Воронеж. 24.02.2014. ABIREG.RU – Аналитика - Если рынок бутилированного растительного масла и майонеза в России можно назвать устоявшимся и склонным к классическим технологиям, рынок всяческих маргаринов и спецжиров растет и экспериментирует. Но и здесь есть ряд подводных камней: чтобы сохранить объемы производства в условиях ВТО, предприятию необходимо быть на волне - усовершенствовать свою продукцию, находить новые рынки сбыта и, конечно, обновляться оборудованием. В Черноземье работают два крупных игрока этого рынка – «Эфко» и ЕМЖК. Мы попытались разобраться, чем оказался выдающимся для российских «жировиков» год прошлый и что им предстоит пережить в нынешнем.
По мнению экспертов, нынешнюю ситуацию на отечественном рынке маргаринов и спецжиров можно назвать стабилизировавшейся: показатель объема производства маргарина демонстрирует хоть несущественную, но все же положительную динамику. В частности, согласно исследованию Credinform, показатель за 11 месяцев 2013 года по сравнению с предыдущим годовым показателем увеличился на 0,6% и составил 418,5 тыс. тонн маргарина различного вида.
Всего, по данным Credinform, на отечественном масложировом рынке сегодня работает порядка 350 компаний. Крупнейшими производителями в этой сфере эксперты агентства выделяют ООО «Маслоэкстракционный завод «Юг Руси» (Ростовская область, в 2012 году доля рынка составила14,9%), ООО «Координирующий распределительный центр «ЭФКО – Каскад» (Белгородская область, 9,9% рынка), ЗАО «Содружество-Соя» (Калининградская область, 5,4% рынка), ООО «Бунге СНГ» (Москва, 5% рынка), ОАО «Астон Продукты Питания и Пищевые Ингредиенты» (Ростовская область, 4,3% рынка).
Согласно исследованию ID-Marketing, ведущим производителем маргарина выступает ЗАО «Жировой комбинат» (Саратовская область, входит в холдинг «Солнечные продукты», доля рынка в 2012 году составила 31,5%). 22% производства в 2012 году занимала ГК «НМЖК», 11% - ГК «Благо» (в Черноземье представлена ОАО «Евдаковский масложировой комбинат»). В сегменте спецжиров исследователи называют лидером холдинг «Эфко».
Впрочем, несмотря на общую положительную динамику, участники рынка полагают, что обольщаться пока рано. Так, маркетолог-аналитик ООО «Компании «Благо» Марина Судакова пояснила, что произошедшее в прошлом году снижение цен на подсолнечник и масло оказало большое влияние на игроков рынка.
«Также значимым событием для компаний-экспортеров оказалось плановое снижение с 1 сентября экспортных пошлин на масло в связи со вступлением России в ВТО», – заключает госпожа Судакова. Она выразила опасение, что в текущем году производителям, возможно, придется столкнуться с еще одной проблемой – грядущей отменой преференций на ввоз российских товаров в ЕС в связи с исключением России из списка развивающихся стран.
«Ситуация на рынке также будет зависеть от нового урожая, спрогнозировать который пока невозможно», - поясняет Марина Судакова.
Из результатов исследования ID-Marketing следует, что именно условия ВТО могут привести производителей к сокращению внутреннего производства масложировой продукции. Основным способом повышения конкуренции эксперты видят создание новой продукции, а также наращивание экспортного потенциала. Однако некоторые участники рынка все-таки считают такие выводы преждевременными.
«Масложировой рынок в данный момент является ненасыщенным, и в связи с тенденцией к здоровому питанию мы ожидаем роста объемов потребления растительных масел и продуктов на их основе. Поэтому не стоит ожидать ужесточения конкуренции на рынке в ближайшее время», – рассказывает Марина Судакова.
Новые веяния
В масложировой промышленности сейчас наблюдается несколько «веяний».
Первой тенденцией является производство узкоспециализированной продукции. Это, по словам директора по качеству ОАО «ЕМЖК» Романа Резванова, обусловлено ужесточением конкуренции между потребителями. Основными отраслями, потребляющими растительные жиры в пищевых целях, по оценке экспертов ID-Marketing, являются кондитерская, хлебопекарная, молочная отрасли, а также направления, связанные с производством продукции быстрого приготовления, мороженого. И в каждом из направлений сегодня востребованы ингредиенты, наиболее готовые к употреблению, которые не нужно больше ни с чем смешивать, подогревать или как-то еще доводить до нужной кондиции.
По словам господина Резванова, появление продуктов узконаправленной продукции связано с усилением конкуренции на рынке продуктов готового питания.
«Сейчас производителю конфет уже нет необходимости экспериментировать при каждом поступлении новой партии жирового сырья, смешивая исходные компоненты в нужных пропорциях, сейчас достаточно задать производителю жиров необходимые физико-химические параметры, вносить или не вносить эмульгатор и без дополнительных усилий и дополнительных затрат по времени вырабатывать свой продукт по отработанной рецептуре. Производителю молочных продуктов нет необходимости отслеживать сезонные колебания цвета сливочного масла, постоянно их корректируя, сейчас достаточно подобрать жировое сырье с заранее внесенным красителем и не заботиться о цвете конечного продукта», - заключает Роман Резванов.
Вторая тенденция, наблюдаемая на масложировом рынке, связана с возрастающей модой на здоровое питание. Однако, как полагает директор по качеству ОАО «ЕМЖК» Роман Резванов, эта тенденция порой идет вразрез с желанием отдельных производителей выжать максимум прибыли из своего бизнеса.
«В последние годы в погоне за прибылью многие недобросовестные производители взяли себе на вооружение все достижения в области пищевой химии, заменяя более привычные и натуральные компоненты на более дешевые ненатуральные. Многие производители спешно ликвидировали в своих рецептурах молочные компоненты, увеличив долю молочных ароматизаторов. Та же тенденция наблюдается при закупе масел: стремясь снизить себестоимость продукции, производители жиров закупают вместо подсолнечного более дешевое рапсовое, рыжиковое, льняное масло, используя его при производстве жиров и масел. Ни для кого не секрет, что большая часть возделываемой сои является генно-модифицированной; соответственно, нет гарантии, что производители, которые работают на соевом масле, просто не умалчивают об этом», - поясняет господин Резванов.
В самом ЕМЖК рассказывают, что вся продукция комбината производится только из натуральных компонентов. Даже маргарин, оказывается, может быть элементом диетического питания: компания выпускает несколько видов низкожирного маргарина. В планах компании – ввести в 2014 году на рынок новые торговые марки категории «спреды» - продукцию с минимальном содержанием животных жиров, которые будут соответствовать тренду «здорового питания».
О модернизации
Впрочем, без соответствующего технического обеспечения все «веяния» и «тенденции» остаются лишь мечтами. Эксперты напоминают, что техническое развитие масложировой промышленности и строительство новых заводов начались в начале 2000-х годов (отметим, что до 80-х годов большинство предприятий находились в плачевном состоянии). В применении к черноземным производителям наиболее масштабная реконструкция сейчас проходит на ЕМЖК. Общая стоимость проекта - более 8,5 млрд рублей. На комбинате завершается реализация второго этапа реконструкции предприятия, в рамках которой планируется установлены четыре новые производственные линии, что позволит увеличить объем производимой готовой продукции в три раза - с 6 до 18 тыс. тонн в месяц. Линии уже смонтированы, ведутся пусконаладочные работы. Кроме того, заканчивается реконструкция склада готовой продукции. Первый этап реконструкции предусматривал строительство нового цеха переработки масел, который был введен в эксплуатацию в конце 2011 года. Мощности цеха позволяют производить 15 тыс. тонн полуфабрикатов в месяц – дезодорированных масел для дальнейшего производства маргариновой продукции и майонезов.
Директор по производству ОАО «ЕМЖК» Александр Репало говорит, что, если бы комбинат не затеял эту масштабную реконструкцию, его попросту уже не существовало бы: в прежнем виде он не был нужен ни рынку, ни региону. По мнению господина Репало, отказ от проведения технического перевооружения своих производств грозит предприятиям прежде всего потерей рынка своих покупателей «из-за несоответствия продукции современным требованиям по качеству» или потерей прибыли «из-за низкой востребованности своей продукции или отнесением ее к более низкому сегменту рынка». Впрочем, ЕМЖК об этом может уже не беспокоится.