Воронеж. 14.04.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Перефразируя Льва Толстого, можно сказать, что все страны BRICS счастливы по-разному, а вот несчастны одинаково. Общая проблема, которая коснулась, в особенности России и Китая, – рост долгов регионов. Сейчас субъекты Российской Федерации должны более 1,5 трлн рублей, и многие исследователи считают, что это – только начало.
Можно долго и с цифрами рассказывать про истоки проблемы, но суть ее достаточно банальна и состоит в том, что в ходе реформы межбюджетных отношений значительная часть налогов ушла в центр, при этом все последние годы социальные обязательства все в большей степени скидывались на регионы. Ситуация эта не новая, но в последние годы из-за необходимости выполнять социальные («майские») указы президента уровень долга регионов приблизился к отметкам, после которых выходом из ситуации может стать банкротство. Например, самая закредитованная область Черноземья – Белгородская – уже должна почти 90% от доходов годового бюджета. Орловская (задолженность чуть больше 50% доходов бюджета), Тамбовская, Воронежская, Липецкая области (все три пока имеют около 40% долга) пока находятся в середине списка регионов по объему долгов. Курская область с ее долгом на уровне около 20% от доходов и вовсе в «передовиках».
Впрочем, вопрос пока заключается не в уровне долга (он далек от опасного по всем регионам, кроме Белгородчины) – проблема в крайне неприятной динамике. Например, бюджет Воронежской области на 2014 год сверстан с предельно допустимым дефицитом – почти 15% от расходов. Аналогичная ситуация в Курской (11%), Липецкой (11%), Белгородской (11%) и Орловской области (10%). В Тамбовской области чуть лучше – дефицит всего 7,3% от расходов. Бездефицитных бюджетов нет даже в планах областей на 2015-2016 годы. Впрочем, эта ситуация в России наблюдается почти во всей стране – профицитными бюджетами могут похвастаться всего шесть регионов. Все это сопровождается постепенным сокращением бюджетной поддержки со стороны центра. В результате при нынешней динамике уже через пять-семь лет статьи бюджета, связанные с обслуживанием долга, вполне могут оказаться сопоставимыми со всеми остальными расходами.
Перспективы прорывного роста доходов, которые могли бы закрыть дыру в бюджете, тоже не просматривается. В текущих условиях «околонулевого» роста экономики, сокращения трудоспособного населения и непонятной внешней конъюнктуры доходы если и будут расти, то не более чем на величину инфляции, то есть +2-3%. И это еще оптимистично. Возможности для снижения расходов, конечно, есть в любом бюджете, но не думаю, что это хотя бы уровень нынешнего дефицита. Например, если в области совсем не останется чиновников (со всеми их машинами, льготами и зарплатами), то все равно бюджет будет сведен без профицита. Таким образом, единственным способом улучшить ситуацию будут усилия глав регионов по «выбиванию» средств из Москвы. Не факт, что способ реалистичный, тем более что для этого не надо демонстрировать эффективность работы и высокие результаты, а надо просто знать, как открывать двери в нужные кабинеты. В результате области, демонстрирующие хорошие показатели в социально-экономическом развитии, пускай и за счет трат (как, например, Белгородская), вполне могут быть уравнены в бюджетной помощи с отстающими.
Повторюсь: пока совокупный долг регионов Черноземья невелик, и на Крым, к примеру, уже потратили больше. Однако ситуация ухудшается, и внятной перспективы выхода не прослеживается. Решение ситуации с бюджетным дефицитом нужно искать уже сейчас.
Какие же варианты оздоровления ситуации сейчас прослеживаются? Кроме тотального изменения системы межбюджетных отношений, малореального в текущих условиях, только косметические. Это может быть списание задолженности перед Минфином по бюджетным кредитам, рост субвенций из бюджета или погашение задолженности бюджетов регионов из Фонда национального благосостояния. Все эти варианты – ситуативные и не решающие вопрос в целом. Да и они рассматриваются на маргинальном уровне, ни один серьезный чиновник их никогда не озвучивал.
Удивляет пассивность представителей областей в законодательной власти, которые ни разу не подняли эту проблему. Конечно, легче в очередной раз побороться за нравственность, чем реально помочь региону в финансовых делах.