Воронеж. 07.04.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – Под эгидой ежегодного конкурса журналистких работ Центрального Черноземья «Бал прессы» Агентство Бизнес Информации провело в Центре развития бизнеса Центрально-Черноземного банка Сбербанка РФ «Московский» круглый стол на тему «Пути повышения безопасности водителей на дорогах Воронежской области».
В круглом столе приняли участие:
- Станислав Коняев, заместитель начальника Управления ГИБДД по Воронежской области.
- Юрий Грибанов, генеральный директор Воронежского шинного завода Pirelli.
- Анатолий Шмыгалев, депутат Воронежской областной Думы.
- Андрей Попов, генеральный директор ООО «Автолюкс-Воронеж».
- Николай Киселев, председатель Комитета по защите прав автомобилистов.
- Николай Селезнев, директор НОУ «Центр высшего водительского мастерства».
- Алексей Филимонов, директор спорткомплекса «Белый Колодец».
- Мария Архипова, руководитель группы информационного сопровождения Агентства Бизнес Информации (ABIREG.RU) – модератор круглого стола.
Мария Архипова (М.А.):
- Цель нашего круглого стола – обсудить основные вопросы, затрагивающих проблемы сложившихся аварийных ситуаций на дорогах города и области и формирование рекомендаций по повышению безопасности водителей. Станислав Александрович, приведете статистические данные по региону?
Станислав Коняев (С.К.):
- По итогам 2013 года на территории области зарегистрировано 3,823 тыс. ДТП, в которых погибли 590 и получили ранения 4,672 тыс. человек. Количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 2,5%, погибших – на 4,1% и раненых – на 0,9%. Тяжесть последствий (количество погибших на 100 пострадавших) по сравнению с 2012 годом снизилась с 11,5 до 11,2. За текущий квартал произошло 625 ДТП. По сравнению с прошлым годом это незначительно меньше. 97 человек погибло – это на 7,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, Ранения получили 771 человек – на 6,5% меньше по сравнению первым кварталом 2013 года.
В прошедшем году самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий в области стали столкновения транспортных средств - 41%. Наезды на пешеходов составили третью часть (28,6%) всех ДТП. Число опрокидываний транспортных средств сократилось на 17% и составило 12,7% от общего числа. Каждым десятым ДТП является наезд на препятствия.
В качестве причин совершения ДТП наиболее часто фиксировались следующие виды нарушений:
- 40% - превышение и несоответствие скорости конкретным условиям движения;
- 16% ДТП произошло из-за несоблюдения очередности проезда перекрестков, половина из них зарегистрированы в областном центре;
- 15% - из-за нарушения правил обгона и выезда на полосу дороги, предназначенную для встречного движения.
Острой и актуальной остается проблема пьянства за рулем. В прошедшем году по вине нетрезвых водителей совершено 177 происшествий (-3,3%), в которых 32 человека погибли (+6,7%) и 235 получили ранения (-8,6%). А в этом году в 24 дорожных авариях по вине пьяных водителей погибли пять и травмированы 37 человек. Несмотря на ужесточение законодательных мер, появилась двойная ответственность, что давно не применялось в нашем законодательстве - сейчас у нас и лишение, и огромный штраф – 30 тыс. рублей. Однако водители продолжают садиться за руль в нетрезвом состоянии.
В 2013 году неудовлетворительные дорожные условия послужили сопутствующим фактором в каждом третьем ДТП. В половине случаев это отсутствие либо износ горизонтальной дорожной разметки, в каждом девятом - неудовлетворительное состояние обочин и в каждом десятом случае - плохая видимость дорожных знаков, отсутствие направляющих устройств и световозвращающих элементов на них.
М.А.:
- Вопрос к законодателям. Анатолий Петрович, какие меры предпринимает Дума?
Анатолий Шмыгалев (А.Ш.):
- Мне кажется, чем лучше дороги, тем выше скорость и больше ДТП. У нас статистика показывает другое. Если дороги хорошие, люди увеличивают скорость. Как на яме проедешь быстрее? Тогда влетаешь в яму и не сбиваешь пешехода.
С.К.:
- Есть понятие неудовлетворительных дорожных условий, а есть причины и связи.
А.Ш.:
- Но в целом рост или снижение числа аварий в этом году?
С.К.: В целом - снижение. По погибшим - на 7% и пострадавшим - на 6,5%.
М.А.:
- А с чем это может быть связано?
С.К.:
- Это комплекс мер. И ужесточение ответственности, и улучшение дорожных условий. Федеральные дороги сейчас по сравнению с прошлым 10-летием, а именно - за последние пять лет, гораздо улучшились. И в городе все помним, что было. Даже класс автомобилей влияет. С каждым годом авто лучше. Появляются средства пассивной безопасности.
М.А.:
- Николай Иванович, по поводу подготовки. Может, она стала лучше и поэтому пострадавших меньше?
Николай Селезнев (Н.С.):
- Не сказал бы. Если взять автошколу, водителя готовят нормально. Но возьмем в пример нас. Окончили институт. Идет зачет, сдали и забыли. Так же и водитель. Его готовят правильно, но в то же время, если он не водит, положил удостоверение и забыл, - покупает авто, а ничего не помнит. Если человек два-три месяца не садится за руль, для него это уже становится сложно. Была у меня ученица, училась в Германии. У них автодромов нет, сразу все на улице тренируются. Полицейский на экзамене сидит сзади. Она получила сначала временное удостоверение, а через два года – постоянное. Что касается подготовки, то у всех мнение разное. Но, по-моему, готовят хорошо, правда, практики мало. Вообще, задача автошколы – выдать удостоверение. Все мы где-то работаем – повышаем квалификацию, семинары и прочее. Водители же не учатся нигде – получили удостоверение и все. А потом методом проб и ошибок учатся на дороге. А надо, чтобы был комплекс, как верно действовать – этого нет. Приведу пример. Я в такси обращаюсь, говорю: вот у вас авария, давайте проведем мероприятие учебное, мастер-класс, соревнование. Отвечают: а зачем? У нас профессионалы, а машина разбитая стоит.
С.К.:
- Это больной вопрос. Законодатель убрал ответственность за превышение скорости, до 20 км в час. И сразу мы зафиксировали всплеск аварийности. Потому что теперь в населенном пункте практически можно безнаказанно ездить со скоростью до 80 км в час. А даже 10 км – все-таки существенная величина для такой скорости в городе.
М.А.:
- Есть ли законодательные инициативы?
Николай Киселев (Н.К.):
- Со стороны общественников. Мы подписались на сайте за идею ввести законодательно ограничение в населенных пунктах до 50 км в час. С учетом развития наших дорог 60 - выше крыши. Реально никто не может обеспечить безопасность, при том что у нас остановки, киоски на проезжей части и прочее. Тут и 50 достаточно. В развитых странах Европы такая скорость и допустима.
М.А.:
- Как вы видите развитие этой инициативы?
Н.К.:
- Когда-нибудь добьемся. Надо, чтобы депутаты подключились. Мы-то много вещать можем.
А.Ш.:
- Я другую тему хотел затронуть. Она больше касается людей. Если рассматривать западные страны, есть скорости и 130. А в населенных пунктах есть и 80, и 50. Поэтому надо рассматривать разные участки дорог и исходить из логики. Если человек умный, он смотрит. На проспекте Революции, например, ограничьте – 40, там больше не нужно. А когда поднимается вопрос нарушения закона, то нужно проводить профилактическую работу.
Н.С.:
- Можно по профилактике? У нас есть дорожная программа на телевидении, но она показывает негатив: пьяные, аварии. Положительного ничего. Раньше, например, была передача «Дорожный патруль», где разбирались ДТП: причина, кто виноват. В этой программе можно было, возвращаясь к мастерству обучения, водителя учить. У людей один негатив в сознании. Он сел за руль, вылупил глаза и поехал. При современных машинах, скоростных... даже «Лада Калина» 130-140 идет свободно.
С.К.:
- На всех федеральных каналах запретили шоковую рекламу. Теперь такую терапию можно увидеть только на ТВ3 и еще нескольких частных каналах, которые рассказывают, что с авто делается. И все.
Н.К.:
- В наши советские времена, когда я еще был в погонах, мы монтировали битые вусмерть машины рядом с каждым постом ДПС. Каждый водитель знает: ДТП случается. Естественно, замедляет скорость. Поток аккуратнее сразу.
М.А.:
- Может, по дорогам расставить битые машины?
А.Ш.:
- За рубежом есть такое, что фото погибших семей вывешивают и пишут: они превысили скорость.
С.К.:
- Надо еще наш менталитет учитывать. Никакие увещевания и таблички, картинки страшные не имеют воздействия больше, чем инженерные мероприятия.
А.Ш.:
- Проводилось исследование, на каком этапе совершается водителями ДТП?
С.К.:
- Вы имеете в виду молодых водителей? Мы их называем «молодые водители» или «водители со стажем до трех лет». За 2013 год произошло 3,823 тыс. ДТП. По вине водителей со стажем до трех лет – 532 аварии. Это 15%. Довольно большая цифра. В последнее время отмечается устойчивая тенденция роста ДТП по вине водителей со стажем управления до трех лет. Только за 2013 год количество ДТП по их вине увеличилось на 28,5%, погибших - на 36% и раненых - на 33%. Одной из причин является низкий уровень подготовки водителей в автошколах. Очень много зависит от первичной подготовки - что даст инструктор, как научит. Если инструктор выработает правильные нормы, мы заметную часть ДТП сможем предотвратить. Я сам учился год, была система обучения в учебно-производственных комбинатах, а сейчас к системе обучения вопросы есть. Думаю, они законодательные. Сейчас переделываются программы подготовки водителей.
М.А.:
- На уровне региона исправить кардинально ситуацию невозможно? Нужны федеральные инициативы?
Н.С.:
- Дело в количестве часов и количестве практики будущего водителя. Одно дело, он проедет 200-300 часов с инструктором по городу, а у нас два часа откатались на автодроме. Кто-то имеет первичные навыки, а кто-то первый раз, ему больше времени надо. Потом 16 часов катаются по улицам, где проходит экзаменационный маршрут и все. Если увеличить количество часов, ситуация поменяется, именно с молодыми водителями. К примеру, в Тамбовской области приняли закон: водитель должен отучиться 50 часов. Водитель, есть навыки у него или нет, должен отъездить. Это областной закон. У нас же в автошколах на выбор: 10, 20 или 30 часов.
Н.К.:
- Еще добавлю: по факту любой предпринимать может получить лицензию и открыть автошколу. Какие люди будут обучать водителей – неизвестно. И самое главное, ГИБДД не может контролировать, кому лицензии выдаются. А потом статистика показывает по первым трем годам, когда водитель еще, по сути, потом доучивается, а отвечает за статистику автоинспекция. Не раз ставили вопрос: людей учат лишь бы сдать экзамен.
С.К.:
- Наизусть заучиваются билеты, и порой кандидат в водители даже сути вопроса не понимает. Мы раньше разбирали каждый билет: почему нельзя сюда ехать? Потому что запрещено таким-то правилом, создается угроза ДТП.
Алексей Филимонов (А.Ф.):
- То же самое на автодроме. 10 раз по горке проехал, а потом в город выехал… Он в теории, не понимает, как действовать в нестандартной ситуации. У всех в подсознании – тормозить, например, при заносе. А это приводит к более грубым последствиям. Как правильно отреагировать в первые доли секунды? Ведь тормозить – самая первая ошибка.
Н.С.:
- Знаю двух ребят, алкаши алкашами. Вот могут они что-нибудь дать?
М.А.:
- Вопрос от журналистов. Юрий, Михайлович, с чем связано, по вашему мнению, принятие решения некоторых водителей не «переобуваться»? Расскажите как производитель об отличии зимних шин от летних.
Юрий Грибанов (Ю.Г.):
- Почему не меняют резину - это вопрос к водителям. Отсутствует пока законодательство, в Европе оно есть.
М.А.:
- Да, как раз обсуждали случай, когда на границе с европейской страной спросили: проверили шины, а не документы.
Ю.Г.:
- Очень важно, чтобы водители понимали, что абсолютно универсальных шин для наших широт не бывает. Ни одна шина не может обеспечить комфорт и безопасность движения в совершенно разных погодных условиях. Зимние шины при температуре +5С становятся мягче и буквально «плавятся» на дороге. В таком состоянии они не выполняют своих функций, сцепление с дорогой слабое, устойчивость автомобиля становится минимальной. С летними шинами зимой все еще серьезнее: попробуйте положить в холодильник жевательную резинку – она затвердеет так, что ее невозможно будет смять. Летние шины зимой так же твердеют на холоде: их химические свойства не рассчитаны на низкие температуры. В итоге, помимо того что рисунок протектора летних шин не приспособлен для контакта со снегом и льдом, вы едете на такой околевшей «дубовой» резине. Сами судите, о какой безопасности здесь может идти речь: вероятность заноса увеличивается даже при относительно сухом покрытии, колесо может разорвать даже при проколе.
Мы как производители настоятельно рекомендуем своевременную смену резины, водители должны раз и навсегда принять тот факт, что сезонная замена шин - это не блажь и не роскошь. Это обязательное условие безопасности.
С.К.:
- У нас были ДТП, когда, видимо, из экономии средств на переднеприводный авто устанавливали зимние шины, а назад - летние. Соответственно, его заносит. Если менять шины, то полностью, чтобы разницы в сцеплении колес не было. Есть страшные ДТП - вынос машины. Дорожные службы, например, снег убрали, а шуга осталась. Летний протектор забивается и идет боковой вынос на встречную, удар в бок серьезный. Естественно, мы тоже призываем к своевременной смене шин. И с зимней на летнюю тоже.
М.А.:
- На законодательном уровне надо вводить требование перемены шин?
С.К.:
- Водитель эксплуатирует транспортное средство как источник повышенной опасности и, прежде всего, должен сам думать о безопасности. Бывает, и в мае снег идет.
Ю.Г.:
- Надо регламентировать. К сожалению, все воззвания к сознанию не приводят ни к чему. В той же Европе, в странах, климат которых схож с нашим, действуют законы, предписывающие обязательное наличие зимней резины.
Что касается экономии, тот тут важно понимать, что мы говорим о безопасности. Стоимость шин или человеческая жизнь…На мой взгляд, экономия в этом вопросе неуместна.
Н.К.:
- Тогда надо отдавать на усмотрение регионов. Как в масштабах России? У нас в Магадане 1 июля реки еще не вскрылись.
Ю.Г.:
- Мы, со своей стороны, готовы участвовать в различных мероприятиях, доносить до населения, важность соблюдения правил безопасного вождения и своевременной замены шин. Например, в Кирове, где находится еще один завод Pirelli в России, компанией проводятся совместные мероприятия с ГИБДД по выдаче светоотражающих устройств.
С.К.:
- У нас это тоже есть. В начале учебного года и перед каникулами много мероприятий проходит: акция «Засветись», тематические уроки и другие.1 сентября инспекторы едут в школы, выдают световозвращающие приспособления («фликеры») первоклашкам. Своему ребенку на рюкзак повесил. Эта работа ведется. Будем рады сотрудничеству.
М.А.:
- Еще вопрос. Есть ли статистика аварийности или жалобы на громких гонщиков? Речь идет о шуме.
С.К.:
- Действительно, проблема серьезная. С одной стороны - жители, пишущие жалобы, что мотоциклы день и ночь ездят. Все машины, устанавливающие громкие глушители, мы наказываем и боремся с ними. Это молодежь в основном. То же самое касается мотоциклов. У них специфический звук. Но также идут жалобы от мотоциклистов: на каком основании им въезд в центр запрещен? Мол, у меня такое же ТС. Эта проблема особенно актуальна в весенне-летний сезон. Некоторые ездят с запредельной скоростью. Многие мотоциклисты, купив кожаный костюм, решили, что он защитит. Это не так. Попадая в ДТП, это тот же пешеход, только со скоростью 100 км в час.
А.Ш.:
- Хотел бы поставить проблему в другую плоскость. Я за мотоциклы. Вся Европа так движется, и пробок меньше, экология - тут много положительных факторов. Я за разумное использование мотоциклов. Хочу, чтобы Воронеж выступил центром борьбы за жизнь людей. Мы оцениваем гибель людей, но на Западе это касается и шума лифта, и прочего - нужно снизить количество шума. Мы же с этим не работаем. Я разрабатывал закон и предложил увеличить штраф до 5 тыс. рублей. Сейчас штраф за нарушение шумовых норм - до 500 рублей, было 100... Вопрос в борьбе с шумом, который производят автотранспортные средства. Три года пишу в ГАИ, задаю вопрос Александру Николевичу: когда будем бороться? Я буду принимать участие, разработаем закон.
С.К.:
- У нас нет технических средств. Даже эвакуатора, которым мы можем эвакуировать мотоцикл. Это большая проблема. Останавливаем человека без документов, составляем административные протоколы...
А.Ш.:
- Готов лично рассмотреть этот вопрос. Как определить уровень шума? Есть устройства, определяющие уровень шума. Давайте проводить совместные рейды. Давайте примем законодательные меры. Я поставлю эвакуатор, уберете тогда с проспекта?
С.К.:
- Не могу обещать. Есть жалобы и от мотоциклистов – пишут: почему запрещают им ездить? Это якобы нарушение конституционных прав. Но я согласен: комфортно жить в городе должны все жители. И с мотоциклистами должна работать не только Госавтоинспекция. Это проблема общества.
М.А.:
- Станислав Александрович, вопрос к вам: в Воронеже известны случаи, когда эксперты по ДТП приезжают на место ДТП, когда их не вызывают. Какой статус они имеют?
С.К.:
- Они имеют статус такой же, как аварийные комиссары. Их сейчас много. Практикующие юристы. В Воронеже происходит в среднем 100-200 ДТП, в которых ТС получили техповреждения. И нередко приходится ждать инспекторов ДПС на месте аварии по несколько часов. Но есть пункт 2.6.1 Правил дорожного движения, который при наличии ряда условий позволяет водителям самим оформить документы для предоставления в страховую компанию даже без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Но водители могут воспользоваться и услугами практикующих юристов. Это уже их выбор.
Н.К.:
- Статуса у них нет. Обыкновенные люди предлагают свои услуги по оформлению ДТП.
М.А.:
- Подводя итоги: нужно подключать Думу, чтобы появлялись инициативы, благодаря которым вы сможете получить какие-то рычаги влияния?
С.К.:
- Нужно привлекать к решению проблемы всех: и законодателей, и органы исполнительной власти, и общественность. Безопасность требует комплексного подхода.
А.Ф.:
- К сожалению, молодежь видит пропаганду западных фильмов, например, Need For Speed. На красный проехать - это профессионализмом считается. И у нас есть такие экстремалы - это клубы стритрейсеров. Им главное – адреналин, любой маневр сделать опаснее. Но это все только создает проблемы и им самим, и окружающим. Мы совместно с сотрудниками ГИБДД начали бороться с ними еще пару лет назад, но хочется расширить эту работу.
Андрей Попов (А.П.):
- Не хватает социального воспитания. Изучение ПДД должно быть общеобразовательным предметом с 1-го по 11-ый класс. Сейчас в семье уже по два-три авто. Мы же проводим военную подготовку, а в ДТП больше гибнет, чем сегодня на войнах. Нужно показывать социальные ролики в противопоставление этим западным фильмам.
М.А.:
- Подводя итоги, можно сказать, что к вопросу безопасности нужно подходить комплексно. Это задача Госавтоинспекции, органов исполнительной и законодательной власти, общественности. Совместные профилактические мероприятия, социальные ролики, дальнейшее обустройство и ремонт дорог, а также необходимые законодательные инициативы и общественный контроль – все это поможет сделать наши дороги безопаснее и комфортнее.