Воронеж. 29.01.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» (ППК «Черноземье») создавалась несколько лет назад для того, чтобы развивать электрички (как вечно убыточное направление) в партнерстве ОАО «РЖД» с субъектами РФ. Получилось «как всегда», ведь очень быстро отношения «родителей» компании – РЖД и администраций субъектов РФ – разладились из-за, как это ни банально, денежного вопроса. Руководство ППК «Черноземье» начало требовать от регионов компенсации выпадающих доходов, которые образуются из-за сдерживания чиновниками тарифов на перевозки. Такой «задолженности», по подсчетам компании, к 2014 году накопилось уже около 3 млрд рублей. В свою очередь, у региональных чиновников вызывает сомнения прозрачность таких расчетов. Например, чиновникам не нравится, что их принуждают компенсировать, скажем, расходы на аренду подвижного состава. ППК «Черноземье» то и дело отменяет новые электрички, а также давно грозит своим банкротством и исками в арбитраж. Регионы этим недовольны, но дальше критики перевозчика дело пока не идет. Недавно к проблеме подключилась правительственная комиссия, которая вот-вот приедет в Воронеж разбираться. Позицию ОАО «ППК «Черноземье» в интервью «Абирегу» попытался отразить гендиректор компании Виктор Шубин.
– Как вы относитесь к критике со стороны воронежского губернатора и его требованию предоставить «прозрачные» расчеты затрат на пригородные перевозки?
– Все расчеты в субъекты РФ представлены. Потери в доходах, возникающие в результате установления тарифов ниже экономически обоснованных затрат, рассчитываются в соответствии с методикой, утвержденной приказом ФСТ. ЕСЛИ власти сомневаются в расчетах, то мы готовы заключить договор с любым другим хозяйствующим субъектом, помимо ОАО «РЖД», у которого можно арендовать подвижной состав дешевле, но, по нашим данным, в настоящий момент таковой отсутствует.
– По информации «ППК «Черноземье», себестоимость проезда одного пассажира составляет около 55 рублей. Как складывается эта сумма?
– Себестоимость перевозки пассажиров за одну десятикилометровую зону в целом по ОАО «ППК «Черноземье» прогнозируется в 2014 году в размере 55,39 рублей, по Воронежской области - 35,96 рублей.
Себестоимость пригородных железнодорожных перевозок, складывается из трех основных элементов. Первая, самая большая, составляющая (70% от общего объема) - это расходы, связанные с оплатой услуг по использованию, управлению, техническому обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава. В настоящее время ОАО «ППК «Черноземье» не имеет собственного подвижного состава, штата локомотивных бригад и производственно-ремонтных мощностей, вышеуказанные услуги оказываются ОАО «РЖД» на основании договора по свободным тарифам, установленными ОАО «РЖД», так как данный вид услуг не подлежит государственному регулированию.
Второй, самый малый, элемент себестоимости (1% от общего объема) – это услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. В отличие от автотранспорта, где содержание дорожной инфраструктуры отнесено к ведению федеральных и региональных властей, расходы по обслуживанию и модернизации железнодорожной инфраструктуры отнесены к балансодержателю. При этом стоимость услуг по использованию железнодорожной инфраструктуры определяется ФСТ России. Следует отметить, что в 2011-2014 годы правительством РФ были приняты решения о выделении из федерального бюджета по 25 млрд рублей на субсидирование данных расходов, что позволило установить коэффициент в размере 0,01 к базовому уроню ставок. Данные решения позволили снизить расходы перевозчиков более чем на 40%.
Третий составной элемент себестоимости - это собственные расходы перевозчика (29% от общего объема), направленные на выплату заработной платы, закупку бланковой продукции, оплату расчетно-кассовых операций, обеспечение связи и другие расходы, необходимые для обслуживания пассажиров.
– Одна из претензий представителей областной власти – как раз расходы на аренду подвижного состава у РЖД, структурой которой является ППК «Черноземье». Как вы можете объяснить необходимость возврата средств, которые и так остаются «внутри» РЖД?
– ОАО «ППК «Черноземье» не является структурным подразделением ОАО «РЖД». ОАО «РЖД» является лишь одним из акционеров, наряду с четырьмя субъектами РФ – Воронежской, Тамбовской, Белгородской и Липецкой областями). ОАО «ППК «Черноземье» – самостоятельное юридическое лицо с собственным бюджетом и. соответственно, балансом. Поэтому высказывание, что ОАО «ППК «Черноземье» относится к ОАО «РЖД» абсолютно безосновательно.
– В ОАО «РЖД» неоднократно заявляли, что «ППК «Черноземье» находится в предбанкротном состоянии. Так ли это и каков у компании «запас прочности»?
– Запаса прочности уже нет, поскольку накопленный долг за использование подвижного состава превысил 3 млрд рублей, потому и вопрос с отменами поездов стоит очень остро.
- Какова сумма «выпадающих» доходов за 2013 год и какую сумму вы прогнозируете на 2014 год?
– В соответствии с законом РФ, потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней.
В то же время в нарушение положений данного федерального закона в 2011 году из бюджета Воронежской области на компенсацию потерь в доходах ОАО «ППК «Черноземье» было выделено 5,7 млн рублей, что покрыло лишь 2,7 % выпадающих доходов (213,2 млн рублей), в 2012 году средствами из бюджета Воронежской области в 79,9 млн рублей было покрыто лишь 18,2% убытков Компании (437,3 млн рублей). Не изменилась ситуация и в 2013 году: при финансовых потерях ОАО «ППК «Черноземье» от государственного регулирования тарифов в 2013 году в сумме 485,9 млн рублей заказчиком пригородных перевозок перечислено только 80 млн рублей. Таким образом, совокупные убытки компании в 2011-2013 годах по Воронежской области составили более 1,1 млрд рублей. При этом за данный период из бюджета Воронежской области компенсировано только 165,5 млн рублей, что составляет 15% от потребности. Задолженность на текущий момент составляет более 970,8 млн рублей.
Аналогичным образом ситуация складывается и в других регионах обслуживания ОАО «ППК «Черноземье». Так, долг Белгородской области составляет 550,3 млн рублей, Тамбовской - 517,4 млн рублей, Липецкой - 520,4 млн рублей, Саратовской - 174,6 млн рублей, Курской - 281,1 млн рублей и Пензенской - 136,8 млн рублей. То есть с 2011 года по настоящее время общая задолженность регионов превысила 3 млрд рублей.
Сумма компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в 2014 году может быть спрогнозирована только после согласования органами исполнительной власти субъектов РФ размеров движения пригородных поездов и подписания ими соответствующих документов.
– Почему ППК «Черноземье» до сих пор не обращалась в арбитраж с исками к субъектам РФ с требованием о взыскании убытков?
– В настоящее время ведется работа по подготовке исков к органам исполнительной власти о взыскании в судебном порядке задолженности по компенсациям от государственного регулирования тарифов. В то же время даже при положительном решении суда перечисление причитающихся ОАО «ППК «Черноземье» средств значительно затянется ввиду особенностей формирования резервов по оплате исполнительных листов дотационными бюджетами в силу положений Бюджетного кодекса РФ. Но следует отметить, что ОАО «ППК «Черноземье» имеет положительную судебную практику по взысканию в судебном порядке выпадающих доходов от перевозки граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда.
– Действительно ли ППК «Черноземье» пользуется льготами по налогу на землю и в какую сумму можно оценить эту «экономию»?
– У ОАО «ППК «Черноземье» нет земельных участков ни в собственности, ни в аренде, соответственно, и льготами по налогу на землю мы не пользуемся.
– Планируется ли в 2014 году повышение тарифов на пригородные перевозки? В какой мере это может исправить ситуацию?
– Согласно закону, субъекты РФ осуществляют госрегулирование деятельности субъектов естественных монополий через установление тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении. Так, приказом управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области 17 января 2014 года был установлен тариф для перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Воронежской области в размере 15 рублей за одну десятикилометровую зону.
Такое решение об увеличении стоимости проезда в пригородном железнодорожном транспорте на территории области, с одной стороны, обусловлено необходимостью сохранить доступность транспортных услуг для всех слоев населения, с другой – увеличить доходы пригородной компании, получаемые от реализации всех видов проездных документов. Но в то же время данная величина тарифа значительно ниже себестоимости пригородных железнодорожных перевозок и обеспечит окупаемость на территории Воронежской области не более 42%.
Кроме того, как показывает практика соседних регионов, увеличение стоимости проезда приводит к оттоку пассажиров на альтернативные виды транспорта, что снижает доходы компании и увеличивает нагрузку на областной бюджет.
– Сколько еще электропоездов в зоне деятельности ППК «Черноземье» могут быть отменены в 2014 году?
– Организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении законом отнесена к полномочиям субъектов РФ. Все вопросы, касающиеся изменения объема движения пригородных перевозок зависят напрямую от решений исполнительных органов власти обслуживаемых областей в части определения маршрутов, периодичности, продолжительности и графика движения пригородных поездов, их составности, а также размеров компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов.
Так, в результате достигнутых договоренностей между субъектами данных правоотношений и согласования размеров движения пригородных поездов на первый квартал 2014 года с 28 января 2014 года на участке Старый Оскол - Ржава возобновляется движение двух пар пригородных поездов, отмененных с 20 января 2014 года. При полной компенсации убытков, соблюдении договорных отношений и дальнейшем продлении договоров транспортного обслуживания населения со стороны администрации Курской и правительства Белгородской областей движение данных поездов будет сохранено в согласованных объемах. Также на сегодняшний день подписано дополнительное соглашение к договору транспортного обслуживания населения и согласованы размеры движения пригородных поездов на первый квартал 2014 года между ОАО «ППК «Черноземье» и администрацией Липецкой области.