Воронеж. 06.02.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – Международный концерн Siemens шел в Воронеж довольно долго, в течение нескольких лет прорабатывая вопрос о целесообразности инвестиций в регион. Только в 2010 году «дочка» концерна – ООО «Сименс Трансформаторы» – официально определилась с местом строительства нового завода на территории индустриального парка «Масловский». Предприятие заработало в начале 2012 года, а уже в 2013 году рынок начал стагнировать. Насколько готов оказался Siemens к такому поведению рынка, как планирует бороться за покупателя и не пожалел ли об инвестированных средствах, «Абирегу» рассказал гендиректор ООО «Сименс Трансформаторы» Игорь Иванов.
- Приход Siemens в Воронеж был долгим и довольно трудным. В итоге компания решилась на строительство завода. Не пожалели?
- Конечно, нет. На всех профильных совещаниях, в которых принимаю участие, говорю, что более идеальных условий, чем те, которые были созданы воронежской администрацией, трудно представить. Какие-то шероховатости, конечно, есть, в том числе и связанные с инфраструктурой, но все планомерно решается. Это мелочи. Причем наши соседи по Масловскому парку солидарны с нашей позицией – условия здесь уникальные.
- Завод работает на территории Воронежа уже два года. Какими результатами можете похвастаться?
- Если говорить о последнем календарном годе, то объем нашего производства составил 2,5 ГВА – это четвертая часть от запланированной мощности завода. В «Сименсе» финансовый год начинается 1 октября, поэтому полный производственный год пока прошел только один. Однако для первого года существования завода это неплохой результат. Если сравнивать с результатами других аналогичных дочерних предприятий «Сименс», например, в Китае или Индии, то видно, что показатели воронежского завода гораздо внушительнее.
- Чем вы это объясняете?
- В первую очередь – квалификацией персонала, мотивацией команды. В этом плане ничего нового: историю творят люди.
Самое сложное на этапе старта – это убедить заказчика, что завод готов полноценно выполнять самые сложные задачи. За эти два года присутствия в Воронеже мы пережили огромное число аудитов. Первыми, кто побывал на заводе с проверкой, были представители «Мосэнерго» - через два месяца после запуска предприятия. Они изучали завод три дня: прошли по цехам, посмотрели на систему управления качеством. В итоге отметили, что «чувствуют» на территории региона уже совершенно другое предприятие – европейского уровня. Это было приятно. Затем были проверки, причем иногда совершенно внезапные, от управления качеством нашей головной структуры. Они тоже уезжали с большим удовлетворением. Достойно прошли аттестацию Федеральной Сетевой компании. Поэтому сейчас у меня сложилось четкое мнение: все, что можно было сделать на заводе на этом этапе, мы сделали. Последующая задача, главным образом, связана с повышением производительности труда и оптимизацией затрат.
- При запуске завода в 2012 году анонсировалось, что за несколько ближайших лет мощность предприятия составит 100 единиц трансформаторов в год. Какими темпами вы приближаетесь к этим показателям?
- Чтобы было понятно, объясню на конкретных цифрах: первые трансформаторы мы произвели в июле 2012 года, а в декабре 2013 года у нас был юбилейный 50-ый трансформатор. Первые полгода производили по одному трансформатору в месяц. Сегодня же мы в состоянии делать уже до 8-10 трансформаторов в месяц. И это все та же команда из 250 человек. Главный вопрос на сегодня – в рыночной ситуации. Она сегодня не очень простая.
- Падает спрос?
- Именно. Появляются новые игроки на рынке. Мощности по производству трансформаторов увеличиваются, а спрос падает. Соответственно, сейчас сложилась ситуация очень жесткой войны цен, когда заводы борются за выживание. Если верить всем классическим учебникам стратегического менеджмента, эта война цен продолжается до тех пор, пока спрос не придет в равновесие с предложением. Это случится тогда, когда увеличится объем рынка, ну или кто-то из производителей перестанет существовать.
- А какую тактику избрал воронежский «Сименс»?
- Мы, конечно, не можем не реагировать на изменения рынка и тоже ведем себя агрессивно. У нас были определенные коммерческие победы, как в России, так и в Казахстане, Белоруссии.
- Во многих смежных отраслях сейчас кризис. Металлурги, например, тоже находятся в ситуации падения спроса, когда приходится снижать цены до минимума, лишь бы сохранить загрузку мощностей…
- Наша задача на сегодня состоит в том, чтобы удержать обученный персонал, потому что удалось подготовить хорошую команду. Для нас обученный персонал – критический ресурс, без которого не будет ничего.
Надо отметить, что наши конкуренты сейчас действую примерно так же. Ситуацию в добывающих отраслях мне комментировать тяжело, у нас другой профиль.
- Получается, значительных инвестиций в производство в ближайшей перспективе ждать не придется?
- Общий объем инвестиций в этот проект составляет 50 млн евро. Мы инвестируем поэтапно. В этом году заканчиваем очередной проект по примыканию железнодорожной ветки. Это существенно снизит затраты на логистику наших трансформаторов. Других инвестиций пока не предполагаем. Есть, конечно, еще одна задумка – установка линии по порезке стали, но окончательного решения нет. Мы с успехом тогда смогли бы использовать сталь НЛМК, который находится в 120 км, и наши затраты на логистику и таможенные пошлины существенно сократились бы. Сегодня, мы вынуждены эту сталь импортировать в порезанном виде из Европы.
- Далековато…
- Да, но сейчас сложно принимать какие-либо решения по инвестициям, потому что наша головная структура обращает в первую очередь внимание на общую ситуацию на рынке. А она непростая. Та же ФСК, которая имела до 40% трансформаторного парка и фактически определяла рынок трансформаторов в России, сокращает инвестиции до такой степени, что будет приобретать до 2 ГВА в течение двух лет. Это при том, что ранее они приобретали около 17 ГВА в год. На ситуацию оказывает влияние еще и тот факт, что ввиду государственного регулирования, которое есть в России, наша трансформаторная отрасль абсолютно неконкурентоспособна на внешних рынках.
- С чем это связано?
- По нашим оценкам, экспорт силовых трансформаторов из России за пределы Таможенного Союза в прошлом году составил 0,431 тыс. МВА условной мощности, что в деньгах составило не более 4 млн евро или физически 10 трансформаторов со средней мощностью 40 МВА. По сути дела величина, которой можно пренебречь в масштабах экономики страны, в то же время такие страны, как Швеция, Германия, Австрия являются крупнейшими экспортерами в Европе при их более дорогой рабочей силе, а за последнее десятилетие Южная Корея, Китай, Индия тоже вошли в десятку самых крупных игроков мирового трансформаторостроения. Хотя по качеству продукции трансформаторы, произведенные в России, не уступают зарубежным аналогам.
В чем причина сложившейся ситуации, когда даже на таких традиционных для отечественного трансформаторостроения рынках, как Туркменистан или Азербайджан, российских трансформаторов больше нет? Мы в «Сименсе» при построении глобальной производственно-сбытовой структуры пришли к выводу, что сегодня дешевле произвести трансформатор в Германии или в Италии и транспортировать его, например, в Туркменистан, чем производить его в России в Воронеже. К сожалению, таможенные пошлины на материалы и компоненты приводят к существенному удорожанию стоимости трансформатора.
Особо остро этот вопрос встал сегодня, когда при сокращении объемов инвестиций в сетевой комплекс России сократился почти вдвое рынок трансформаторов, одновременно появились два новых завода - «Сименс Трансформаторы» и «Ижорские Трансформаторы», что увеличило на 20000 МВА в год суммарную мощность по производству силовых трансформаторов в стране и еще больше обострило конкуренцию.
Мы надеемся, что правительство РФ рассмотрит данную ситуацию и по возможности примет решение о компенсации таможенных пошлин на материалы и компоненты при экспорте трансформаторов за пределы Таможенного союза.
- В конце 2012 года было заключено соглашение с ФСК ЕЭС о поставках оборудования воронежского завода. Как сейчас идет работа в этом направлении? С какими еще крупными энергетическими компаниями сотрудничает воронежский завод?
- Я уже говорил, у нас традиционно складываются хорошие отношения с «Мосэнерго». Такие же прочные отношения у нас и с «Лукойлом»: уже выполнили для компании третий заказ. В последнее время очень тепло встречают заказчики в Казахстане, Беларуси. Что касается ФСК, то пока здесь нет тех объемов, которых нам бы хотелось. Но мы продолжаем работу в этом направлении.
- В прошлом году завод передал первую партию дросселей РЖД для электропоездов «Гранит» в рамках программы по организации производства тяговых трансформаторов. В планах была локализация производства в Воронеже. Как развиваются эти планы?
- На сегодняшний день мы шаг за шагом в соответствии с намеченным графиком выполняем все обязательства перед РЖД. В том числе и по локализации производства. К этому активно привлекаем и воронежские предприятия - «Риф», «Космос-Нефть-Газ». Уверен, что по тяговым трансформаторам мы своевременно выполним работы по локализации.
- Это требует определенных вложений…
- Основное оборудование уже установлено. Потребуются определенные инвестиции и в обучение персонала. Около 20-30% дросселей будем производить на нашем заводе в Воронеже, а около 60% наша компания-партнер будет производить, вероятно, в Санкт-Петербурге. В середине лета планируем начать.
- Каковы ваши прогнозы в целом по рынку на предстоящий год?
- Есть очень правильное выражение: «Не упустите хороший кризис» - и, думаю, оно нам подходит как нельзя лучше. Да, по прогнозам, в ближайшие три года экономическая ситуация будет сложной. С другой стороны, «Сименс» в Россию пришел не на один день. Ведь все эти ситуации тщательно просчитывались при принятии решения – инвестировать или нет в строительство завода. По опыту, эти волны – спад и подъем – есть всегда. Так что помимо сложностей всегда есть дополнительные возможности, которые мы будем использовать.
- Вопрос по расширению присутствия «Сименса» в Воронеже, наверное, пока бессмысленный?
- В Воронеже уже работают два наших завода, помимо трансформаторного: по производству высоковольтного оборудования и по производству КРУЭ. Поэтому на сегодняшний день сформирован целый кластер, который занимается оборудованием для электросетей.
Однако мы всегда ищем для себя потенциальные возможности по расширению бизнеса не только по линии энергетики, но и по линии других секторов. Но о конкретных планах говорить пока рано.
- А каковы планы на предстоящий год у вас как руководителя воронежского завода?
- С точки зрения объемов производства и полученных заказов, результат этого года как минимум будет не хуже предыдущего. Как бы ни сетовали на кризис, еще на что-то, я с уверенностью могу сказать, что мы сегодня – единственный трансформаторный завод на территории России, Украины и Казахстана, который продолжает увеличивать объемы производства, несмотря ни на что. Мы свою долю рынка отвоевываем потихоньку. И я в этой связи в будущее смотрю очень оптимистично.