры и слабая раскрутка мероприятий. Если говорить о первой проблеме, то задумайтесь: какие арт-пространства существуют в городе на сегодняшний день? Выставочный зал на улице Пушкинской не работает. Есть Галерея Х.Л.А.М., в которой один зал отдан под видеопрокат. Галерея «Нефта», ВЦСИ, «Иллюзион», книжный клуб «Петровский» и музей им. Крамского. Для нашего города это очень мало. Та же ситуация и с концертными залами. Нет залов на 100, 200, 300, 1 тыс. мест. Помимо этого, нельзя забывать о том, что инфраструктура – это не просто коробка, но и ее содержимое. А у наших залов (исключая, наверное, лишь Книжный клуб «Петровский»), к сожалению, нет ни нормального звука, ни света. Необходимо развивать имеющиеся арт-пространства, а также создавать новые. Сейчас уже настало время тематических клубов - джазовых, рок- и многих других. Однако пока не находится тех, кто бы захотел в них вложиться. Бизнес этот, мягко говоря, нерентабельный. Государственной поддержки же нет никакой, зато есть аренда, налоги, лицензии, проверки и многое другое. Помимо этого, существует проблема раскрутк» культурных событий. Я не говорю о таких площадках, как тот же Event Hall. Я говорю о концертных залах на 100-200 мест. Как им размещать рекламу? Как сами выкрутятся. Люди зачастую просто не бывают проинформированы о предстоящем мероприятии.
- Что необходимо для решения этих проблем?
- Я не готов ответить. Если говорить об инфраструктуре, очевидно, что нужны центры по типу кластеров, где были бы собраны разные творческие объединения. Например, клуб галерей, мастерские.
- Какое культурное событие этого года можно назвать самым резонансным?
- А вы сами как думаете?
- Возможно, спектакль «Педагогическая поэма» на Платоновском фестивал» (спектакль эстонского Театра №99. - прим. ред.).
- Однозначно, он вызвал какие-то пересуды, но объективно это ни о чем не говорит.
- Судя по реакции зрителей, воронежская публика резко реагирует на попытку эпатажа?
- Никто не эпатировал публику, просто не те люди попали не на тот спектакль.
- Повлиял ли как-либо переезд в наш город московского продюсера Эдуарда Боякова на формирование культурной среды Воронежа?
- Процесс в основном идет независимо от Эдуарда Боякова, хотя он и является достаточно влиятельным игроком. Та дискуссия, которая возникла сейчас вокруг презентованного им доклада («Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика». - прим. ред.), думаю, вскоре утихнет из-за отсутствия конструктивного диалога. Впрочем, это ничуть не снижает значимости исследования.
- А местный фестиваль искусств «Чернозем» оправдал ваши ожидания?
- Он даже превзошел их, так как показал интерес воронежских зрителей к разным сферам искусства. Неполный зал был лишь на современной классике, однако, я думаю, это связано с тем, что концерт совпал с открытием филармонического сезона. «Чернозем» показал, что у подобных культурных событий есть весьма и весьма существенная аудитория. Радует также то, что в Воронеж, который, по сути, является городом с богатой литературной историей, вернулась мода на поэзию. Надеюсь, это будет развиваться и дальше.