Областная дума обязалась в срок до 25 января доработать законопроект, который предусматривает ограничения на торговлю винно-водочными изделиями.
С чем это связано?
Незадолго до Нового года в региональный парламент был внесён «антиалкогольный» вариант закона, который одобрили не все депутаты.
В частности, коммунист Константин Ашифин заявил: «Мы опять действуем лишь запретительными мерами и ставим предпринимательское сообщество в сложное положение. Но почему вы не учитываете точку зрения Торгово-промышленной палаты? Она законопроект не поддержала». В связи с этим было решено создать рабочую группу, которая и должна до 25 января выработать свои предложения по спорному вопросу с учётом интересов не только населения, но и предпринимателей. Затем новый вариант областного закона рассмотрят депутаты.
Означенный законопроект менял время действующего ограничения на продажу алкоголя: им запрещалось торговать не с 23.00 до 8.00, как сейчас, а с 22.00 до 8.00. Кроме того, предлагалось не продавать спиртное в День Победы, День защиты детей, День молодёжи и День знаний, а также в дни городов, посёлков и сёл. Ещё был замысел: ограничить продажу любого алкоголя, в том числе пива, в ресторанах, кафе и барах, расположенных во встроенных и пристроенных к жилым домам помещениях в ночное время.
Собственно говоря, именно третий момент взволновал больше всего депутатов и породил дискуссию. Мол, предлагаемые ограничения ударят по объёмам продаж, по зарплатам, по бюджету и налогам, вызовут нелегальную торговлю; те же наши сограждане, которые пили, так и будут пить. И как вывод: эту проблему надо решать другими мерами - агитационными и просветительскими.
Между тем бизнес во всём цивилизованном мире вынужден считаться с общественными интересами. К примеру, в Финляндии купить спиртное после восьми вечера невозможно. На Западе в торговых точках вообще никакое спиртное ночью не продаётся - ни крепкое, ни слабоалкогольное.
Конечно же, представлявшая законопроект заместитель руководителя областного департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Елена Воронова заинтересована в том, чтобы воронежский бизнес процветал, но она же, в частности, была вынуждена констатировать:
- Людей беспокоят громкая музыка во встроенных питейных заведениях, крики, использование пиротехники, шум от кондиционеров и мощных вытяжек, сигналы машин. И отмахнуться от этого нельзя. К примеру, только в историческом центре Воронежа во встроенных помещениях открыто 77 точек, торгующих спиртным.
Подводя итог дискуссионного заседания, председатель облдумы Владимир Ключников заявил:
- Это сложный закон, но необходимо реагировать на массовые обращения граждан. Мы постараемся учесть и мнение предпринимательского сообщества. Уверен, что нам удастся выработать взвешенное решение.
Комментируя «Коммуне» данное заявление, бывший экономист из Воронежа М.Н. Корнеев сделал предположение:
- Мне кажется, что наш областной парламент пошёл на поводу у предпринимателей, которые вечно сетуют на свою тяжкую долю и маленькие доходы. Но ведь опубликованные в газетах данные Воронежстата говорят об обратном. Напомните их. Считаю также, что для вечерней торговли целесообразно определить отдельно стоящие здания, которые не будут мешать жителям, как магазинчики на первых этажах домов.
Действительно, статистика говорит о росте продаж спиртного в Воронежской области. За январь-ноябрь 2013-го этот рост к соответствующему периоду предыдущего года составил: водка и ликёро-водочные изделия - 101,3 процента, винные изделия - 130 процентов, шампанское и игристые вина - 116,6 процента, коньяк -137,8 процента, напитки слабоалкогольные - 128,7 процента, пиво - 102 процента. При этом общий индекс роста цен за 11 месяцев равен 116,3 процента.
Ещё один наш читатель - бывший милиционер С.А. Кузнецов, проживающий в Советском районе города Воронежа, обращает внимание вот на что:
- Увы, ночью можно продавать почти бесконтрольно «палёную» водку. Сегодня теневой оборот спиртного огромный. На здоровье людей наживаются «подпольные» алкогольные бароны. К тому же значительная часть преступлений в позднее время совершается в пьяном угаре не где-нибудь, а у магазинов, закусочных и кафе. При этом страдает ни в чём не повинное население близлежащих домов. Не стоит верить и байкам о том, что из-за ограничений будет процветать продажа спиртного таксистами и на квартирах - не те ныне времена, когда водку вообще нельзя было купить. Сейчас выбор велик, а к любому приличному застолью можно подготовиться заранее.
Воронежский инженер В.П. Касьянов поведал «Коммуне», что свой очередной отпуск он провёл в Липецке - перед новым годом отдыхал в одном из санаториев. В местной газете нашёл заметку про решение областных депутатов - «его надо бы учесть их воронежским коллегам».
Оказывается, в названном регионе с 1 декабря наложен запрет на продажу алкоголя в питейных заведениях и магазинах, которые расположены в жилых домах со входом со двора или торца.
Вообще-то, в Липецкой области вот уже полтора года действует мораторий на продажу алкоголя с 22.00 до 10.00! Начало столь жёсткой антиалкогольной кампании сопровождалось акциями протеста со стороны предпринимателей и даже судами. Но на сайте регионального Управления потребительского рынка и ценовой политики можно найти информацию и том, что «было много шума из ничего»: количество торговых точек, осуществляющих продажу спиртного, за год сократилось всего лишь на 6,5 процента. Зато липчане стали потреблять водки и ликёро-водочных изделий на 10 процентов меньше, на столько же снизилось и потребление пива.
Руководитель названного Управления Николай Киреев уверяет, что бюджет Липецкой области не сильно пострадал от предпринятых мер. Дескать, «мы никому не запрещаем работать на алкогольном рынке, просто хотим навести на нём порядок, а трезвые работники - это очень даже хорошо для экономики».
Я попыталась узнать от воронежских предпринимателей, как они относятся к следующей информации: в Петербурге запрещено торговать алкоголем с 22.00 до 11.00; в Чечне продажа спиртного разрешена только два часа в день - с 8.00 до 10.00, а в месяц Рамадан и некоторые другие праздники она и вовсе запрещена. Но ответы были настолько резкими, что приводить их не хочется.
Между тем вспомнилась радиопрограмма «Диалог с городом», в которой предприниматель Алексей сетовал на то, что его торговля держится исключительно на продаже алкоголя в позднее время, поскольку другие продукты в полуподвальном магазинчике ночью никто не покупает. А днём рядом работают большие конкуренты - сетевые магазины. «Неужели нет другого выхода, кроме запрета?!» - вопрошал предприниматель.
Забыла уже, кто именно из экспертов сделал комментарий, но суть его запомнила: «Если бизнес держится только на торговле спиртным, да и то только ночью, то такой бизнес не имеет не только перспектив, но и прав на существование». По-моему, хорошо сказано, потому как у общества и власти должны быть приоритеты. А здоровье и покой людей - это едва ли не самый главный из них.
Кстати
По данным регионального Управления Роспотребнадзора, в прошлом году в Воронежской области произошло 746 случаев отравления алкоголем, при этом 380 человек скончались. В 69 процентах случаев причиной отравления стало употребление некачественных и поддельных спиртных напитков. С печальной статистики начался и январь нынешнего года: в прошедшие праздники 15 жителей области были госпитализированы с алкогольными отравлениями, жизнь семи из них оборвалась.
* * *
Активисты «Молодой гвардии Единой России» в 2013 году организовали по Воронежской области более 150 антиалкогольных рейдов, в ходе которых было составлено свыше 300 административных протоколов на предпринимателей. В этом году рейд проведён 13 января, оформлено два протокола в связи с продажей спиртного несовершеннолетним.
Марина Усова
Коммуна, №5, 16 января 2014 года.