Воронеж. 24.03.2014. ABIREG.RU – Аналитика – 20 марта промышленный блок воронежского облправительства под руководством зампреда правительства Алексея Беспрозванных отчитался в Облдуме о результатах работы в 2013 году. Из всего многообразия цифр, озвученных руководителями профильных департаментов и их куратором, стало понятно, что кризис, хоть и скорректировал итоговые показатели промышленности области, на общую динамику роста повлиял не катастрофично. Иными словами, регион по-прежнему стабильно превышает общероссийские темпы развития промышленности. В планах областных властей – улучшить эти показатели настолько, чтобы в ближайшие годы стабильно закрепиться в числе промышленных регионов-лидеров. Кроме того, Алексей Беспрозванных укрепил надежду присутствующих в новых дорогах, модернизированных автобусах с культурными водителями, а также в красивый аэропорт со среднемагистральными Boeing и Airbus.
Промышленности кризис не помеха
Врио руководителя департамента промышленности Алексей Бродецкий рассказал, что динамика развития воронежской промышленности в последние годы довольна высока и, таким образом, «задел» для реализации дальнейших планов создан довольно мощный. В целом за последние пять лет темп роста промпроизводства в России составил 5,7%, в Воронежской области – 1,5 раза. При этом в 2012 году регион вышел на первое место в России по индексу промпроизводства. А в 2013 году, несмотря на непростую экономическую обстановку в стране, области удалось продемонстрировать хорошую динамику в 107,1%, что значительно выше среднероссийской.
Особо представители облправительства отметили развитие обрабатывающих производств. В прошлом году точками роста стали производство машин и оборудования – 119,4%. Это обусловлено увеличением производства сельхозтехники, а также различного вида оборудования предприятиями ООО «Воронежсельмаш», ООО «Борисоглебское машиностроение», ОАО «Тяжмехпресс». Большой резерв по ускорению экономического роста сектора производства резиновых и пластмассовых изделий существует в том числе и за счет планов итальянского концерна Pirelli по модернизации шинного производства. Кроме того, в прошлом году возрос индекс производства транспортных средств – 113,8% - за счет заказов на Ан-148 и самолетокомплектов для SSJ 100 на ОАО ВАСО. Чиновники акцентировали внимание на хороших итогах работы предприятия в прошлом году и в целом отметили его значительное влияние на экономику региона. Причиной этому стало заключение госконтракта ВАСО с Минобороны РФ в мае прошлого года на изготовление 15 самолетов Ан-148. Общая сумма контракта составила 18 млрд рублей. Кроме того, из-за увеличения заказа на самолетокомплекты SSJ предприятие планирует увеличить рабочие места примерно на 1 тыс. человек, что также благоприятно скажется рынке трудоустройства.
Высокие результаты развития промпроизводства региона явились во многом следствием мощной работы облправительства по созданию комфортных условий для работы уже действующих предприятий и привлечению новых инвесторов в область. Так, за последние годы регион вполне может похвастаться открытием производств таких промышленных гигантов, как концерны Siemens и Armax, а также расширением своего присутствия давно работающих в области инвесторов (тут достаточно вспомнить запущенный в прошлом году Подгоренский цементный завод холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп») и реализацией масштабных проектов «своих» региональных промышленников. Характерным примером тут является запущенный в 2012 году завод зерноочистительной техники «Воронежсельмаша», вложившего в перенос предприятия из центра города миллиардные инвестиции. Часть упомянутых инвестпроектов расположилась на площадях Масловского индустриального парка – одной из площадок, созданных облправительством по примеру федеральных экономзон, предоставляющих инвестору целый ряд льгот.
По тому же принципу, как отметил Алексей Беспрозванных, разработана и реализуется концепция кластерной политики на территории области.
«Созданы кластеры, в которых уже реализуются конкретные проекты на сумму более 1 млрд рублей. То есть это уже конкретные инвестиции в региональную экономику, ощутимый результат», - пояснил он.
На сегодняшний день в регионе функционируют такие кластерные проекты, как питомнический комплекс, Центр технологической компетенции аддитивных технологий и ряд других на сумму больше 1 млрд рублей, из которых средства области – 144,7 млн рублей, самих инвесторов – 522,6 млн рублей.
Помимо активного развития кластеров, зампред правительства отметил, что регион отличается активной господдержкой инвестпроектов в виде субсидий. Только в прошлом году такую поддержку получили 14 предприятий на сумму 64 млн рублей. В текущем году этот объем снижать не планируется, он должен значительно превысить уровень в 66 млн рублей. В целом с 2014 по 2020 год планируется выделить инвесторам 460 млн рублей субсидий из областного бюджета, из которых 240 млн рублей – на особо значимые проекты (модернизацию заводов «Орбита», «АВА-Трейд», «Грибановский машиностроительный» и других). В результате сумма инвестиций, привлеченных на один рубль субсидий, в 2014 году должна составить 11 рублей, в 2020 году – уже 14,6 рубля. Объем налоговых отчислений за этот период, по прогнозам, должен вырасти почти в два раза.
Таким образом, как отметил Алексей Беспрозванных, на сегодняшний день созданы все условия для стабильной работы промкомплекса, несмотря на нарастающие кризисные явления в стране. Это дает основания ставить задачу о закреплении области в период до 2020 года в пятерке лидеров среди регионов России по индексу промышленного производства.
По оценкам парламентариев, планы чиновников вполне реалистичны, а промышленность региона демонстрирует в последние годы хорошие показатели.
«Цифры тут говорят сами за себя. Вопросов к работе промышленного блока нет», - отметил председатель комитета по промышленности, транспорту и связи Воронежской облдумы Николай Послухаев.
Дорожный вопрос
По признанию Алексея Беспрозванных, одним из важнейших событий дорожной отрасли региона в 2013 году стало открытие участка М-4 «Дон» в обход Воронежа. В результате его реконструкции, которая завершилась значительно раньше анонсировавшегося срока, область получила современную шестиполосную магистраль, отвечающую всем требованиям по безопасности дорожного движения. Инвестиции составили 15,7 млрд рублей.
Тем не менее ввод этого участка вызвал ряд вопросов, в том числе и вскрылась проблема фактически перекрытого для целого промышленного квартала объезда Воронежа по ул. Землячки.
«Промзона оказалась фактически отрезана от магистрали. Когда проектировали, исходили из того, что на федеральной трассе данной категории все выезды могут быть организованы только через транспортные развязки. Сейчас запланировано строительство развязки на Сомово, уже проведены торги, субсидии Воронежу составят 35-37 млн рублей. Понимание того, что вопрос с дорогами, примыкающими к эстакаде, надо решать, тоже есть, но на эту тему сейчас ведутся переговоры», - отметил первый замруководителя управления автодорог Воронежской области Вадим Прохоров.
Он рассказал, что в 2013 году на финансирование дорожных работ на региональных, межмуниципальных и местных дорогах в рамках областного дорожного фонда было выделено 5,7 млрд рублей. Приоритетом в работе являлось доведение до нормативного состояния существующей сети автодорог, которая на сегодняшний день составляет 8,76 тыс. км. Кроме того, впервые в 2013 году была применена схема субсидирования муниципалитетов на строительство подъездов к населенным пунктам за счет областного дорожного фонда. По этой программе начато строительство к селам восьми автодорог, которые не могли претендовать на субсидии из федерального центра.
Чиновники признали, что дорожный вопрос остается одним из самых проблемных не только для Воронежской области, но и для большинства субъектов России. Тем не менее, несмотря на явные пробелы и в организации работ по этому направлению, и в более чем значительном объеме средств, необходимых для «закрытия» этого вопроса, региональные власти запланировали четкие показатели, к которым должен прийти регион в ближайшие пять лет. Так, к 2020 году предполагается ввести в действие 77 км новых автодорог общего пользования регионального значения, а также реконструировать 712,8 км автодорог регионального значения и 140 км – местного.
По словам чиновников, в течение ближайших пяти лет при выполнении всех этих планов планируется снизить транспортные издержки в экономике Воронежской области, ускорить товародвижение, развитие территорий, интенсификацию производства и решить ряд иных вопросов, напрямую зависящих от развитости дорожной сети региона.
Как переодеть водителей и снизить цены на авиабилеты?
Наибольшее воодушевление и у присутствующих, и у самих чиновников вызвали проблемы транспортной отрасли. Этих самых проблем здесь, как известно, не меньше, чем в других отраслях; более того, они максимально заметны жителям региона и вызывают стабильно больше всего нареканий и вопросов со стороны воронежцев. Однако здесь, как оказалось, гораздо больший простор для преобразований и коренных изменений. В идеале, как обрисовал ожидаемую картину будущего Алексей Беспрозванных, в результате планируемых чиновниками преобразований жители региона, вероятнее всего, забудут о ветхом транспорте, некультурных и неопрятных водителях. Естественно, тариф на проезд при таких условиях будет несколько повышен, однако с ценами на авиаперелеты чиновники, напротив, надеются разобраться, назвав их «заоблачными».
Отметим, что в течение последних пяти лет в регионе закуплено 363 единиц техники на общую сумму 514 млн рублей. Кроме того, в 2013 году приобретено по кредитной схеме 50 автобусов для пригородных перевозок, а в рамках программы «Доступная среда» было поставлено три низкопольных автобуса, оборудованных для использования инвалидами, на сумму в 10 млн рублей.
По словам Алексея Беспрозванных, в прошлом году была разработана концепция развития транспортной системы области и города. Он отметил, что изначально были проанализированы все существующие договоры с перевозчиками, которые оказались довольно «слабыми» и с точки зрения контроля, и с точки зрения экономической эффективности. В связи с этим была пересмотрена нормативная база, в соответствии с которой были созданы условия, которые должны соблюдаться перевозчиками для создания более эффективной системы организации пассажирских перевозок. Рассмотрены были все детали этой системы, вплоть до внешнего вида водителей.
«Мы просчитали экономическую модель, которая была бы выгодна перевозчику при соблюдении прописанных норм относительно системы пассажирских перевозок. Однако полное внедрение этой модели за один-два года просто невозможно. Не следует ожидать, что уже завтра появятся в области обновленные автопарки, красивые водители. Поэтому для внедрения модели мы определили срок до 2018 года. Однако уже в течение одного-двух лет жители региона должны увидеть первые итоги преобразований», - пояснил Алексей Беспрозванных.
Он признал, что при внедрении новой модели возможен рост тарифа, однако оговорился, что тариф может расти только пропорционально улучшению качества обслуживания и ни по какой другой системе.
Региональные власти также уверены в стабильном росте авиаперевозок в регионе. По словам чиновников, воронежский аэропорт сейчас получил эффективного инвестора, у которого есть масштабные планы относительно объекта. Кроме того, уже в мае аэропорт должен получить окончательное разрешение на приемку среднемагистральных самолетов Boeing и Airbus, что значительно увеличит его привлекательность среди авиакомпаний и, соответственно, спровоцирует рост конкуренции. По законам экономики, этот факт должен отразиться и на стоимости авиабилетов, которая в настоящее время подчас «заоблачная».
Одним из наиболее сложных вопросов на сегодняшний день остается организация пригородного железнодорожного сообщения. Напомним, что в конце прошлого года ППК «Черноземье» («дочка» РЖД) объявила об отмене, в частности, в Воронежской области семи электричек. Причиной стало недофинансирование перевозок со стороны регионов. Чиновники, в свою очередь, возмутились, пояснив, что тариф на пригородное железнодорожное сообщение (по расчетам РЖД) оказался аналогичен тарифу на таксомоторные перевозки. В настоящее время стороны должно рассудить ФСТ, куда были предоставлены расчеты и РЖД, и областных властей.
В целом, как отметил Алексей Беспрозванных, все те проблемы, которые беспокоят население и которые транслируют от его имени депутаты, становятся приоритетом работы чиновников. Он попросил депутатов подготовить список вопросов и обращений, поступающих от граждан, и по итогам их рассмотрения пообещал составить план работы по ним и, если потребуется, выйти на федеральный уровень.